Санга-тьяга
Отказ от общения с непреданными
Шри Упадешамрите Шрила Рупа Госвами говорит, что преданность человека усиливается благодаря следованию таким правилам, как утсаха, нишчая, дхайрья, тат-тат-карма-правартана, санга-тьяга и сад-вритти, т.е. если он старается вести образ жизни преданного. Из этих правил утсаха, нишчая, дхайрья и тат-тат-карма-правартана уже были обсуждены и предыдущих главах. Сейчас я попытаюсь раскрыть значение слова санга-тьяга. Есть два вида санги: общение и привязанность. Пагубно сказывается на бхакти общение двух видов: с непреданными и женщинами. Привязанности также бывают двух видов: к убеждениям и предрассудкам и к собственности. Те махатмы, которые желают достичь совершенства в преданном служении, должны бороться с дурным общением и привязанностями. Иначе это вредное влияние постепенно и неизбежно разрушит их жизнь. Помните слова Господа из Бхагавад-гиты (2.62-63): «Из привязанности рождается вожделение, из вожделения – гнев. Гнев порождает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Вслед за памятью пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материальной жизни». Запретное общение увеличивает материальные привязанности, а чем они сильнее, тем меньше вера в высшую цель жизни. Живое существо по своей сути духовно, но обусловленное майей и обманутое ложной гордостью и невежеством, оно забыло о своем изначальном положении. В чистом состоянии душа свободна от влияния майи. В божественном мире общение духовно, а потому столь желанно. Духовная санга необходима, а мирская – неприемлема. Санга оскверняется невежеством из-за общения с непреданными и привязанностью к собственности. Обрести свободу от неприемлемой санги и означает достичь освобождения. Что есть неприемлемая санга? Рассмотрим общение с непреданными. Кого считать непреданным? Тех, кто не подчиняется Господу, как, например, гьяни. они считают, что с помощью знания можно стать единым с Господом. «Гьяна стоит выше всего; Бог не властен над тем, кто обрел гьяну; Бог стал Всевышним силой своей гьяны, и я тоже стану Всевышним». Поэтому все усилия гьяни направляют на то, чтобы стать независимым от Господа. «Богу неподвластен тот, кто с помощью гьяны достиг освобождения в форме слияния с Ним», - говорят имперсоналисты. Гьяни и мирские ученые не полагаются на милость Господа, а на силу своего интеллекта. Поэтому их считают непреданными. Хотя некоторые из них в качестве садханы и выбирают преданное служение; а когда им кажется, что они уже достигли совершенства, они забывают о преданном служении. Следовательно, в деятельности философов-рационалистов нет духа вечного служения Господу. Они получают только отблеск истинного знания, лишь один из аспектов чистого преданного служения. Полное же знание можно обрести лишь милостью Господа и обладая безупречной преданностью. Шри Чайтанья Махапрабху говорит Санатане Госвами в Чайтанья-чаритамрите (Мадхья 22.29): «Есть множество философов-мыслителей [гьяни], принадлежащих к школе майявады, которые считают, что достигли освобождения и величают себя Нараяной. Однако их разум не очистится до тех пор, пока они не займутся чистым преданным служением Кришне». Того, кто привязан к философским размышлениям и стремится лишь к мукти, причисляют к непреданным. Даже служа Господу, такой человек не задается целью обрести Его милость. Горячие поклонники кармы и кармических ритуалов не преданы Господу. Если кто-то трудится, чтобы обрести милость Кришны, его работа, карма, называется бхакти. В деятельности только ради плодов или познания мира нет духовного блага. Карми Сам Кришна безразличен, и хотя они почитают Его, их главная цель -чувственное счастье. Карма – это не что иное, как корыстная деятельность, поэтому карми тоже считают непреданными. Йоги иногда стремятся к освобождению, которое является плодом гьяны, а иногда к вибхути, или богатству, - плоду кармы. В том нет духа преданности. Почитателей полубогов и философов-пустословов также считают непреданными. Что уж говорить о тех, кто считает Господа игрой воображения. К непреданным причисляют и тех, кто забывает о Господе из-за привязанности к наслаждению чувств. Общаясь с непреданными, человек теряет духовный разум и оскверняет сердце желаниями. Чистое преданное служение и общение с непреданными несовместимы. А теперь поговорим о вредном общении. Вот цитата из разговора Господа Чайтаньи с Санатаной Госвами, она приведена в Чайтанья-чаритамрите (Мадхья 22.87): «Вайшнав всегда должен избегать общения с теми, чьи материальные привязанности очень сильны, особенно к женщинам. Также вайшнаву лучше избегать общества тех, кто не предан Господу Кришне». Есть два типа вайшнавов – семейные и аскеты. Аскетам запрещено даже разговаривать с женщинами. Чайтанья Махапрабху говорит: Кшудра-джива саба марката-ваирагйа карийа Индрийа чарана буле ’пракрти’ самбхашийа
|