Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

УЧЕБНИК ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ





 

Большая часть проповедей о. Виталия, вошедших в этот сборник, произнесена в советское время, но и для современного православного читателя они представляют многообразный интерес. Прежде всего — это свидетельство эпохи, к которой был очень внимателен о. Виталий. «Мы — молчащий народ», — церковь молчала, по обстоятельствам жизни, по обстоятельствам времени не имея открытой возможности проповедовать Христа словом вне стен храма. Проповедь вне храма была запрещена государственным законодательством, на нее решались лишь в частном общении, что делало ситуацию в чем-то похожей на ситуацию древней церкви. На пастырях, которые могли проповедовать в храме, лежала поэтому огромная ответственность. Служащего, по-настоящему проповедующего священника обычно изгоняли из храма, он должен был сделать выбор: либо отказаться от проповеди ради сохранения возможности служения и тайного личного общения с людьми, либо просто уйти. О. Виталий Боровой — один из очень немногих, кто в этих условиях решался проповедовать открыто.

Слово о. Виталия, прежде всего, — слово пророческое. Протопресвитер, настоятель патриаршего собора, представитель Русской церкви во Всемирном совете церквей, опытный дипломат, он, тем не менее, прежде всего послушен Духу. Это послушание не раз заставляло о. Виталия как бы внутренне взрываться и, несмотря ни на что, все-таки говорить правду, говорить то, что есть. Сам он описывает это свое свойство с юмором: «Бедный я человек, сколько раз давал себе слово не вылезать, молчать, но вот, опять прорвало». И действительно — в то время не было другого проповедника, кто бы столь открыто говорил о проблемах церкви и общества. Но открытость, смелость о. Виталия была не в обличении государства, гонящего церковь (как и многие ответственные церковные люди того времени, он понимал, что вся вина за сложившееся положение лежит на самих христианах), а в свидетельстве непреходящей надежды. Много раз он говорил, что возрождение церкви обязательно будет, что это неизбежно случится: государственные режимы приходят и уходят, а Церковь Христова стоит вовек. Удивительно его мужество в этом свидетельстве, удивительна его смелость, здесь он — настоящий исповедник веры.

Замечателен и язык проповедей о. Виталия. Это «эзопов» и в то же время очень многослойный язык. О. Виталий говорит так, что его могут услышать на разной глубине самые разные люди. Он говорит осторожно, с оговорками, избегая авторской интонации. Смысл никогда не лежит на поверхности, и тем не менее — имеющий уши слышит его слово.

Помимо подлинного исповедничества и свидетельства надежды, в проповедях о. Виталия огромную роль играет учительство. Он — профессор церковной истории, и ему больно видеть, что народ, которому он очень сострадает, не научен. В основном прихожане в его храме — это женщины, совсем немного молодежи; но когда он видит молодежь, это для него великая надежда, что новый народ войдет в Церковь. Иногда его проповеди содержат богатый исторический материал. Часто то или иное на первый взгляд малозначащее историческое событие через ассоциации (у о. Виталия очень богатое ассоциативное мышление) приводит его к видению глубинных проблем современной ему церковной жизни.

Можно перечислить главные темы его проповедей. Очень важная тема — о церкви как общине, об одной жизни в одной Церкви. Также важна тема о служениях в Церкви: служение в Церкви для о. Виталия это, прежде всего, свидетельство любви. Тема миссионерства: «Обязанность каждого верующего состоит не в том, чтобы он чувствовал себя праведником и избранником, а в том, чтобы он проповедовал и свидетельствовал Божью истину перед всеми людьми. Нет общины христианской, нет Церкви христианской, если нет проповеди, если нет миссионеров, если нет распространения учения Христова по всей земле».

О. Виталий сам свидетельствовал о подвиге исповедников веры советского времени и ободрял тех, кто также чувствовал это призвание. Уже в советское время он говорил, что церковь назовет своих исповедников отцами, зачислит их в святцы — иерархов и мирян, богословов и философов.

Он обращает особое внимание на динамику церковной жизни, для него, как и для древних христиан, Церковь — в странствии, поэтому ей необходимо постоянное обновление. За этой уверенностью стоит и большой опыт межхристианского свидетельства о. Виталия, его служение примирению. Он призывает: «Будем просить Господа, чтобы Он через нас, в нас, на наших глазах, при помощи нас содействовал Церкви Своей Святой, укреплению ее, умножению ее, чтобы приходили новые и новые молодые силы в Церковь Святую».

Он переживает за современную церковную жизнь, видя, что церковные люди коснеют в обрядовой стороне христианства: «Все превратили в обряд и выхолостили любовь». Он не соглашается с псевдоблагочестивыми системами и идеологемами: «Мы, мол, народ избранный, мы народ благочестивый, мы народ хороший, мы соль мира, мы самые лучшие... Когда мы так скажем, то можем услышать: вы — порождения ехиднины».

Этим искажениям о. Виталий противопоставляет образ истинной Церкви: «Церковь — это спаянная община, взаимная порука, взаимная солидарность, взаимная ответственность и общий путь. Вот это и есть характерная черта христианства». О. Виталий воспринимает жизнь церкви очень лично, для него это прежде всего жизнь родная, жизнь своя. Он не боится показывать церковь такой, какая она есть, — со всеми ее бедами, проблемами, реалиями жизни, ибо на первом месте у него всегда остается вера в Церковь и великая надежда на Бога, на победу Божью в мире, на то, что подвиг исповедников Христа не останется бесплодным. Он не раз говорит: мы увидим новую жизнь христианства — в нашем поколении, в следующем поколении или через пять поколений, — но мы обязательно ее увидим! Этому учит христианская история.

Чтение проповедей о. Виталия требует неспешности, внимательности. Надо помнить, что в них заключено много смысла, разбросаны зерна большой мудрости. Бывает, что человек читает и видит простоту проповеди, но всмотревшись, видит и ее особую глубину. О. Виталия кто-то в шутку назвал академиком церковного опыта, для него церковный опыт, церковная жизнь ясна, прозрачна: он очень много видел и очень много знает. Можно сказать, что его проповеди — это настоящий учебник христианской жизни, учебник, который обращен вперед, к победе Евангелия, который вселяет надежду, укрепляет веру и учит любви.

 

Епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов)

 







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 375. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия