Интеллектуальная база: труды философов эпохи «Просвещения».
В трудах этих философов человеческая личность впервые со времен античности, получила столько внимания к своей сущности. Самое значительное влияние на отцов-основателей американской нации оказал Джон Локк (1632-1704), считающийся отцом американского либерализма. Его размышления о «неотъемлемых правах» свободе и «народном суверенитете» внятно просматриваются в «Декларации независимости», написанной Томасом Джефферсоном. Джон Локк писал: «Если в состоянии природы человек столь свободен, если он является абсолютным властителем собственной персоны и имущества, равным величайшему и не подчиняющимся никому, то почему ему расставаться со своей свободой?». Исходя из этого Локк определяет функцию правительства как выполнение определенных ограниченных задач: правосудиея, отношений с другими государствами, и т.п., ради эффективной защиты свободы индивида: свободы слова, веры и собственности. Народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже свергнуть безответственное правительство, неспособное решить эти задачи. Идеи Томаса Гоббса (1588 – 1679) во много отличаются от идей Локка, нго они тоже оказали влияние на создателей Соединенных Штатов. Человек движим своекорыстием, эгоизмом и страстями. Поскольку ресурсы ограничены, то между людьми возникает война за эти ресурсы – «война всех против всех». Гоббс писал: «В этой войне каждого человека против каждого человека следствием является то, что ничто не может быть несправедливым. Понятия добра и зла, справедливости и несправедливости не имеют места. Где нет общей власти - нет и закона. Где нет закона – нет и справедливости. Сила и обман в войне – это первостепенные достоинства». Жизнь в таком обществе «одинока, бедна, злобна, жестока и коротка» Но поскольку война не в интересах человека, который пытается выжить в этом безжалостном мире, люди приходят к общественному договору. Согласно Гоббсу общество – это население, находящееся «под властью», которой люди отдают часть своих естественных прав. Власть эта необходима для обеспечения внутреннего мира и общей безопасности. Власть, т.е. монарх, аристократия или демократия (Гоббс, кстати, отдает предпочтение монархии) должна обладать абсолютными полномочиями. Государство Гоббса, могучий Левиафан, не может быть ограничено в своей автократии в отношении вопросов безопасности, войны, мира и любой угрозы своей целостности. Доктрина разделения властей не применима: правитель должен обладать всей полнотой гражданской, военной, судебной и духовной власти. Обе эти концепции, во многом противоречащие друг другу, переплетаясь, всегда формировали и формируют сегодня мировосприятие американской правящей элиты.
|