Родившись людьми и получив шанс самопознания, разумные должны выйти из-под влияния гун природы, посвятив свою жизнь служению Мне.
Использовав слова ниргунам и мад апашрайам (эти два слова были использованы Господом в одном из предыдущих стихов Шримад Бхагаватам (11.25.29), Господь тем самым установил, что любое действие, совершенное из преданности Ему, считается ниргуна, или трансцендентным. В Бхагаватам (11.25.34-35) далее видим:
Раджас тамаш чабхиджайет саттва-самсевайа муних Саттвам чабхиджайед йукто ниарапекшйена шанта-дхих Он должен преодолеть гуны страсти и невежества, занимаясь лишь деятельностью в гуне благости. Утвердившись в преданном служении, мудрец может превзойти и материальную благость, развив безразличие к гунам.
Можно освободиться от гун природы, если все в своей жизни – деятельность, время и место – возвысить до благости и связать с преданным служением Господу. Утвердившись на этом пути, можно выйти из-под влияния всех гун. Основные составляющие благости перечислены в Шримад Бхагаватам (7.11.8-12). Вот они. 1) сатйа – правдивость, передача слов без искажения и искренность; 2) дайа – сочувствие к тем, кто страдает; 3) тапах – аскезы (например, соблюдать пост в день экадаши); 4) шауча – чистота (регулярно делать омовение, по меньшей мере, дважды в день – утром и вечером и не забывать о повторении святого имени Господа); 5) титикша – терпение (не гневаться из-за смены погоды или неудобных обстоятельств); 6) икша – умение различать хорошее и плохое; 7) шама – контроль ума (не позволять уму действовать бесконтрольно); 8) дама – контроль чувств; 9) ахимса – ненасилие (не причинять никакому живому существу страданий трех видов); 10) брахмачарья – воздержание от потери семени, или целомудрие (не следует вступать в близость ни с какой женщиной, кроме своей жены, и даже с женой не следует заниматься сексом в запрещенные дни, как, например, в период менструации); 11) тйага – использование как минимум 50 процентов своего дохода на служение Господу; 12) свадхйайа – чтение книг, таких как Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам, Рамаяна и Махабхарата; 13) сарадата – простота (свобода от лицемерия); 14) сантоша – умение довольствоваться тем, что приходит без лишних усилий; 15) самадарши-джанера-сева – служение святым людям, которые равно относятся к каждому и видят в каждом душу; 16) грамйа-чешта хаите нивртти – воздержание от так называемой филантропической деятельности; 17) випарйайехекша – умение отличать бесполезную деятельность; 18) вритхалапа-нивритти (маунам) – серьезность и молчаливость; 19) атма-вимаршана – поиск собственной сущности (тело я или душа?); 20) аннадира-вибхага – делиться поровну пищей и водой; 21) сакала-локе бхагават-самбандха-буддхи – понимание того, что все живые существа связаны с Господом. Также человек должен: 22) шравана – слушать; 23) киртана – петь, беседовать о Господе и рассказывать о Нем другим; 24) смарана – помнить Господа и Его славные деяния и слова; 25) сева – служить; 26) иджийа – поклоняться; 27) нати – приносить поклоны; 28) дасйа – стать слугой; 29) сакхйам – быть другом Господу; 30) атма-ниведанам – полностью вручить себя Господу. В соответствии с различными категориями этих качеств появились четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, и четыре ашрама: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса. В Шримад Бхагаватам (11.18.42) об обязанностях людей сказано так: «Главными религиозными обязанностями санньяси являются самообладание и ненасилие. От ванапрастхи ожидается аскетизм и философское понимание души от тела. Главные обязанности грихастхи – давать прибежище всем живым существам и совершать жертвоприношения. Брахмачари, в основном, заняты служением духовному учителю». Обязанности четырех варн описываются так: учиться, преподавать, поклоняться, обучать поклонению, давать милостыню и принимать милостыню – таковы шесть занятий брахманов. Занятия кшатриев – оберегать граждан государства [причем как людей, так и животных и растения], наказывать негодяев, и жить, собирая налоги. Земледелие, защита коров и торговля – занятия вайшьев, а шудры живут тем, что служат другим. Тем, кто стоит ниже шудр, средства к существованию приносят их обычные занятия. Из всех этих цитат явствует, что преданное служение Шри Хари – это единственная цель жизни и другой быть не может. Преданное служение дается трудно тому, кто не подготовил к нему грубое и тонкое тело. Необходимы определенные меры, чтобы привести эти два тела в подходящее для служение состояние. Грубому телу нужны дом, домашняя утварь, еда и питье. Для тонкого тела необходимы знание и подходящее занятие. Затем следует превзойти гуны. Поступки в смешанных гунах страсти, благости и невежества с незапамятных времен формируют характер и желания человека. Поэтому, постепенно усиливая гуну благости, нужно уменьшить страсть и невежество. Когда благость преобладает, тело, ум и окружение человека начинают способствовать его преданному служению. Пока в характере человека сохраняется двойственность в виде благочестия и греховности, варнашрама-дхарма ему необходима. Ее главная цель – возвысить людей до уровня преданного служения. В беседе с Санатаной Госвами Шриман Махапрабху процитировал следующие стихи из Шримад Бхагаватам (11.5.2-3): «Изо рта Брахмы появились брахманы, из рук – кшатрии, из живота – вайшьи, а из ног – шудры. Эти четыре социальных и духовных уклада брахмачарья, грхастха, ванапрастха и санньяса призваны сделать человеческое общество совершенным. Если человек только формально относится к своим варне и ашраму и не поклоняется Верховному Господу Вишну, он теряет свое положение и жизнь его превращается в ад». Шрила Рамананда Рай процитировал из Вишну-пураны стих, описывающий способ достижения высшей цели жизни:
Варнашрамачаравата пурушена парах пуман Вишнур арадхйате пантха нанйат тат-тоша-каранам
|