Мир квантовой науки проливает много света на вопрос о нашей
роли во вселенной, но с иной точки зрения. Если мы присоединимся
к интерпретации Вигнером проблемы кота Шрёдингера, то мы не-
пременно увидим повсюду след разумных деяний. Бесконечная цепь
наблюдателей, каждый из которых созерцает предыдущего, в конеч-
ном счете ведет к космическому наблюдателю — возможно, самому
Господу. В рамках такой картины вселенная существует потому, что
существует божество, которое ее созерцает. И если верна интерпре-
тация Уилера, то во всей вселенной преобладает разум и информа-
ция. Согласно такой картине разум является преобладающей силой,
которая определяет природу существования.
Точка зрения Вигнера, в свою очередь, навела Ронни Нокса на
мысль сочинить следующее стихотворение о реплике скептика в
адрес Бога, в размышлении, стоит ли дерево во дворе тогда, когда на
него никто не смотрит:
Один человек сказал: «Бог,
Видать, совсем занемог,
Считая, что этот вот ясень
Стоять будет, так же прекрасен,
Когда рядом нет никого».
Анонимный шутник затем написал следующий ответ:
Непонятен Мне, сэр, ваш щелчок:
Я везде, даже там, где ни глаз нет, ни ног.
И стоять будет ясень,
Все также прекрасен.
Я все вижу. С почтением, Бог.
Иными словами, деревья существуют во дворе потому, что всегда
есть квантовый наблюдатель, разрушающий волновую функцию объ-
екта, а именно сам Господь.
Интерпретация Вигнера ставит вопрос о разуме в самое средото-
чие основ физики. Он вторит словам великого астронома Джеймса
Джинса, который однажды написал: «Пятьдесят лет назад на вселен-
ную смотрели как на машину... Устремляем ли мы свой взор в космос
или в глубины атома — механическая интерпретация Природы
перестает работать. Мы сталкиваемся с объектами и явлениями,
которые никоим образом не являются механическими. Мне они
представляются скорее процессами ментального характера, нежели
механического; кажется, вселенная больше похожа на гигантскую
мысль, нежели на гигантскую машину».
Эта интерпретация принимает самую неоднозначную форму в
теории Уилера о веществе из информации. «Не только мы приспо-
собились ко вселенной. Вселенная также приспособилась к нам».
Иными словами, в некотором смысле мы создаем свою собственную
реальность, совершая наблюдения. Он называет это «Генезисом
через наблюдение». Уилер заявляет, что мы живем во «вселенной,
основанной на взаимном участии».
Эти слова перекликаются с мнением, которое высказал нобе-
левский лауреат, биолог Джордж Вальд, написавший: «Грустно было
бы атому во вселенной, если бы не было физиков. А физики состоят из
атомов. Физик представляет собой способ познания атомом самого
себя».Священникцерквиунитариев-универсалистовГариКовальски
выражает эту точку зрения таким образом: «Вселенная, можно ска-
зать, существует ради прославления себя, наслаждаясь собственной
красотой. Если человеческая раса — это одна грань космоса, которая
тянется к самоосознанию, то тогда наша цель бесспорно состоит в
том, чтобы сохранить в веках наш мир и изучать его, а не испортить
или разрушить то, на создание чего ушло столько времени».
Если придерживаться такого хода рассуждений, в существова-
нии вселенной есть смысл: произвести разумные существа, подобные
нам, которые могут ее наблюдать, чтобы она могла существовать.
В соответствии с такой точкой зрения само существование вселенной
зависит от ее способностей к порождению разумных существ, кото-
рые будут наблюдать ее, разрушая тем самым ее волновую функцию.
Интерпретация Вигнера квантовой теории может показаться
удобной. Однако существует и альтернативная интерпретация —
интерпретация многих миров, которая дает нам совершенно иное
представление о роли человечества во вселенной. В интерпретации
многих миров кот Шрёдингера может быть как мертвым, так и живым
одновременно, просто потому, что вселенная расщепилась на два от-
дельных мира.