Очевидно, что в процессе перехода от мистицизма Средних веков к
сегодняшней квантовой физике точка зрения на нашу роль, на наше
место во вселенной менялась самым коренным образом с каждым
научным переворотом. Наш мир экспоненциально расширяется, и
этот факт заставляет нас изменить представление о самих себе. Когда
я думаю об этом историческом развитии, глядя на бесконечное на
вид количество звезд на небесном своде, или размышляю о мириадах
жизненных форм на Земле, меня переполняют два противоречивых
чувства. С одной стороны, я чувствую себя как бы уменьшенным не-
объятностью вселенной. Размышляя о бескрайних пустых просторах
вселенной, Блез Паскаль когда-то написал: «Вечная тишина этих бес-
крайних просторов приводит меня в ужас». С другой стороны, я не
могу устоять перед очарованием великолепного многообразия жиз-
ни и изящной сложности нашего биологического существования.
Сегодня при рассмотрении вопроса о научно обоснованном уста-
новлении нашей роли во вселенной открываются две в некотором
смысле крайние философские точки зрения, представленные в физи-
ческом сообществе: принцип Коперника и антропный принцип.
Принцип Коперника гласит, что наше место во вселенной ничем
особенным не отличается (некоторые остряки окрестили это прин-
ципом усреднения). До сих пор каждое астрономическое открытие
только подтверждало эту точку зрения. Не только Коперник сдви-
нул Землю из центра вселенной — Хаббл перенес целую Галактику
Млечный Путь из центра вселенной, взамен дав нам расширяющую-
ся вселенную с миллиардами галактик. Недавнее открытие темного
вещества и темной энергии подчеркивает тот факт, что высшие хими-
ческие соединения, из которых состоят наши тела, составляют всего
лишь 0,03 % всего вещественно-энергетического содержимого все-
ленной. Учитывая теорию инфляционного расширения вселенной,
мы должны подумать о том факте, что видимая вселенная подобна
песчинке, заключенной в намного большую плоскую вселенную, а
также о том, что эта вселенная может все время пускать почки новых
вселенных. И наконец, если М-теория окажется успешной, то нам
придется столкнуться с возможностью того, что даже знакомая раз-
мерность пространства и времени расширится до одиннадцати из-
мерений. Нас не только сдвинули из центра вселенной — мы можем
обнаружить, что даже видимая вселенная представляет всего лишь
крохотную долю намного большей вселенной.
Столкнувшись лицом к лицу с необъятностью этого осознания,
вспоминаешь стихотворение Стивена Крейна:
Сказал вселенной человек:
— Мадам, я существую!
— И что ж, — услышал он в ответ, —
Почувствовать себя должна
Перед тобой в долгу я?
(Тут опять вспоминается научно-фантастический фарс Дугласа
Адамса «Автостопом по галактике», в котором рассказывается о
приспособлении, называемом Тотальным Вихрем, которое гаран-
тированно превращает любого здравомыслящего человека в сумас-
шедшего. В Вихре находится полная карта вселенной с крохотной
стрелочкой, на которой написано: «Ты здесь».)
Но с другой стороны, мы видим антропный принцип, который
заставляет нас осознать, что чудесный набор «случайностей» делает
возможным существование разума в такой трехмерной вселенной,
как наша. Существует до смешного узкий диапазон параметров,
превращающих разумную жизнь в реальность, и случилось так, что
мы «благоденствуем» в этом диапазоне. Стабильность протона, раз-
мер звезд, существование тяжелых элементов и так далее — все эти
параметры кажутся тонко настроенными, чтобы сделать возможным
существование сложных форм жизни и разума. Можно спорить о
том, является ли такое неожиданное стечение событий спроектиро-
ванным или просто случайным, но не возразишь, что для того, чтобы
наше существование стало возможным, необходима была именно эта
сложная настройка.
Стивен Хокинг замечает: «Если бы скорость расширения через
секунду после Большого Взрыва была меньше всего лишь на одну сто-
тысячемиллионную, то [вселенная] уже сжалась бы еще до того, как
достигла своих нынешних размеров... Велики трудности, ожидающие
вселенную, возникшую, подобно нашей, в Большом Взрыве. Я думаю,
что здесь ясно просматривается религиозный подтекст».
Мы часто не понимаем всей ценности жизни и разума. Мы за-
бываем о том, что такая простая вещь, как вода, является одним из
ценнейших соединений во вселенной, что во всей Солнечной систе-
ме и, возможно, даже в этом секторе нашей Галактики жидкая вода
есть только на Земле (и, вероятно, на Европе, спутнике Юпитера).
Также весьма вероятно, что человеческий мозг является самым
сложным объектом, какой только создавала природа в Солнечной
системе, возможно, даже до ближайшей звезды. Когда мы глядим на
четкие снимки безжизненной поверхности Марса или Венеры, по-
ражает тот факт, что эти поверхности совершенно лишены больших
городов и огней или даже сложных органических жизненных соеди-
нений. В открытом космосе существует бесчисленное множество
миров, лишенных всякой жизни, тем более — разума. Это должно
заставить нас оценить хрупкость жизни и то чудо, что она развива-
ется на Земле.
Принцип Коперника и антропный принцип в каком-то смыс-
ле представляют противоположные взгляды, которые оценивают
наше существование и помогают понять нашу истинную роль во
вселенной. В то время как принцип Коперника сталкивает нас ли-
цом к лицу с совершенной необъятностью вселенной, и, возможно,
Мультивселенной, антропный принцип заставляет нас понять, как в
действительности редки жизнь и разум.
Но в конечном счете спор между обоими принципами не может
определить нашу роль во вселенной, если только мы не взглянем на
этот вопрос с более широкой точки зрения — с точки зрения кван-
товой теории.