Студопедия — на роль клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ры, ис­поль­зуя такое син­так­си­че­ское сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти, как _______ в пред­ло­же­ни­ях 36—37».
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

на роль клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ры, ис­поль­зуя такое син­так­си­че­ское сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти, как _______ в пред­ло­же­ни­ях 36—37».






 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) эпи­тет

2) ан­то­ни­мы

3) вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние

4) диа­лек­тизм

5) ме­та­фо­ра

6) пар­цел­ля­ция

7) ци­ти­ро­ва­ние

8) раз­го­вор­ная лек­си­ка

9) ряд од­но­род­ных чле­нов

 


(1)В со­вре­мен­ном обществе целый океан проблем. (2)0ни об­сту­па­ют нас всюду, и по какой до­рож­ке ни пойдёшь, воз­ни­ка­ют новые. (3)Возьмём во­прос о чте­нии — на уроке, домашнем. (4)0 том, много ли читают, как читают, как от­но­сят­ся к книге. (5)Тоже дело очень сложное. (6)Сейчас, по моим наблюдениям, чи­та­ют гораздо меньше, чем 25—30 лет назад. (7)Я помню годы войны, когда я маль­чиш­кой оказался в эвакуации, в тылу, в осо­бых больничных условиях. (8)Какой ве­ли­кой ценностью была для нас книга! (9)Готовы были вы­ме­нять её на любую маль­чи­ше­скую радость — на марки, на рогатки, да на что угодно. (10)Причём вы­ме­нять не в лич­ное пользование, а толь­ко почитать. (11)Уже это было счастьем. (12)Наиболее по­пу­ляр­ны­ми мальчишками среди нас были те, кто умел пе­ре­ска­зать книгу, ко­то­рую никто не видел в глаза. (13)Те, кто мог рас­ска­зы­вать «Трёх мушкетёров», «Всадника без головы» и... «Войну и мир». (14)Да-да, «Войну и мир», это серьёзнейшее произведение, я услы­шал в рас­ска­зах мальчика один­на­дца­ти лет.(15)В де­сять лет я про­чи­тал «Мёртвые души» Го­го­ля и «Коварство и любовь» Шиллера. (16)Не могу сказать, что я мно­гое понял, но я до сих пор пред­став­ляю себе какие-то сцены из Шиллера.(17)Под вли­я­ни­ем всё убыстряющегося, всё более нерв­но­го ритма жизни по­яви­лась тенденция, ко­то­рую многие счи­та­ют неизбежной и закономерной: вме­сто того чтобы чи­тать объёмные ро­ма­ны великих писателей, можно по­смот­реть экранизацию и по­зна­ко­мить­ся с со­дер­жа­ни­ем книги. (18)Более или менее удачно... (19)Некоторые считают, что это очень со­вре­мен­но и даёт боль­шое преимущество человеку, так как эко­но­мит его время, ко­то­рое необходимо за­тра­тить на озна­ком­ле­ние с произведением. (20)Это так удоб­но для школьника, ко­то­ро­му столько нужно про­чи­тать «по программе»!(21)Я же думаю, что те­ле­ви­зор — ве­ли­кий враг книги. (22)Несчастье, что дети слиш­ком много и не­раз­бор­чи­во смотрят те­ле­ви­зор и слиш­ком мало чи­та­ют книги. (23)Конечно, те­ле­ви­де­ние — ве­ли­кая сила и без него труд­но обойтись в нашей жизни, в учёбе. (24)Но ис­поль­зо­вать его надо разумнее. (25)Когда в ре­сто­ра­не нам пред­ла­га­ют меню из ста блюд, мы, естественно, не берём всё подряд. (26)Одно или два, и мы уже сыты. (27)Но что мы де­ла­ем с телевидением? (28)Хаотично, когда придется, вклю­ча­ем аппарат и «смотрим», что ни показывают. (29)Варварство. (ЗО)Нужно фор­ми­ро­вать вкус у ребят, чтобы они могли вы­брать то, что можно об­су­дить потом с друзьями, с учителями.

(31)Воспитание вкуса — от­дель­ная тема. (32)Это можно де­лать только на вы­со­ких образцах. (33)К сожалению, сей­час появилось много ху­до­же­ствен­ных произведений весь­ма невысокого ху­до­же­ствен­но­го уровня. (34)Привыкая к ним, мы те­ря­ем ориентиры. (35)Воспитывать вкус можно на Толстом, на Достоевском, на Пушкине. (Зб)Главное — на­учить­ся различать, что дей­стви­тель­но красиво, а что подделка. (37)Что ново и оригинально, а что ба­наль­но и истёрто, ты­ся­чу раз встречалось. (38)Поэтому — не искусство: ис­кус­ство всегда ново, что-то открывает. (39)Воспитать вкус можно лишь чтением, вдумыванием, вгля­ды­ва­ни­ем в тек­сты истинно совершенные.


 

Та­лант­ли­вый пуб­ли­цист, Д. Гра­нин умело со­еди­ня­ет точ­ные факты с глу­бо­ко лич­ным от­но­ше­ни­ем к со­бы­ти­ям и пер­со­на­жам, с под­лин­ной эмо­ци­о­наль­но­стью. Этим обу­слов­ле­но со­че­та­ние в тек­сте таких приёмов, как _______ (пред­ло­же­ние 13),_______(«слово, дано было слово» в пред­ло­же­нии 23), та­ко­го тропа, как _______ (пред­ло­же­ния 21—22), и та­ко­го син­так­си­че­ско­го сред­ства, как_______ (на­при­мер, пред­ло­же­ние 6).


Спи­сок тер­ми­нов:

1) развёрну­тая ме­та­фо­ра

2) ци­ти­ро­ва­ние

3) иро­ния

4) лек­си­че­ский по­втор

5) эпи­те­ты

6) ли­то­та

7) жар­го­низм

8) срав­ни­тель­ный обо­рот

9) ри­то­ри­че­ский во­прос

 


(1)Многие счи­та­ют понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо — не те условия. (2)Для одних это свя­за­но с та­ки­ми действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно за­щи­тить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь се­год­ня заменена более вы­со­ким понятием — принципиальность. (4)Вместо че­ло­ве­ка чести — че­ло­век принципов...(5)Как может уста­реть чувство чести, чув­ство собственного достоинства, су­гу­бо личное нрав­ствен­ное чувство? (6)Как может уста­реть понятие чести, ко­то­рая даётся че­ло­ве­ку однажды, вме­сте с именем, и ко­то­рую нельзя ни возместить, ни исправить, ко­то­рую можно толь­ко беречь?(7)Мне вспо­ми­на­ет­ся случай, свя­зан­ный с име­нем А.П Чехова. (8) В 1902 году цар­ское правительство ан­ну­ли­ро­ва­ло избрание Мак­си­ма Горького в почётные академики. (9)В знак про­те­ста Короленко и Чехов от­ка­за­лись от зва­ния академиков. (10)Для Че­хо­ва это был акт не толь­ко общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при из­бра­нии Горького он по­ви­дал­ся с ним и пер­вый поздравил его. (12)А теперь, когда Ака­де­мия наук известила, что вы­бо­ры недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я По­здрав­лял сердечно, и я же при­знаю выборы не­дей­стви­тель­ны­ми —. такое про­ти­во­ре­чие не укла­ды­ва­ет­ся в моём сознании, при­ми­рить с ним свою со­весть я не мог, — писал он в Ака­де­мию наук. — И после дол­го­го размышления я мог прий­ти только к од­но­му решению... о сло­же­нии с меня зва­ния почётного академика». (14)А ведь так сло­жи­лись обстоятельства, вроде не­за­ви­си­мые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, кон­крет­ное понятие, как слово, дан­ное человеком. (17)Оно не под­твер­жде­но никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, де­ло­во­го человека, ко­то­рый обещал сде­лать ремонт к такому-то числу, со­брать людей, при­вез­ти оборудование, при­нять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, при­мет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ни­че­го страшного, ни­ка­кой катастрофы, если ис­клю­чить одно обстоятельство — слово, дано было слово.
{По Д. Гранину)

 

С му­зы­кой, ко­то­рая зву­чит как на­по­ми­на­ние о ро­ди­не, че­ло­век­ни­ко­гда не оста­нет­ся си­ро­той. К этому убеж­де­нию при­хо­дит ав­тор­тек­ста. Под­твер­жде­ние этой мысли — _______ («как вздох своей земли» в пред­ло­же­нии 34). Более того, му­зы­ка про­буж­да­ет не­толь­ко чув­ства, но стрем­ле­ние со­вер­шать хо­ро­шие по­ступ­ки. Как до­ка­за­тель­ство — в пред­ло­же­нии 32 ис­поль­зу­ет­ся такой троп, как _______ («не про­рас­та­ла жа­ло­стью»). В тек­сте ис­поль­зу­ет­ся _______ («вос­тор­жен­ны­ми» сле­за­ми — пред­ло­же­ние 20). При­да­ют осо­бую эмо­ци­о­наль­ность тек­сту _______ (пред­ло­же­ния 8, 23)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) срав­ни­тель­ный обо­рот

2) ли­то­та

3) эпи­тет

4) иро­ния

5) ме­та­фо­ра

6) пар­цел­ля­ция

7) во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

8) экс­прес­сив­ный по­втор

9) вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

 

(1)На за­двор­ках нашего села сто­я­ло на сваях длин­ное помещение из досок. (2)Я пер­вый раз в жизни здесь услы­шал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём нее рас­ска­зы­ва­ла мне музыка? (5)0 чём-то очень большом. (6)На что же это жа­ло­ва­лась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горь­ко мне. (8)Хочется заплакать, от­то­го что мне жалко са­мо­го себя, жалко тех, что спят не­про­буд­ным сном на кладбище!
(9)Вася, не пе­ре­ста­вая играть, говорил: «(10)Эту му­зы­ку написал человек, ко­то­ро­го лишили са­мо­го дорогого. (11)Если у че­ло­ве­ка нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, со­жа­ле­ние о ней, го­речь утрат, даже боль от ран, — но ни­ко­гда не про­хо­дит и не гас­нет тоска по родине. (13)Эту му­зы­ку написал мой зем­ляк Огинский. (14)Написал на границе, про­ща­ясь с родиной. (15)0н по­сы­лал ей по­след­ний привет. (16)Давно уже нет ком­по­зи­то­ра на свете, но боль его, тоска его, лю­бовь к род­ной земле, ко­то­рую никто не может отнять, жива до сих пор».(17) «Спасибо вам, дяденька», — про­шеп­тал я. (18) «За что, мальчик?» — (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными сле­за­ми благодарил я Васю, этот мир ночной, спя­щее село, а также спя­щий за ним лес. (21)В эти ми­ну­ты не было для меня зла. (22)Мир был добр и оди­нок так же, как я. (23)Во мне зву­ча­ла музыка о не­ис­тре­би­мой любви к родине! (24)Енисей, не спя­щий даже ночью, мол­ча­ли­вое село за моей спиной, кузнечик, из по­след­них сил ра­бо­та­ю­щий наперекор осени в крапиве, от­ли­ва­ю­щей металлом, — это была моя родина.(25)...Прошло много лет. (26)И вот од­на­ж­ды в конце войны я стоял возле пушек в раз­ру­шен­ном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, рас­по­ло­жен­ном через улицу от меня, раз­да­лись звуки органа. (29)Эта му­зы­ка разбередила воспоминания. (ЗО)Когда-то мне хо­те­лось умереть от не­по­нят­ной печали и вос­тор­га после того, как я по­слу­шал полонез Огинского. (31)Но те­перь та же музыка, ко­то­рую я слу­шал в детстве, пре­ло­ми­лась во мне и закаменела, осо­бен­но та её часть, от ко­то­рой я пла­кал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хва­та­ла за горло, но не вы­жи­ма­ла слёз, не про­рас­та­ла жалостью. (ЗЗ)Она звала куда-то, за­став­ля­ла что-нибудь делать, чтобы по­тух­ли эти пожары, чтобы люди не юти­лись в го­ря­щих развалинах, чтобы небо не под­бра­сы­ва­ло взрывами. (34)Музыка власт­во­ва­ла над оце­пе­нев­шим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хра­нил в серд­це человек, ни­ко­гда не ви­дав­ший родины и всю жизнь тос­ко­вав­ший о ней.

 

№ 342. «Рас­суж­дая на тему твор­че­ства и «на­хож­де­ния себя», автор ис­поль­зу­ет такой прием, как _______ (пред­ло­же­ния 8—9; 17—18). Что может по­ме­шать твор­че­ской лич­но­сти? Ис­поль­зо­ван­ные в 13-м пред­ло­же­нии _______ дают, по мне­нию ав­то­ра, ответ на этот во­прос. Го­во­ря о том, какие про­фес­сии можно счи­тать твор­че­ски­ми, а какие — нет, В. Белов в 20-м пред­ло­же­нии ис­поль­зу­ет _______. Это даёт воз­мож­ность под­го­то­вить чи­та­те­ля к по­ни­ма­нию сле­ду­ю­ще­го, 21-го пред­ло­же­ния. Кроме этого, в тек­сте ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­на _______, на­при­мер, «по­треб­ность», «лич­ность», «ори­ен­та­ция», «прин­ци­пы» и др.»

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) срав­ни­тель­ный обо­рот

2) ли­то­та

3) ан­то­ни­мы

4) иро­ния

5) про­сто­реч­ная лек­си­ка

6) ряды од­но­род­ных чле­нов

7) во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

8) об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ская лек­си­ка

9) ри­то­ри­че­ский во­прос

10) вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

 


(1)Не бы­ва­ет абсолютно оди­на­ко­вых и со­всем бездарных людей! (2)Каждый рож­да­ет­ся с пе­ча­тью какого-либо таланта. (3)Потребность твор­че­ства так же естественна, как по­треб­ность пить или есть; она теп­лит­ся в каж­дом из нас даже в самых не­ве­ро­ят­но тяжких условиях. (4)Каждая лич­ность по-своему талантлива, своеобразна. (5)Людей, аб­со­лют­но плохих внут­рен­не и внешне, к счастью, не существует.(6)То, что по­треб­ность творчества свой­ствен­на каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребёнка есть по­треб­ность в игре. (7)Каждый ре­бе­нок хочет играть, то есть жить творчески. (8)Почему же с го­да­ми творчество по­не­мно­гу исчезает из нашей жизни, по­че­му творческое на­ча­ло сохраняется и раз­ви­ва­ет­ся не в каж­дом из нас? (9)Грубо говоря, потому, что мы либо за­ня­лись не своим делом (не нашли себя, сво­е­го лица, сво­е­го таланта), либо не на­учи­лись жить и тру­дить­ся (не раз­ви­ли таланта). (10)Второе не­ред­ко зависит от первого, но и пер­вое от вто­ро­го не все­гда бывает свободно. (11)Если не на­учишь­ся трудиться, так и не узнаешь, чем на­гра­ди­ла тебя природа.
(12)Если же ду­хов­ный потенциал слаб, то лич­ность стирается, нивелируется, быст­ро теряет индивидуальные, при­су­щие ей одной черты. (13)Стройному восхождению, твор­че­ско­му раскрепощению лич­но­сти может по­ме­шать любой душевный, семейный, об­ще­ствен­ный или ми­ро­вой разлад, любая неурядица, которые, кста­ти сказать, бы­ва­ют разные. (14)Например, одно дело, когда нет обуви для того, чтобы хо­дить в школу (а то и самой школы), и со­всем другое, когда тебя силой за­став­ля­ют постигать му­зы­каль­ную грамоту. (15)Конечно, вто­рой случай предпочтительнее, но раз­лад есть разлад. (16)Поэтому мы видим, что об­ще­ствен­ная ориентация от­нюдь не все­гда безошибочна и что мода во­об­ще вредна в таком деле, как дело на­хож­де­ния себя.(17)Почему, собственно, счи­та­ет­ся творческой толь­ко жизнь ар­ти­ста или художника? (18)Ведь ар­ти­стом и ху­дож­ни­ком можно быть в любом деле. (19) Это долж­но быть нормой. (20)Ореол ис­клю­чи­тель­но­сти той или иной профессии, де­ле­ние труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и по­ощ­ря­ет мысль о не­до­ступ­но­сти творчества для всех и для каждого. (21) Но это впол­не устраивает сто­рон­ни­ков нивелирования личности, ко­то­рые выделяют без­ли­кую толпу без­дар­ных людей и про­ти­во­по­став­ля­ют ей людей талантливых. (22)Но это не справедливо!

 

 

Убе­ди­тель­ность и эмо­ци­о­наль­ность речи учёного-фи­ло­со­фа А.Ф. Ло­се­ва при­да­ют тропы, на­при­мер,_______ ("«слад­кий плод» уче­ния" в пред­ло­же­нии 11), дей­ствие ко­то­рых уси­ли­ва­ет такой приём, как_______ ("фор­ми­ро­ва­ние в нас лич­но­сти, имен­но лич­но­сти" в пред­ло­же­нии 2), и экс­прес­сив­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, в част­но­сти_______ ("в от­но­ше­нии к людям, об­ще­ству, го­су­дар­ству" в пред­ло­же­нии 6), а также_______ ("по­гу­бив много жизни на раз­ные за­ба­вы" в пред­ло­же­нии 15, пред­ло­же­ние 16)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) ме­та­фо­ра

2) диа­лек­тиз­мы

3) лек­си­че­ский по­втор

4) ряд од­но­род­ных чле­нов

5) ли­то­та

6) пар­цел­ля­ция

7) про­сто­реч­ное слово

8) ци­ти­ро­ва­ние

9) ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние

 


(1)Оставляя пока в сто­ро­не все ма­те­ри­аль­ные выгоды, ко­то­рые мы по­лу­ча­ем от науки, об­ра­тим внимание на ту её сторону, ко­то­рая доставляет нам внут­рен­нее удовлетворение и слу­жит главной при­чи­ной нашего ду­хов­но­го развития. (2)Цель изу­че­ния наук и пе­ре­ра­бот­ки тех сведений, ко­то­рые они доставляют, есть фор­ми­ро­ва­ние в нас личности, имен­но личности, то есть со­во­куп­но­сти таких идей и убеждений, ко­то­рые бы со­ста­ви­ли собой не­отъ­ем­ле­мую принадлежность на­ше­го «я». (3)Каждый че­ло­век представляет собой не­за­ви­си­мое и обособ­лен­ное целое. (4)Быть цельным, быть са­мо­сто­я­тель­ной единицей, то есть иметь своё дей­стви­тель­но своим, — идеал об­ра­зо­ван­но­го человека. (5)Но при­об­ре­сти убеждения, ко­то­рые бы об­ра­зо­ва­ли в нас личность, можно лишь путём дол­го­го и упор­но­го изучения наук. (6)Имея свои убеждения, мы ста­но­вим­ся в определённое от­но­ше­ние к окру­жа­ю­щим людям, к обществу, к государству, и это уже долж­но доставить нам боль­шое удовлетворение. (7)Да, кроме того, одно чи­стое знание без вся­ко­го употребления его на вы­ра­бот­ку миросозерцания уже слу­жит для че­ло­ве­ка источником вы­со­ких наслаждений.(8)Но наука при­но­сит «сладкие плоды» даже таким людям, ко­то­рые по своей бли­зо­ру­ко­сти не ждут от неё ду­хов­но­го удовлетворения. (9)Многие при изу­че­нии наук пре­сле­ду­ют только одни ма­те­ри­аль­ные выгоды, и в их осо­зна­нии достижение из­вест­но­го «образования» все­гда соединяется с по­лу­че­ни­ем материальных преимуществ. (10)В этом слу­чае «плоды учения» ещё более очевидны. (11)Если че­ло­век достиг из­вест­но­го положения в обществе, если он обес­пе­чил себе без­бед­ное существование, то «сладкий плод» уче­ния становится для него пря­мой реальной действительностью. (12)Но можно не­ред­ко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или про­сто из-за дур­ных условий существования, не по­лу­чив в мо­ло­до­сти достаточного образования, всту­пи­ли в жизнь без вся­ких познаний и под­го­тов­ки для де­я­тель­но­сти в ка­че­стве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не ис­пы­та­ли всех труд­но­стей первых лет уче­ния по своей лености, все­гда упрекают самих себя и на­чи­на­ют «учиться» уже в зре­лых годах. (14)Пока не сде­ла­ют­ся образованными, они не могут рас­счи­ты­вать на те вы­го­ды и ту пользу, ко­то­рую другие люди по­лу­ча­ют после мно­гих лет труда и лишений' ради образования.
(15)Вместе с теми, кому ме­ша­ли раньше учить­ся внешние обстоятельства, они, на­чи­ная заниматься, с удо­воль­стви­ем переносят все труд­но­сти учения и ду­ма­ют вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на раз­ные забавы», с со­жа­ле­ни­ем говорил:(16)Грустно думать, что напрасно
Была нам мо­ло­дость дана!(17) Вы­го­ду образования можно срав­нить с уро­жа­ем на земле крестьянина. (18)Ранней вес­ной он на­чи­на­ет свои по­ле­вые работы и тру­дит­ся всё лето, не­смот­ря на страш­но изнуряющую жару, в поле, где нет ни од­но­го дерева, ко­то­рое бы могло скрыть его под свою тень. (19)Но чест­но потрудившегося кре­стья­ни­на ожидает удо­воль­ствие отдыха и пол­но­го материального до­стат­ка на круг­лый год.

 

Автор ведёт диа­лог с чи­та­те­лем, ис­поль­зуя такой приём, как_______ (пред­ло­же­ния 27 — 29, 37 — 39). Об­ще­ние ав­то­ра с чи­та­те­лем эмо­ци­о­наль­но, по­ле­мич­но, что подчёрки­ва­ет, на­при­мер, упо­треблённое в тек­сте_______ («враньё»). Такой приём, как_______ («можно спо­кой­но про­жить» в пред­ло­же­нии 31 — «без ко­то­рых жить труд­но» в пред­ло­же­нии 33), и такой троп, как _______ (в пред­ло­же­нии 34), поз­во­ли­ли ав­то­ру очень убе­ди­тель­но и об­раз­но вы­ска­зать свою точку зре­ния».

Спи­сок тер­ми­нов:

1) ме­та­фо­ра

2) диа­лек­тизм

3) лек­си­че­ский по­втор

4) ряды од­но­род­ных чле­нов

5) эпи­те­ты

6) пар­цел­ля­ция

7) про­сто­реч­ное слово

8) во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

9) про­ти­во­по­став­ле­ние

 

