Дизайн ощущений
Под термином «дизайн» понимается одновременно творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека - как утилитарным, так и эстетическим, это искусство компоновки, стилистики и украшения. Дизайн призван превратить изделие в единое целое с точки зрения потребителя, и одновременно с позиций изготовителя. Выбор направления и характер развития дизайна «определяются духовной составляющей, коренящейся в определённой традиции».[85] Дизайн нацелен на удовлетворение потребностей человека, отражает его видение мира и своего места в этом мире, построенного в соответствии с психологией, духовными установками, уровнем социально-экономического и культурного развития отдельно взятого индивида. Дизайн выражает особенности индивидуальности человека, обосновывается специфическими особенностями менталитета, психологии, мировоззрения человека в той или иной культурной ситуации. Дизайн взаимосвязан с механизмами социально-культурного развития общества, выражает уровень и содержание эстетических идеалов, норм и предпочтений, которые во многом влияют на формирующуюся вокруг человека среду.[86] Дизайн отражает связь эстетики и технологий, в которой эстетика задает содержание (суть) вещи или процесса, а технологии их форму. В контексте управления модой особое значение имеют следующие категории из числа, описывающих объект дизайна: образ (идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера); функция (работа, которую должно выполнять изделие, а также его смысловая, знаковая и ценностная роли); эстетическая ценность - особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта. В соответствии с наметившимися тенденциями дизайн перестает быть исключительно проектированием окружающего нас предметного мира, его компетенция становится значительно шире. Эксперты отмечают опережающий рост популярности дизайна как рыночного инструмента. На Западе дизайн превращается в глобальный инструмент, оттесняющий маркетинг, социологию. Его задача сегодня – поиск дифференциаций, рождение потребностей, открытие новых направлений». Дизайн опускается на глубинные уровни антропологических исследований: человеческого поведения, потребления, стиля жизни.[87] Принципиальное значение для любой модной дизайнерской разработки имеет стиль. Так, в дизайне интерьера выделяют следующие основные стили: по временному признаку – стиль техно-, хай-тэк, китч, остромодный стиль, модерн, традиционный, ретро-, эпохальный стиль, вечный стиль; по территориальному признаку – городской и деревенский стили (кантри), региональный стиль, этностиль, колониальный стиль, стиль «вавилонское столпотворение»; по образу жизни – ампир, минимализм, а также деловой (офисный), богемный, интеллектуальный, гостиничный, приватный; по возрастному и гендерному признакам выделяют детский, подростковый, студенческий интерьер, а также девичий, женственный, мужской.[88] Рассмотрим чуть более обстоятельно «одноразовый» стиль – речь идет об обстановке, которая привязана к моде, а значит, недолговечна. Срок существования интерьера значительно короче того, к которому мы привыкли. Вещи устаревают максимум через год, их сразу выбрасывают. Стиль вызывает самое пристальное внимание законодателей моды жилища, можно сказать, диктуется ими и разрабатывается как не требующий больших затрат. Стильный интерьер наполнен оригинальными штучными вещами из недорогих материалов, пригодных к регенерации и идущими по мере устаревания в компост. Заказчиками на дизайн в Европе выступают не только промышленные предприятия или частные лица, но и государство, муниципалитеты, общество. В нашей стране стал быстро развиваться рынок промышленного дизайна. Отечественные дизайн-студии, до недавнего времени занимавшиеся почти исключительно дизайном интерьеров и графическим дизайном, - рекламный, журнальный, книжный дизайн, разработка логотипов, упаковки, - рассматривают промдизайн как приоритетное направление деятельности и формируют соответствующие организационные структуры (обычно отделы промдизайна). Для управления модой особое значение имеют также графический дизайн,книжный дизайн, визаж, дизайн одежды,ландшафтный дизайн, футуродизайн. Так, футуродизайн («дизайн будущего») – относительно новое концептуальное направление в дизайне,, соответствующие смыслам будущего. Подход основан на футурологическом моделировании и прогнозировании эволюции технологий[89], социальных и культурных изменений в обществе будущего и ориентирован на проектирование инноваций, адекватных будущему и актуальных для него. В рамках футуродизайна разработка решений ориентирована на перспективные идеи и направления в дизайне, призванные дать образы решений для продуктов, технологий и в целом среды обитания, ожидаемых в будущем. Отсутствие связи футуродизайна и коммерческой выгоды может способствовать изменению фокуса дизайна в целом с маркетинговых, экономических, производственных, эксплутационных и ликвидационных аспектов на социальные, культурные и экологические аспекты и общественное процветание в целом. Главным критерием, по которому может оцениваться эффективность решений в футуродизайне до их воплощения, может являться прирост качества жизни. Футуродизайн имеет прикладной аспект: создание дизайна декораций, одежды, техники и прочего для фильмов и театральных постановок, действие которых разворачивается в будущем. В случае сохранения современных трендов, картина будущего выглядит так: «товары становятся все более быстроживущими и несущими все более мимолетные смыслы. Дизайн ощущений, соответствие настроениям потребителей, предельная кастомизация и «сверхвыбор». Машины, меняющие цвет в зависимости от настроения владельца и музыки в магнитоле. Мобильный телефон, способный сегодня выглядеть веселым, завтра – грустным, а послезавтра – задумчивым».[90] 3.9. Суггестивный сервис В основе суггестивного сервиса – знание закономерностей взаимодействия с клиентом, реализация сугубо индивидуального подхода к клиенту. Потребитель зачастую благосклонно относится к соответствующим технологиям, по крайней мере, до тех пор, пока они не наносят существенного урона его карману. В процессе оказания услуги доброжелательная улыбка, искренняя заинтересованность, исчерпывающие профессиональные пояснения, неторопливая беседа способствует возникновению доверительной обстановки, расслаблению клиента, снижает критичность его восприятия, создает атмосферу, в которой представляемая информация воспринимается клиентом без логической оценки. Персонал в ходе краткого разговора в ненавязчивой форме стремится получить представление о цели посещения, оценить психотип и эмоциональное состояние клиента. Учитывается, что внушаемость возрастает при наличии у клиента качеств и состояний: неуверенности, тревожности, робости, низкой самооценки, чувства собственной неполноценности, повышенной эмоциональности, впечатлительности, слабости логического анализа. Используются сопутствующие факторы внушаемости - некоторые уровни психического состояния (состояние полного покоя или «сверхэмоциональность» человека); низкая осведомленность; высокая значимость; неопределенность; дефицит времени. С учетом этого оказывается суггестивное воздействие на чувства человека, а не на его волю и разум. Путем внушения у клиента вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния, благоприятные для расширения спектра оказываемых услуг и совершения покупок, а затем и конкретные действия в интересах коммерческой структуры, - связанные с приобретением товара или услуги. Эффект суггестии особенно велик, когда внушаемое в целом соответствует потребностям и интересам клиента. Психика современного человека богата стереотипами, которые могут резонировать с внушаемой нам информацией. Воздействие содержания, воспринятого на основе внушения, отличается навязчивостью: став совокупностью внушенных установок, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции. Основные элементы суггестивного сервиса: рекомендации, напоминания, рекламирование, объяснение гостю потребительской ценности предлагаемых позиций. Сила воздействия прямо пропорциональна наглядности, доступности, конкретности и образности ключевых слов и качественных характеристик, лаконичности рекомендаций и пояснений, даваемых представителем коммерческой структуры. Большое значение имеют речевая динамика, воздействие звукосочетаниями с учетом рекомендаций суггестивной лингвистики, обилие характеристик. Суггестивное воздействие усиливают сочетание мягкости и силы голоса, богатство интонаций, выделение ключевых слов, изменение темпа речи, небольшие паузы, выигрышный тембр голоса (оптимальным считается бархатистый баритон), понижение голоса в конце фразы и иные приемы. Особое внимание уделяется способу конструирования сообщений: уровню аргументированности, сочетанию логических и эмоциональных компонентов; конкретности и образности ключевых слов; воздействию звукосочетаниями; указанию конкретных, образных качеств (чем выше уровень абстракции, тем слабее внушение). Применяются специальные приемы речевой динамики, способные повысить суггестию речи – сочетание мягкости и силы голоса, богатство интонаций, паузы, использование эффекта неожиданности; адекватные ситуации мимика и жесты (воспринимаются как эмоциональная вовлеченность, заинтересованность).
|