Студопедия — Зигмунд Фрейд 37 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Зигмунд Фрейд 37 страница






Оно. Когда мы в будущем поведем разговор о влечениях в душевной жизни,

нам, вероятно, удастся найти источник этой существенной характерной черты

Я. Она единственная дает ту высокую степень организации, которой Я обязано

лучшими своими достижениями. Развитие идет от восприятия влече-

ний к овладению ими, но последнее достигается только тем, что психическое

выражение влечений включается в более широкую систему, входит в какую-то

взаимосвязь. Пользуясь популярными выражениями, можно сказать, что Я в

душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а Оно -

неукротимые страсти(1).

До сих пор нам импонировало перечисление преимуществ и способностей Я,

теперь настало время вспомнить и об оборотной стороне. Я является лишь

частью Оно, частью, целесообразно измененной близостью к грозящему

опасностями внешнему миру. В динамическом отношении оно слабо, свою

энергию оно заимствовало у Оно, и мы имеем некоторое представление

относительно методов, можно даже сказать, лазеек, благодаря которым оно

продолжает отнимать энергию у Оно. Таким путем осуществляется, например,

также идентификация с сохранившимися или оставленными объектами.

Привязанность к объектам исходит из инстинктивных притязаний Око. Я

сначала их регистрирует. Но, идентифицируясь с объектом, оно предлагает

себя Оно вместо объекта, желая направить либидо Оно на себя. Мы уже знаем,

что в процессе жизни Я принимает в себя большое число остатков бывшей

привязанности к объектам. В общем, Я должно проводить в жизнь намерения

Оно, оно выполняет свою задачу, изыскивая обстоятельства, при которых эти

намерения могут быть осуществлены наилучшим образом. Отношение Я к Оно

можно сравнить с отношением наездника к своей лошади. Лошадь дает энергию

для движения, наездник обладает преимуществом определять цель и

направление движения сильного животного. Но между Я и Оно слишком часто

имеет место далеко не идеальное взаимоотношение,

- ---------------------------------------

(1) В данном случае взгляд Фрейда на познавательные функции Я близок к

материалистическому.

когда наездник вынужден направлять скакуна туда, куда тому вздумается.

От одной части Оно Я отделилось благодаря сопротивлениям вытеснения. Но

вытеснение не продолжается в Оно. Вытесненное сливается с остальным Оно.

Поговорка предостерегает от служения двум господам. Бедному Я еще тяжелее,

оно служит трем строгим властелинам, стараясь привести их притязания и

требования в согласие между собой. Эти притязания все время расходятся,

часто кажутся несовместимыми: неудивительно, что Я часто не справляется со

своей задачей. Тремя тиранами являются: внешний мир, Сверх-Я и Оно. Если

понаблюдать за усилиями Я, направленными на то, чтобы служить им

одновременно, а точнее, подчиняться им одновременно, вряд ли мы станем

сожалеть о том, что представили это Я в персонифицированном виде как некое

существо. Оно чувствует себя стесненным с трех сторон, ему грозят три

опасности, на которые оно, будучи в стесненном положении, реагирует

появлением страха. Благодаря своему происхождению из опыта системы

восприятия, оно призвано представлять требования внешнего мира, но оно

хочет быть и верным слугой Око, пребывать с ним в согласии, предлагая ему

себя в качестве объекта, привлекать его либидо на себя. В своем стремлении

посредничать между Око и реальностью оно часто вынуждено одевать

бессознательные (ubw) требования Око в свои предсознательные (vbw)

рационализации, затушевывать конфликты Око с реальностью, с

дипломатической неискренностью разыгрывать оглядку на реальность, даже

если Око упорствует и не сдается. С другой стороны, за ним на каждом шагу

наблюдает строгое Сверх-Я, которое предписывает ему определенные нормы

поведения, невзирая на трудности со стороны Око и внешнего мира, и

наказывает его в случае непослушания напряженным чувством неполноценности и

сознания вины. Так Я, движимое Око, стесненное Сверх-Я, отталкиваемое

реальностью, прилагает все усилия для выполнения своей экономической

задачи установления гармонии между силами и влияниями, которые действуют в

нем и на него, и мы понимаем, почему так часто не можем подавить

восклицания: жизнь нелегка! Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем

возникает страх, реальный страх перед внешним миром, страх совести перед

Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей в Оно.

Структурные соотношения психической личности, изложенные мною, я хотел бы

представить в непритязательном рисунке, который я здесь прилагаю.

Здесь вы видите, что Сверх-Я погружается в Оно, как наследник Эдипова

комплекса оно имеет с ним интимные связи; оно дальше от системы

восприятия, чем Я. Оно сообщается с внешним миром только через Я, по

крайней мере на этой схеме. Сегодня, конечно, трудно сказать, насколько

рисунок правилен: по крайней мере, в одном отношении это определенно не

так. Пространство, которое занимает бессознательное Оно, должно быть

несравненно больше, чем пространство Я или пред-сознательного. Прошу вас,

сделайте мысленно поправку.

А теперь в заключение этих безусловно утомительных и, возможно, не совсем

ясных рассуждений еще одно предостережение! Разделяя личность на Я,

Сверх-Я и Оно, вы, разумеется, не имеете в виду строгие границы наподобие

тех, которые искусственно проведены в политической географии. Своеобразие

психического мы изобразим не линейными контурами, как на рисунке или в

примитивной живописи, а скорее расплывчатыми цветовыми пятнами, как у

современных художников. После того как мы произвели разграничение, мы

должны выделенное опять слить вместе. Не судите слишком строго о первой

попытке сделать наглядным психическое, с таким трудом поддающееся

пониманию. Весьма вероятно, что образование этих отдельных областей у

различных лиц весьма вариабельно, возможно, что при функционировании они

сами изменяются и временно регрессируют. Это, в частности, касается

филогенетически последнего и самого интимного - дифференциации Я и

Сверх-Я. Несомненно, что нечто подобное вызывается психическим

заболеванием. Можно хорошо представить себе также, что каким-то

мистическим практикам иногда удается опрокинуть нормальные отношения между

этими отдельными областями, так что, например, восприятие может уловить

соотношения Я и Оно, которые в иных случаях были ему недоступны. Можно

спокойно усомниться в том, что на этом пути мы достигнем последней истины,

от которой ждут всеобщего спасения, но мы все-таки признаем, что

терапевтические усилия психоанализа избрали себе аналогичную точку

приложения. Ведь их цель - укрепить Я, сделать его более независимым от

Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так,

чтобы оно могло освоить новые части Оно. Там, где было Оно, должно стать Я.

Это примерно такая же культурная работа, как осушение Зёйдер-Зе.

 

 

ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ

 

Страх и жизнь влечений

 

Уважаемые дамы и господа! Вы не удивитесь, услышав, что я намерен сообщить

вам о том новом, что появилось в нашем понимании страха и основных

влечений душевной жизни, не удивитесь также и тому, что ничего из этого

нового не претендует на окончательное решение стоящих перед нами проблем.

Я намеренно говорю здесь о понимании. Задачи, с которыми мы столкнулись,

чрезвычайно трудны, но трудность состоит не в недостатке наблюдений; как

раз наиболее часто встречающиеся и хорошо знакомые феномены и задают нам

эти загадки; дело также не в умозрительных построениях, к которым они

побуждают; умозрительная обработка в этой области мало принимается во

внимание. Речь идет действительно о понимании, т. е. о том, чтобы ввести

правильные абстрактные представления, применив которые к сырому материалу

наблюдений, можно добиться порядка и ясности.

Страху я уже посвятил одну лекцию прошлого цикла, двадцать пятую. Коротко

повторю ее содержание. Мы говорили, что страх - это состояние аффекта, т.

е. объединение определенных ощущений ряда удовольствие - неудовольствие с

соответствующими им иннервациями разрядки [361]

тием, а также, вероятно, и отражение определенного значимого события,

запечатлевшегося наследственно и, следовательно, сравнимого с

индивидуально приобретенным истерическим припадком. В качестве события,

оставившего такой аффективный след, мы взяли процесс рождения, при котором

свойственные страху воздействия на сердечную деятельность и дыхание были

целесообразными. Таким образом, самый первый страх был токсическим. Затем

мы исходили из различия между реальным страхом и невротическим,

рассматривая первый как кажущуюся нам понятной реакцию на опасность, т. е.

на ожидаемый ущерб извне, второй - как совершенно бесцельный и потому

загадочный. При анализе реального страха мы свели его к состоянию

повышенного сенсорного внимания и моторного напряжения, которые мы

называем готовностью к страху (Angstbereitschaft). Из нее развивается

реакция страха. В ней возможны два исхода. Или развитие страха, повторение

старого травматического переживания ограничивается сигналом, тогда

остальная реакция может приспособиться к новой опасной ситуации,

выразиться в бегстве или защите, или же старое одержит верх, вся реакция

исчерпается развитием страха, и тогда аффективное состояние парализует и

станет для настоящего нецелесообразным.

