Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Идеология и социализация





Социализация в современной Россиисодержательно существенно изменилась в связи с политико-идеологическими и социально-политическими процессами, проис­ходящими в обществе, в котором на смену идеологии тоталита­ризма пришел неустойчивый и весьма подвижный плюрализм.

Исследования социологов (в частности Л. Д. Гудкова) показы­вают, что в российском обществе можно выделить четыре типа идеологической ориентации.

Во-первых, либерально-прозападная ориентация, наиболее рас­пространенная в крупных городах среди людей с высшим образо­ванием, специалистов высокого класса, людей зрелого или моло­дого возраста.

Во-вторых, ориентация на реставрацию плановой экономики и старых порядков, типичная для пожилых или низкообразованных людей, а также жителей села, поселков и малых городов.

В-третьих, ориентация на идею Великой России, разделяемая людьми со средним или высшим образованием (среди них больше инженеров и работников аппарата управления и силовых ведомств), проживающих в крупных городах.

В-четвертых, ориентация, характеризующаяся ксенофобическим ущемленно-агрессивным популизмом, соединяющим радикализм им­перского сознания с русским изоляционизмом; большая часть лю­дей этой ориентации — жители средних и малых городов в возрасте 25 — 40 лет со средним уровнем образования и квалификации.

Это данные, полученные в начале 1990-х гг., т.е. фактически в «старом обществе». Прошедшие десять лет кардинально изменили экономический, социальный, идеологический ландшафты Рос­сии. Но и опрос 2000 г., в котором участвовали только старше­классники (выросшие в Новое время), проведенный в Чувашии, показал, что основные идеологические ориентации воспроизво­дятся.

За модель общества равных стартовых возможностей для всех его членов (т.е. общество либерального типа) выступают 36,1 % опрошенных городских старшеклассников и 20,4 % сельских. Идея эгалитарного государства (по сути — аналог возврата к плановой экономике) привлекает 39,8% сельских и 13,9% городских стар­шеклассников. Не осталась без сторонников и идея Великой Рос­сии: 8 % юношей и девушек считают, что Россия вернет себе ста­тус сверхдержавы. И наконец, ксенофобические, «оборонческие » тенденции также имеют место: против экономического сотрудни­чества со странами Запада настроены 33,7% сельских и 18,9% городских старшеклассников (В. К. Шумилов).

Названные четыре типа массовых идеологических ориентации не исчерпывают их многообразия, а также характеризуются «пе­реливами» из одной в другие больших групп их носителей.

Идеологический плюрализм создал во многом новую ситуа­цию стихийной социализации и самоизменения человека.

Складывающаяся в России ситуация такова, что интересы че­ловека не определяются раз и навсегда вместе с приобретением того или иного социального статуса или совокупности социальных и профессиональных ролей. Открываются гораздо большие, чем раньше, возможности проявления собственных интересов для са­мореализации, самоизменения.

Плюрализм предполагает сознательный и ответственный вы­бор человеком своих нравственных и идеологических ориентиров. Трудность выбора, неудовлетворенность социальной практикой, исторически сформировавшееся у широких слоев населения не­умение делать выбор приводят к нежеланию его делать, к отказу от выбора.

Ситуации коренной ломки устоев жизни, изменения социаль­ной структуры и идеологии общества в истории России уже слу­чались и порождали веер негативных явлений, в чем-то отдален­но схожих с теми, которые наблюдаются сегодня, а в чем-то очень похожих на них.

Известный русский писатель XIX в. Глеб Успенский описывал процессы, происходившие в период отмены крепостного права: раскрепощенные от общинных уз бывшие крепостные и ремес­ленники становятся в новых условиях мошенниками, эксплуата­торами и даже наемными убийцами (см. очерки «Своим умом», «Беспомощность», «Опустошители», «Свои средства»).

Г.Успенского, почитавшего крестьян, просто поражала полная безответственность этих «раскрепощенных» индивидов, их свобода от всяких моральных ограничений и полное неведение в вопросах нравственности. Отпадение масс людей от устойчивых систем кол­лективных представлений порождало падение нравов, рост пре­ступности, пьянство, хулиганство, бессмысленную жестокость.

Человек трагической судьбы, писатель А. В.Сухово-Кобылин вопрошал на изломе российской истории XIX в.: «...Богом и прав­дою, и совестью оставленная Россия — куда идешь ты в присут­ствии своих воров, грабителей, негодяев, скотов и бездельников?»

Свобода убирает не только препятствия на пути человека, но и его «подпорки». Это порождает в переходном обществе неопреде­ленность ситуации. А неопределенность может вызвать у живого существа одно из трех базовых отрицательных эмоциональных со­стояний — или депрессию, или тревогу, или агрессию.

Это весьма опасно, ибо утрата ценностей, с одной стороны, неспособность сделать выбор новых, с другой, ведут к тому, что потеряв ориентиры, человек теряет цель и надежду и нередко «об­ращается в чудовище», как писал Ф.М.Достоевский.

Рост значения субъектности и субъективности человека в ходе социализации связан с тем, что, как отмечает социолог А. Г. Здра-вомыслов, процесс изменения социальной структуры представ­ляет собой и изменение внутреннего мира человека, его психоло­гии, ценностных ориентации. В стабильном обществе детермина­ция социального поведения идет от потребностей и социального положения к интересам и ценностям. В нестабильном обществе происходит переворачивание факторов детерминации: от ценно­стей к интересам и потребностям. И поэтому огромную роль при­обретает самосознание личности, самоопределение, нахождение своего Я в перевернутом мире.

Все это определяет многообразие вариантов социализации че­ловека, ведет к неоднозначности ее результатов в каждом конк­ретном случае.

Идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация обще­ства существенно влияют и на относительно социально контроли­руемую социализацию (воспитание). Наиболее кардинально и ярко это проявляется в том, что задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют принципиальные отличия от ста­бильного общества (В. М. Розин).

С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социальных слоев, профессиональных и возрастных групп относительно гар­монизированы, что определяет их заинтересованность в поддер­жании стабильности.

В связи с этим перед воспитанием в стабильном обществе объек­тивно стоит задача развития человека в процессе и в результате трансляции сложившейся в обществе культуры от поколения к поколению и от элитарных слоев к низшим (независимо от любых идеологических и педагогических деклараций). При этом вопрос «что?» транслировать объективно не стоит, хотя он и может ак­тивно обсуждаться.

Английский социолог П. Масгрейв так определил задачи вос­питания в стабильном обществе:

- передача культуры общества;

-воспитание новаторов для различных сфер общественной де­ятельности — технической, политической или художественной;

- подготовка политических лидеров для всех уровней демокра­тического общества;

- воспитание населения в духе лояльности к существующему правительству;

- социальный отбор (селекция);

- поставка производству образованной рабочей силы в опреде­ленном количестве и определенного качества.

В соответствии с объективно стоящими в стабильном обще­стве задачами воспитания педагогика ищет ответ на вопросы: «Как транслировать культуру?», «Как развивать человека в про­цессе ее трансляции, чтобы поддерживать стабильность обще­ства?»

В связи с этим неслучайным выглядит определение воспита­ния как средства или техники побуждения индивида к такому поведению, которое способствовало бы сохранению общества. Неслучайным потому, что предложено одним из западных уче­ных в 1959 г., т.е. в период почти абсолютно стабильного разви­тия западных стран.

В нестабильном, изменяющемся обществе, для которого ха­рактерны ситуации перехода от одного его типа к другому или существенного изменения внутри одного типа, картина принци­пиально иная. В нем отсутствует социальный консенсус, т.е. инте­ресы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Но в вопросе о том, что надо изменить, а тем более в каком направлении изменить, единства нет.

Меняющееся общество не в состоянии ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет усто­явшегося канона человека и устойчивого сценария своего раз­вития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерар­хию, нащупать новые идеологические установки. Оно лишь зна­ет, что нужно воспитывать «другого» человека и делать это «по-другому».

В условиях меняющегося общества перед воспитанием как со­циальным институтом фактически стоит задача одновременно с обществом искать ответ на вопрос: что развивать в человеке? А вер­нее: в каком направлении его развивать? И, соответственно, па­раллельно искать ответ на вопрос: как это делать?

***

В завершение разговора об обществе как макрофакторе социа­лизации еще раз подчеркнем его всеобъемлющую роль в станов­лении человека. И сошлемся на слова французского просветителя XVIII столетия Шарля Монтескье: «Ныне... мы получаем воспи­тание из трех различных и даже противоречащих друг другу источ­ников: от наших отцов, от наших учителей и от того, что называ­ют светом (обществом. — А.М.). И уроки последнего разрушают идеи двух первых».

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 622. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия