Эти пять видов преданного служения лучшие из всех. Даже нестрогое следование им пробуждает любовь к Кришне.
Первое, что должен сделать человек, это принять прибежище лотосоподобных стоп истинного гуру. Без гуру духовная жизнь трудна. Те, чей разум не развит, думают, что станут счастливы в мире майи. Если по воле случая они получат общение махаджана, их разум укрепится и они поймут: «Горе мне! Я занимался одним лишь удовлетворением чувств и так проводил свои дни в погоне за призрачным счастьем». Встретясь с великой душой, человек начинает слушать ее, и если повезет, это общение заронит в его сердце зерно веры. Вера побуждает человека прилагать усилия в преданном служении. Поэтому очень важно принять прибежище лотосоподобных стоп гуру. Его милостью даже неразумные обретают разум. В шастрах объясняется, у какого рода гуру преданный должен принять прибежище. Достоин быть гуру тот, кто победил шесть врагов, начиная с гнева, кто чист, рага-бхакта, обладает качествами брахмана, идет путем Вед, кого садху могут почитать как гуру, кто способен контролировать чувства, милостив ко всем живым существам, культурен, свободен от лицемерия и правдив. Главное качество гуру – привязанность к Кришне и отрешенность от того, что не имеет отношения к Кришне. все остальные качества второстепенны. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху провозгласил: киба випра, киба нйаси, шудра кене найа йеи кршна-таттва-ветта, сеи ‘гуру’ хайа (Ч.-ч. Мадхья 8.128). Не имеет значения, кем человек является – брахманом, санньяси или шудрой. Он может стать духовным учителем, если знает науку о Кришне. Если человек обладает этим главным качеством гуру, он иметь право учить, даже если ему недостает одного или двух второстепенных качеств. Несущественно, санньяси человек или грихастха. Хорошо, если у преданного есть и все остальные качества наряду с главным. Но без преданности даже полное владение собой не дает права быть учителем. В Падма-пуране сказано: «Среди всех людей брахман, являющийся маха-бхагаватой, великим преданным, достоин быть гуру. Ему поклоняются как Самому Господу Хари. Невайшнав никогда не сможет быть гуру, даже если он родился в великой династии, совершил все жертвоприношения и изучил многочисленные разделы Вед". Найдя опытного гуру, ученик должен без лукавства и с твердой верой служить ему. Удовлетворив гуру, он получает посвящение и Харе-Кришна-мантру. Те, кто устраивает спектакль псевдокиртана и лишь выдают себя за вайшнавов, обманывают самих себя. Не следует отказываться от возможности получить посвящение только потому, что несколько великих душ, подобных Джаде Бхарате, не были инициированы. Посвящение – это обязательное правило, которому живое существо должно следовать в каждом новом рождении. Если в течение жизни великая душа не получила посвящение, не следует брать с нее пример. Общие правила не меняются от того, что в особой ситуации для определенной личности делается исключение. Шри Дхрува Махараджа отправился на Дхрувалоку в своем материальном теле; должен ли человек, узнав об этом, понапрасну тратить время, надеясь на то же самое? Как правило, живое существо, оставив тело, уходит на Вайкунтху в своем духовном теле. Обычные люди должны следовать общим правилам. Когда бы и что бы ни пожелал Господь, полный непостижимых энергий, только это и происходит. Поэтому мы никогда не должны нарушать установленный порядок. Удовлетворив гуру своим искренним служением, человек получает от него наставления об Абсолютной Истине и посвящение в повторение святого имени Господа. Получив посвящение и наставления от истинного гуру, удачливый ученик должен следовать по пути предшествующих садху. Гордецы пренебрегают наставлениями предыдущих махаджан и изобретают свои пути, но лишь заходят в тупик и губят самих себя. В Сканда-пуране сказано: «Человек должен строго следовать стезей, проложенной предыдущими махаджанами. Этот путь дарует все благословения и избавляет от страданий». Пример садху дает нам решимость, вдохновение и удовлетворение. Пример преданного служения, показанный Шри Рупой, Шри Санатаной, Шри Рагхунатхой и Шри Харидасом Тхакуром, великолепен. Когда злодеи-мусульмане истязали Харидаса Тхакура, он молил: «Даже если мое тело разрежут на куски, и я расстанусь с жизнью, я все равно никогда не перестану повторять святое имя Господа. О Кришна, пожалуйста, будь добр к этим несчастным душам и милостиво прости их за то, что они со мной творят». Решимость и сострадание, повторение святого имени Кришны во всех обстоятельствах – таков путь преданного служения, явленный предыдущими махаджанами. Без одобрения садху ни один другой путь не может считаться истинным, хотя возгордившиеся искатели славы с энтузиазмом предлагают новые и новые пути постижения души. Но те, кому выпала удача, идущая из прошлых жизней, отбрасывают гордость и почтительно следуют проторенной дорогой. А неудачливые блуждают по неизведанному пути и обманывают мир. Потому что, как сказано в Бхакти-расамрита-синдху (1.2.101-102) «служение Господу, не основанное на учении Упанишад, Пуран и панчаратры, лишь создает ненужные беспокойства другим. Такая деятельность порождена измышлениями и только внешне напоминает чистую преданность. На деле она идет вразрез с предписаниями Вед. Пренебрежение ведическими наставлениями говорит об атеизме. Там, где нет уважения к писаниям, словам Господа, преданного служения быть не может». Бхакти бывает двух видов, ваидхи и рагануга, и предыдущие махаджаны рекомендовали человеку тот или иной путь в соответствии с его качествами. Эти разновидности преданного служения описаны в таких источниках как шрути, смрити и панчаратра. Отвергнув их наставления, Господь Будда и Даттатрея открыли новые пути, назвав их чистым преданным служением Господу. Но, не являясь таковыми, их практики посеяли лишь беспокойства. Единственный верный путь указан в ведической литературе. Всем иным течениям и школам, как в прошлом, так и в наши дни, суждено исчезать вслед за своими основателями. Одна из обязанностей ученика в преданном служении – расспрашивать гуру о вечных религиозных принципах. Поэтому в Бхакти-расамрита-синдху (1.2.103) цитируется следующее утверждение из Нарадия-пураны: «Действительно желающий пробудить свое духовное сознание обладает устойчивым разумом. Он не станет отклоняться с выбранного пути и несомненно достигнет желанной цели жизни». Удачливые люди, наряду с желанием следовать в своем служении примеру святых, также хотят знать свои обязанности. А гордецы-неудачники – наоборот. В поисках «своего пути» они пренебрегают истинами Вед и наставлениями садху, предпочитая им собственные измышления. Их не волнует проповедь учения Махапрабху, они сочиняют собственные теории, противоречащие Его учению. Такие люди не осознают, что тем самым творят зло. Чистые сердцем будут изучать наставления Господа из Чайтанья-чаритамриты, они – наша жизнь и оплот садхармы. Истинный ученик пытается понять сад-дхарму как самостоятельно, так и с помощью наставлений своих гуру. Решительные познают сад-дхарму и быстро достигнут высшей цели. В бхакти-расамрита-синдху (1.1.11) есть такое утверждение: «Нужно служить Верховному Господу с трансцендентной любовью и преданность, не стремясь к материальным приобретениям или выгоде, достигаемым посредством кармической деятельности и философских размышлений. Это называется чистым преданным служением». До тех пор, пока человек полагается на собственные измышления, в его сердце не проявится понимание сад-дхармы и чистого преданного служения. Некоторые думают, что поняли суть бхакти силой своего разума, но сами путают чистое бхакти с гьяной или кармой. Даже прочитав Чайтанья-чаритамриту, эти гордецы говорят: «Каждый имеет право на свою точку зрения, мало ли что написано в книгах».таким людям никогда не соприкоснуться с сад-дхармой, потому что у них нет желания узнать ее. Следуя собственным, надуманным методам преданного служения, вкусом чистой преданности никогда не насладиться.
|