(1)Любите ли вы ли­те­ра­ту­ру так, как люблю её я? (2)То есть лю­би­те ли вы чи­тать книги?(3)Затратное занятие. (4)Но это как посмотреть. (5)Есть книги, не со­кра­ща­ю­щие жизнь на часы, что по­тра­че­ны на их чтение, а удли­ня­ю­щие её. (6)Словно по­бы­вал в местах, где ни­ко­гда не был, сошёлся с людьми, с ко­то­ры­ми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, ре­аль­нее друзей, от­кро­вен­нее самых близ­ких людей.(7)Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.(8)Есть и другие. (9)Потраченное на них время вы­черк­ну­то из жизни. (10)Будто про­си­дел три часа на бес­по­лез­ном собрании. (11)После таких книг ста­но­вишь­ся только глупее.(12)Вечная про­бле­ма выбора. (13)Электронные вер­сии толстых жур­на­лов немного об­лег­ча­ют жизнь. (14)Можно спо­кой­но полистать, присмотреться, принюхаться. (15)Но по­ли­гра­фия нынче быстрая, книгу из­да­ют за две-три недели. (16)А в «толстяках» ре­дак­ци­он­ный цикл — полгода, а то и больше. (17)Ничего удивительного, что мно­гие писатели пред­по­чи­та­ют не свя­зы­вать­ся с журналами, а сразу несут ру­ко­пись в издательство. (18)Так и получается: за­хо­дишь в любой книжный — глаза разбегаются. (19)Хочется ку­пить всё. (20)Как го­лод­ный перед кол­бас­ной витриной. (21)Но уже знаешь, что не всё съедобное. (22)А что съе­доб­ное и что несъедобное? (23)На об­лож­ках рейтинговые звёзды не вытиснены. (24)А те, что вытиснены, враньё. (25)Плавали, знаем, успе­ли распробовать.(26)Экспансия ком­мер­че­ской литературы сужа­ет круг по­тен­ци­аль­ных читателей, ко­то­рых в Рос­сии осталось не так уж много. (27)Казалось бы, что за беда? (28)Читают — и пусть себе. (29)Всё лучше, чем пьянствовать. (30)Но не так-то всё просто.(31)Есть книги, без ко­то­рых можно спо­кой­но прожить. (32)Есть телевизор, есть газеты, есть ком­пью­тер­ные стрелялки. (33)А есть книги, без ко­то­рых жить трудно. (34)И если в юно­сти не по­па­лась книга, пе­ре­па­хав­шая душу, чи­та­тель для ли­те­ра­ту­ры потерян. (35)Он будет же­вать литературный поп­корн в пол­ной уверенности, что чи­та­ет книгу, не по­до­зре­вая о том, что она всего лишь по­хо­жа на книгу, а к жи­во­твор­ной литературе ни­ка­ко­го отношения не имеет. (36)И таких чи­та­те­лей становится всё больше.(37)Но не­уже­ли всё так безнадёжно? (38)Неужели читателю, лю­бя­ще­му живую книгу, остаётся уте­шать­ся нетленной классикой? (39)К счастью, нет. (40)Поразительная закономерность. (41)Живая книга чудом про­би­ва­ет­ся к читателю. (42)И дик­тат рынка ей не слиш­ком большая помеха.
(По В. Иванову)

 

Автор ста­тьи ши­ро­ко упо­треб­ля­ет раз­но­об­раз­ные син­так­си­че­ские сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти: такой приём, как _______ (пред­ло­же­ния 20—23), и_______ (пред­ло­же­ния 8, 27). Желая убе­дить чи­та­те­ля, В. Хар­чен­ко ис­поль­зу­ет такие сред­ства вы ра­зи­тель­но­сти, как _______ (пред­ло­же­ния 1, 6, 7, 11, 12) и______ («ис­пы­тать сла­дость по­бе­ды», «не поз­во­лять власт­во­вать» и т.п.)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) ряды од­но­род­ных чле­нов

2) ли­то­та

3) син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм

4) иро­ния

5) пар­цел­ля­ция

6) диа­лек­тизм

7) книж­ная лек­си­ка

8) диа­лог с чи­та­те­лем

9) вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

 


(1)Наукой за­ни­мать­ся трудно. (2)Это хо­ро­шо знает тот, кто по­свя­тил ей жизнь. (3) На­уч­ное призвание все­гда связано с боль­шой долей риска и смелости, по­сколь­ку учёный взва­ли­ва­ет на свои плечи за­ве­до­мо трудную ношу и обя­зан проявлять по­и­сти­не изощрённое тер­пе­ние в своей работе, не го­во­ря уже о еже­днев­но переживаемой им драме лич­ной борьбы с ин­тел­лек­ту­аль­ной темнотой во имя до­сти­же­ния ясности. (4)Научная мысль при­ме­ча­тель­на тем, что она яв­ля­ет­ся одним из ор­га­ни­зу­ю­щих начал че­ло­ве­че­ской психики и на­прав­ле­на на сохранение, по­сто­ян­ное обновление, исправление, пе­ре­смотр результатов своей деятельности. (5)Именно по­это­му она пред­по­ла­га­ет смелость, постоянство, упорство, что и придаёт буд­нич­но­му труду учёного под­лин­ный драматизм.(6)Наукой за­ни­мать­ся не толь­ко трудно. (7)Наукой за­ни­мать­ся необходимо. (8)Исследовательская деятельность — муд­рый педагог — вос­пи­ты­ва­ет личность, раз­ви­ва­ет память и наблюдательность, точ­ность и тон­кость мышления. (9) По-моему, чем боль­ше людей по­лу­ча­ют навыки исследования, тем лучше обществу. (10)При по­мо­щи ума че­ло­век может не толь­ко познать мир, но может своей волей из­ме­нять среду обитания, со­зда­вать новое качество, не су­ще­ство­вав­шее до того в природе.(11)Наукой за­ни­мать­ся не толь­ко необходимо. (12)Наукой за­ни­мать­ся [...]. (13)Во-первых, потому, что прёодолённая труд­ность приносит маленькое, но до­ста­точ­но сильное, яркое счастье, вы­зы­ва­ет желание по­вто­рить собственный по­двиг и вновь ис­пы­тать сладость победы. (14)Во-вторых, потому, что ис­сле­до­ва­тель­ская деятельность придаёт смысл повседневности. (15)В-третьих, потому, что на­сто­я­щий учёный по­лу­ча­ет удовольствие от самой черновой, соб­ствен­но­руч­но выполняемой работы.(16)Предмет по­зна­ния неисчерпаем не толь­ко для разума, но и для нашей любви, наших чувств. (17)«Почему вы всю жизнь за­ни­ма­е­тесь червями?» — спро­си­ли одного учёного. (18)«Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», — от­ве­тил он. (19)Давно про­зву­ча­ли эти слова, и вот не­дав­но в одном из го­род­ков Австралии от­кры­ли Музей червей, там по­се­ти­те­лям предлагают по­чув­ство­вать себя в роли червяка, про­полз­ти по лабиринту, по­быть «внутри» червяка. (20)Вы хо­те­ли бы по­се­тить этот музей? (21)Хотели бы сво­дить туда своих детей? (22)Вы гор­ди­лись бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рас­ска­зы­ва­ли бы о нём своим гостям? (23)А вы подумайте, ведь на­ча­лось всё с любви исследователей-одиночек к своим пред­ме­там исследования.(24)Труд и любовь. (25)Труд и удовольствие. (26)Труд и ра­дость от труда, сразу же — радость, не тогда, когда плоды и результаты, а ра­дость до вы­зре­ва­ния плодов, в тре­пет­ном ожидании их и выращивании.
(27)Наукой при­ят­но заниматься потому, что она, как зон­тик над головой, убе­ре­га­ет от мелких, въедливых, об­валь­ных неприятностей, не поз­во­ляя им власт­во­вать душой. (28)Обида на товарища, ска­зав­ше­го не то или не так, кри­ти­ка со сто­ро­ны начальства, скан­дал в семье, не­по­нят­ное недомогание — любой не­га­тив­ный фактор те­ря­ет силу, как толь­ко мы по­гру­жа­ем­ся в мир соб­ствен­ных исследований. (29)Даже самый ис­кус­ный мозг не спо­со­бен одновременно клас­си­фи­ци­ро­вать накопленный ма­те­ри­ал и на­коп­лен­ные неприятности. (30) В этом плане наука це­леб­на для здоровья. (31)Наука по­мо­га­ет пережить даже беду, по­сколь­ку хоть и на ко­рот­кий срок, но силь­но и креп­ко овладевает по­стра­дав­шим сознанием.
(По В. Харченко)

 

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 1741. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия