Социализированность: феномен мобильности
Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с переходом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, может делать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей. Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и профессиональной структур, что влечет за собой изменение статуса больших групп населения, превращают социализированность входящих в эти группы людей в неэффективную для новых условий. Переезд человека из страны в страну, из региона в регион, из села в город и наоборот также делает социализированность проблематичной. В этих и в других случаях происходит то, о чем писал американский антрополог Ф. Бок: «Культура в самом широком смысле слова — это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все убеждения и все ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди... Когда ты в своей группе, среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо все вы — и ты, и они — видите мир в принципе одинаково, знаете, чего ожидать друг от друга. Но, пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности, что можно назвать культурным шоком». Суть культурного шока — конфликт старых и новых культурных норм и ориентации общества, которое человек покинул, и общества, в которое он попал. Культурный шок — это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания. В связи с этим особое значение получило понятие ресоциализация — изменение ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека в соответствии с новыми социальными условиями и предписаниями. Ресоциализация — перестройка личности, изменение, восстановление социальных связей, ценностных ориентации, норм. Таким образом, принимая во внимание мобильный характер социализации, по мнению А. С. Волович, в рамках понятия социализированность необходимо выделять два компонента. Первый из них описывает соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе развития, т.е. сформированность у него соответствующих качеств, установок и пр. Второй — готовность человека к ситуации изменения этих требований, т.е. сформированность черт, которые необходимы для следующего этапа (включая и готовность к изменениям в широком спектре). Готовность к переходу на следующую ступень развития предполагает: - сформированность предпосылок для успешного выполнения основных социальных ролей, необходимых на следующем этапе социализации; - способность человека адекватно воспринимать новые социальные требования и в необходимой мере изменяться в соответствии с ними; - способность к активному, самостоятельному определению направления своей социализации, избирательному отношению к социальным воздействиям. Наибольшее значение для успешности социализации имеет степень выраженности качеств, которые можно объединить общим понятием активная гибкость — неригидное отношение к усвоенному опыту, вариативность и самостоятельность создания жизненного плана, наличие внутренне мотивированной активности, направленной на достижение своих целей. Недостаток активности или ее подавление в процессе «жесткой» социализации (чрезмерное подчеркивание предписаний и запретов как ядро ролевого научения; отсутствие обоснования запретов и порицание активности, направленной на выявление их причин; однонаправленность воздействий, требующих конформности, недостаток самостоятельности и гиперопека) обусловливают формирование «сверхсоциализированности» по отношению к требованиям, предъявляемым в настоящий момент, их некритичное усвоение, препятствующее созданию предпосылок для успешного функционирования и развития в изменяющихся условиях. Способность к адекватному восприятию и учету в своем поведении новых, непривычных социальных требований зависит от степени социальной ригидности личности. Под социальной ригидностью понимается наличие жестких установок, обусловливающих полярность оценок и восприятия действительности в черно-белых тонах; нетерпимость к двойственности и неопределенности; ограниченность правил, ведущая к рассмотрению себя в качестве исполнителя строго определенного набора ролей, и тенденция упорствовать в определенных видах ролевого поведения; некритическое усвоение и принятие специфических норм, ценностей и представлений о реальности, характерных для конкретных групп (групповая ригидность). Высокая социальная ригидность является существенным препятствием для социализации в изменяющихся условиях. В то же время в относительно стабильном социальном окружении некоторые качества ригидной личности (например, конвенционализм или приверженность групповым интересам) могут служить основой для успешной социализации. Именно степень активности (понимаемой, с одной стороны, как избирательность в освоении социального опыта, а с другой — как соотношение приспособления и обособления) и определяет то, что в одних случаях люди, успешно социализированные в данных условиях, оказываются готовыми к их изменению, а в других — при любом изменении условий процесс социализации нарушается. В заключение приведем слова писателя Андрея Битова, которые, только на первый взгляд, односторонне трактуют рассматриваемую проблему социализированное™: «... в высшем понимании аристократизм и является высшей формой приспособленности и самой жизненной формой. Потому что именно тот, кто все имел, способен, не теряя духа, все потерять: именно тот, кто владел, может знать, что не в том, чтобы иметь, дело. Тот, кто не имел, не может не иметь, потому что хочет иметь. Истинный аристократизм не хочет иметь, а имеет как данность... подлинный аристократизм — это способность обойтись без всего и до конца сохранить себя».
Вопросы и задания для самоконтроля 1. В связи с чем человека можно считать объектом социализации? 2. Благодаря чему человек является субъектом социализации? 3. Какое внутреннее противоречие процесса социализации может превратить человека в жертву? 4. Что понимается под неблагоприятными условиями социализации? 5. Охарактеризуйте основные типы потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации. 6. Какие субъективные обстоятельства способствуют виктимизации человека? 7. В чем сущность коррекционного воспитания и каковы его возможности (на примере конкретного типа жертв)? 8. Раскройте задачи и основные направления исследований в рамках социально-педагогической виктимологии. 9. Чем отличается понимание социализированности в субъект-объектном подходе к социализации от субъект-субъектного подхода? 10. В чем сущность мобильного характера социализированности?
Вопросы и задания для обсуждения 1. Как может проявиться активность человека в процессах приспособления и обособления? 2. Какова социальная сущность и личностный смысл культурного шока? 3. Что может способствовать сохранению человека в неблагоприятных условиях социализации? 4. В чем различия между жертвой социализации и жертвой неблагоприятных условий социализации? 5. Покажите виктимогенные обстоятельства, имеющиеся в вашем городе и в конкретном микросоциуме.
|