Затем мы обратились к невротическому страху и сказали, что рассматриваем

его в трех отношениях. Во-первых, как свободную (frei flottierende)

неопределенную боязливость, готовую на какое-то время привязаться к любой

появившейся возможности, как так называемый страх ожидания, например, при

типичном неврозе страха. Во-вторых, как страх, накрепко связанный с

определенными содержаниями представлений в так называемых фобиях, в

которых мы, правда, еще можем увидеть связь с внешней опасностью, но страх

перед ней должны признать сильно преуве-

личенным. И наконец, в-третьих, страх при истерии и других формах тяжелых

неврозов, который или сопровождает симптомы, или наступает независимо, как

приступ или более длительное состояние, но всегда без видимой

обусловленности внешней опасностью. Затем мы поставили перед собой два

вопроса: чего боятся при невротическом страхе? И как можно его соотнести с

реальным страхом перед внешними опасностями?

Наши исследования отнюдь не остались безуспешными, мы сделали некоторые

важные открытия. В отношении ожидания страха клинический опыт научил нас

видеть постоянную связь с бюджетом либидо в сексуальной жизни. Самой

обычной причиной невроза страха является фрустрированное возбуждение.

Либидозное возбуждение вызывается, но не удовлетворяется, не используется:

вместо этого не нашедшего себе применения либидо появляется боязливость. Я

полагаю, что можно даже сказать, что это не удовлетворенное либидо прямо

превращается в страх. Это мнение нашло подтверждение в некоторых весьма

обычных фобиях маленьких детей. Многие из этих фобий для нас весьма

загадочны, другие же, как, например, страх остаться одному и страх перед

другими лицами, вполне объяснимы. Одиночество, а также чужое лицо

пробуждают тоску по хорошо знакомой матери; ребенок не в силах ни

совладать с этим либидозным возбуждением, ни оставить его в

неопределенности, и он превращает его в страх. Таким образом, этот детский

страх следует отнести не к реальному страху, а к невротическому. Детские

фобии и ожидание страха при неврозе страха дают нам два примера одного

способа возникновения невротического страха путем прямого превращения

либидо. Со вторым механизмом мы сейчас познакомимся: окажется, что он

незначительно отличается от первого.

При истерии и других неврозах ответственным за страх мы считаем процесс

вытеснения. Мы полагаем, что можно описать его более полно, чем до сих

пор, если отделить судьбу вытесняемого представления от судьбы

содержащегося в нем заряда либидо. Представление, которое подвергается

вытеснению, может исказиться до неузнаваемости; но его аффективный заряд

обычно превращается в страх, причем совершенно безразлично, какого типа

этот аффект, агрессия или любовь. Не имеет существенного различия и то, по

какой причине заряд либидо оказался неиспользованным: из-за инфантильной

слабости Я, как при детских фобиях, вследствие соматических процессов в

сексуальной жизни, как при неврозе страха, или благодаря вытеснению, как

при истерии. Итак, оба механизма возникновения невротического страха,

собственно говоря, совпадают.

Во время этих исследований мы обратили внимание на чрезвычайно важное

отношение между развитием страха и образованием симптома, а именно на то,

что оба они представляют друг друга и приходят на смену друг другу. У

страдающего агорафобией, например, недуг начинается с приступа страха на

улице. И вот он создает симптом страха перед улицей, который можно назвать

также торможением, ограничением функции Я, и предупреждает тем самым

приступ страха. Обратное можно видеть, когда происходит вмешательство в

образование симптома, как, например, при навязчивых действиях. Если

больному помешать выполнить церемонию мытья, он впадает в трудно

переносимое состояние страха, против которого его, очевидно, защищал его

симптом. Таким образом, по-видимому, развитие страха - более раннее, а

образование симптома - более позднее, как будто симптомы образуются для

того, чтобы избежать появления состояния страха. И это согласуется также с

тем, что первые неврозы детского возраста являются фобиями, состояниями,

по которым ясно видно, как начальное развитие страха сменяется более

поздним образованием симптома: создается впечатление, что эти отношения

открывают лучший доступ к пониманию невротического страха. Одновременно

нам удалось также ответить на вопрос, чего боятся при невротическом

страхе, и, таким образом, установить связь между невротическим и реальным

страхом. То, чего боятся, является, очевидно, собственным либидо. Отличие

от ситуации реального страха заключается в двух моментах: в том, что

опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно

не признается.

В фобиях можно очень ясно увидеть, как эта внутренняя опасность

переводится во внешнюю, т. е. как невротический страх превращается в

кажущийся реальный страх. Чтобы упростить зачастую весьма сложное

положение вещей, предположим, что агорафоб постоянно страшится соблазнов,

которые пробуждаются в нем благодаря встречам на улице. В своей фобии он

производит смещение и начинает бояться внешней ситуации. Его выигрыш при

этом очевиден, поскольку он думает, что так сможет лучше защититься. От

внешней опасности можно спастись бегством, попытка бегства от внутренней

опасности - дело трудное.

В заключение к своей прошлой лекции о страхе я даже высказал суждение, что

эти различные результаты нашего исследования вроде бы и не противоречат

друг другу, но все-таки каким-то образом и не согласуются. Страх, будучи

аффективным состоянием, является воспроизведением старого грозящего

опасностью события, страх служит самосохранению и является сигналом новой

опасности, он возникает из либидо, каким-то образом оставшегося

неиспользован-

ным, и в процессе вытеснения сменяется образованием симптома, словно он

связан психически, - чувствуется, что здесь чего-то не хватает, что

соединяет фрагменты в целое.

Уважаемые дамы и господа! То разделение психической личности на Сверх-Я, Я

и Оно, о котором я говорил вам на предыдущей лекции, вынуждает нас принять

новую ориентацию и в проблеме страха. Полагая, что Я - единственное место

Недавно нам довелось исследовать, как возникает страх при определенных

фобиях, которые мы причисляем к истерии страха. Мы выбрали случаи, в

которых речь идет о типичном вытеснении желаний из Эдипова комплекса. Мы

ожидали, что либидозная привязанность к матери как к объекту вследствие

вытеснения превращается в страх и выступает отныне в симптоматическом

выражении в связи с заменой отцом. Я не могу рассказать вам об отдельных

этапах такого исследования, достаточно сказать, что их ошеломляющий

результат оказался полной противоположностью нашим ожиданиям. Не

вытеснение создает страх, а страх появляется раньше, страх производит

вытеснение! Но что это может быть за страх? Только страх перед угрожающей

внешней опасностью, т. е. реальный страх. Верно, что мальчик испытывает

страх перед каким-то притязанием своего либидо, в данном случае перед

любовью к матери; таким образом, это действительно случай невротического

страха. Но эта влюбленность кажется ему внутренней опасностью, которой он

должен избежать путем отказа от этого объекта потому, что она вызывает

ситуацию внешней опасности. И во всех случаях, исследуемых нами, мы

получаем тот же результат. Признаемся же, что мы не были готовы к тому,

что внутренняя опасность влечения окажется условием и подготовкой внешней,

реальной ситуации опасности.

Но мы еще ничего не сказали о том, что такое реальная опасность, которой

боится ребенок вследствие влюбленности в мать. Это наказание кастрацией,

потерей своего члена. Вы, конечно, заметите, что это не является никакой

реальной опасностью. Наших мальчиков не кастрируют за то, что они в период

Эдипова комплекса влюбляются в мать. Но от этого не так-то просто

отмахнуться. Прежде всего, дело не в том, действительно ли производится

кастрация; решающим является то, что опасность угрожает извне и что

ребенок в нее верит. И повод для этого у него есть, поскольку ему

достаточно часто угрожают отрезанием члена в его фаллический период, во

время его раннего онанизма, и намеки на это наказание постоянно мог-

ли получать у него филогенетическое усиление. Мы предполагаем, что в

древности в человеческой семье кастрация подрастающих мальчиков

действительно осуществлялась ревнивым и жестоким отцом, и обрезание,

которое у примитивных народов так часто являлось составной частью ритуала

вступления в половую зрелость, можно считать явным ее пережитком. Мы

знаем, насколько далеки мы сейчас от общепринятого взгляда, но мы должны

твердо придерживаться того, что страх кастрации является одним из наиболее

часто встречающихся и наиболее сильных двигателей вытеснения и тем самым и

образования неврозов. Анализы случаев, когда не кастрация, а обрезание у

мальчиков осуществлялось в качестве терапии или наказания за онанизм, что

не так уж редко происходило в англо-американском обществе, придает нашему

убеждению окончательную уверенность. Возникает сильный соблазн подойти в

этом месте ближе к комплексу кастрации, но мы не хотим уходить от нашей

темы. Страх кастрации, конечно, не единственный мотив вытеснения, ведь у

женщин он уже не имеет места, хотя у них может быть комплекс кастрации, но

не страх кастрации. Вместо него у другого пола появляется страх потерять

любовь - видимое продолжение страха грудного младенца, если он не находит

мать. Вы понимаете, какая реальная ситуация опасности обнаруживается

благодаря этому страху. Если мать отсутствует или лишает ребенка своей

любви, он перестает быть уверен в удовлетворении своих потребностей и,

возможно, испытывает самые неприятные чувства напряженности. Не

отказывайтесь от идеи, что эти условия страха по сути повторяют ситуацию

первоначального страха рождения, которое ведь тоже означает отделение от

матери. Ведь если вы последуете за ходом мысли Ференци (1925), вы смо-

жете причислить страх кастрации к этому ряду, потому что утрата мужского

члена имеет следствием невозможность воссоединения в половом акте с

матерью или с ее Заменой. Замечу попутно, что так часто встречающаяся

фантазия возвращения в материнское лоно является замещением этого желания

коитуса. Я мог бы сообщить еще много интересных вещей и удивительных

связей, но не могу выходить за рамки введения в психоанализ, хочу только

обратить ваше внимание на то, как психологические исследования смыкаются с

биологическими фактами.

Заслугой Отто Ранка, которому психоанализ обязан многими прекрасными

работами, является и то, что он настойчиво подчеркивал значение акта

рождения и отделения от матери (1924) (1). Правда, мы все сочли

невозможным принять те крайние выводы, которые он сделал из этого для

теории неврозов и даже для аналитической терапии. Однако ядро его теории -

то, что переживание страха рождения является прообразом всех последующих

ситуаций опасности, - было открыто еще до него. Останавливаясь на них, мы

можем сказать, что, собственно, каждый возраст обладает определенным

условием ----------------------------------------

(1) О концепции О. Ранка см. выше.

рей любви, они никогда не становятся независимыми от любви других,

продолжая в этом отношении свое инфантильное поведение. Страх перед

Сверх-Я обычно не должен исчезать, так как он в качестве страха совести

необходим в социальных отношениях, и отдельный человек только в самых

редких случаях может стать независимым от человеческого общества.

Некоторые старые ситуации опасности могут перейти и в позднейший период,

модифицируя в соответствии со временем свои условия страха. Так, например,

опасность кастрации сохраняется под маской сифилофобии. Будучи взрослым,

человек знает, что кастрация больше не применяется в качестве наказания за

удовлетворение сексуальных влечений, но зато он узнал, что такая

сексуальная свобода грозит тяжелыми заболеваниями. Нет никакого сомнения в

том, что лица, которых мы называем невротиками, остаются в своем отношении

к опасности инфантильными, не преодолев старые условия страха. Примем это

за факт для характеристики невротиков; но почему это так, сразу ответить

невозможно.

Надеюсь, что вы еще не потеряли ориентацию и помните, что мы остановились

на исследовании отношений между страхом и вытеснением. При этом мы узнали

две новые вещи - во-первых, что страх осуществляет вытеснение, а не

наоборот, как мы полагали, и, во-вторых, что ситуация влечений, которая

вызывает страх, восходит в основном к внешней ситуации опасности.

Следующий вопрос таков: как мы представляем себе теперь процесс вытеснения

под влиянием страха? Я думаю так: Я замечает, что удовлетворение

появляющегося требования влечения вызывает одну из хорошо запомнившихся

ситуаций опасности. Эта захваченность влечением должна быть каким-то

образом подавлена, преодолена, лишена силы. Мы знаем, что эта задача

удается Я, если оно

сильно и включило в свою организацию соответствующее влечение. А

вытеснение наступает в том случае, если влечение еще относится к Оно и Я

чувствует себя слабым. Тогда Я помогает себе техникой, которая по сути

дела идентична технике обычного мышления. Мышление является пробным

действием с использованием малых количеств энергии, подобно передвижению

маленьких фигур на карте, прежде чем полководец приведет в движение

войска(1). Я предвосхищает, таким образом, удовлетворение опасного

влечения и разрешает ему воспроизвести ощущения неудовольствия к началу

внушающей страх ситуации опасности. Тем самым включается автоматизм

принципа удовольствия-неудовольствия, который и производит вытеснение

опасного влечения.

Стоп, скажете вы мне, так дело не пойдет! Вы правы, я должен еще кое-что

сделать, прежде чем это покажется вам приемлемым. Сначала признаюсь вам,

что я пытался перевести на язык нашего обычного мышления то, что в

действительности не является, безусловно, сознательным или

предсознательным процессом между количествами энергии в субстрате, который

нельзя себе представить. Но это не очень сильный аргумент, а ведь иначе

невозможно поступить. Важнее то, что мы ясно различаем, что при вытеснении

происходит в Я и что в Оно. Что делает Я, мы только что сказали, оно

использует пробное заполнение ----------------------------------------

(1) Идея о том, что мышление предполагает торможение (задержку) внешнего

движения, была впервые высказана Сеченовым в "Рефлексах головного мозга".

Эта идея циркулировала в венских неврологических кругах и была воспринята

Фрейдом, который рассматривал задерживающую функцию мышления как одну из

главных функций Я.

страха. Затем возможно несколько или множество реакций с меняющимися

количествами энергии. Или полностью разовьется приступ страха и Я совсем

отступится от неприличного возбуждения, или вместо пробного заполнения оно

противопоставит ему обратный поток А теперь вернемся назад и обратимся к

Оно. Что происходит при вытеснении с побежденным влечением, догадаться не

так-то легко. Ведь нас интересует главным образом, что происходит с

энергией, с либидозным зарядом этого возбуждения, как он использу-

ется. Вы помните, раньше мы предполагали, что именно он превращается

благодаря вытеснению в страх. Теперь мы так утверждать не можем; наш

скромный ответ будет скорее таким: по-видимому, его судьба не всегда

одинакова. Вероятно, имеется интимное соответствие между процессом,

происходившим в Я и в Оно при вытеснении влечения, которое стало нам

известно. С тех пор как мы позволили себе включить в вытеснение именно

принцип удовольствия - неудовольствия, который пробуждается сигналом

страха, у нас появились основания изменить наши предположения. Этот

принцип управляет процессами в Оно совершенно неограниченно. Мы считаем

его способным производить весьма глубокие изменения в соответствующем

влечении. Мы подготовлены также к тому, что успехи вытеснения будут очень

различными, более или менее далеко идущими. В некоторых случаях

вытесненное влечение может сохранить свой либидозный заряд, продолжать

существовать без изменения в Оно, хотя и под постоянным давлением Я. В

других случаях, вероятно, происходит его полное разрушение, а его либидо

окончательно направляется по другим каналам. Я полагал, что так происходит

при нормальном разрешении Эдипова комплекса, который, таким образом, в

этом желательном случае не просто вытесняется, а разрушается в Оно. Далее

клинический опыт показал нам, что во многих случаях вместо привычного

успешного вытеснения происходит понижение либидо, его регрессия на более

раннюю ступень организации. Это может происходить, естественно, только в

Оно, и если это происходит, то под влиянием того же конфликта, который

начинается благодаря сигналу страха. Самый яркий пример такого рода

представляет собой невроз навязчивых состояний, при котором регрессия

либидо и вытеснение взаимодействуют.

Уважаемые дамы и господа! Я боюсь, что эти рассуждения кажутся вам

малопонятными, и вы догадываетесь, что изложены они не исчерпывающим

образом. Сожалею, что вызвал ваше недовольство. Но я не могу поставить

перед собой иной цели, кроме той, чтобы вы получили представление об

особенностях наших результатов и трудностях их получения. Чем глубже мы

проникнем в изучение психических процессов, тем больше мы узнаем о

богатстве их содержания и об их запутанности. Некоторые простые формулы,

казавшиеся нам поначалу приемлемыми, позднее оказались недостаточными. Мы

не устанем менять и исправлять их. В лекции о теории сновидений я ввел вас

в область, где в течение пятнадцати лет не произошло почти ничего нового;

здесь же, когда мы говорим о страхе, вы видите, что все находится в

движении и изменении. Эти новые данные еще недостаточно основательно

проработаны, может быть, поэтому их изложение вызывает затруднения.

Потерпите, мы скоро оставим проблему страха; я не утверждаю, правда, что

тогда ее решение нас удовлетворит. Надеюсь, что хотя бы немного мы все же

продвинулись вперед. А по ходу дела мы разобрали все возможные новые







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 296. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия