Студопедия — Культура физического тела: кто-то иной
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура физического тела: кто-то иной






Потребности физического тела человека во многом обусловлены природной наследственностью, а способы удовлетворения этих потребностей определяются культурной и социальной средой. Во многом отношение человека к телу отражают способы организации его социальных отношений и отношение к потребляемым вещам.

В условиях рыночной экономики физическое тело рассматривается как рабочая сила, а также как форма представления красоты и эротизма с целью благоприятного восприятия индивида окружающими. В обоих вариантах тело выступает объектом инвестирования, становится важным ресурсом, способным приносить доходы. Тело выступает в качестве источника и средства удовлетворения потребностей. Потребление, связанное с обслуживанием потребностей тела, может рассматриваться как:

- потребление в целях удовлетворения природных потребностей организма;

- потребление в целях удовлетворения социальных потребностей индивида (признание со стороны других, представление статуса, красоты, реализация экономических интересов и т.д.).

К природным потребностям организма относят: потребности в еде, воде, защите от климатических воздействий, воспроизводстве потомства, движении, выделении отходов жизнедеятельности, психологической разгрузке и др. Нервная система сигнализирует о возникновении этих потребностей посредством отрицательных ощущений, чувство дискомфорта и другие отрицательные реакции. Способы устранения отрицательных ощущений (раздражителей, сигнализирующих о возникновении потребности) зависят от того, каким образом человек расшифровывает поступающий сигнал, т.е. от представления о правильных, должных, приличных формах удовлетворения потребности. Представления о том, как следует удовлетворять потребности, зависят от норм, усвоенных в процессе социализации, удовлетворение потребностей тела следует рассматривать в социально-культурном контексте.В современных постиндустриальных обществах активно развивается культура здорового образа жизни, которая обслуживается специальными рынками (спортивные товары, фитнес-клубы, вегетарианское и экологически чистое питание, туристический бизнес, фармацевтика и т.д.).

Что касается социальных потребностей тела, то следует иметь в виду, что тело является одновременно носителем рабочей силы и средством символического взаимодействия. В любом обществе формируются определенные эталонные представления о теле и рынок, обслуживающий потребность в поддержании эталона: спорт, бодибилдинг, шейпинг, фитнес, диеты, косметика и т.д. Потребность в презентации тела обслуживают и такие виды современной индустрии, как изобразительное искусство, фото-, кино, видеоуслуги. Со временем одной из культурных норм презентации стала гигиена, т.е. требование чистоты тела, отсутствие неприятных запахов, исходящих от тела. Возникновение этой культурной нормы стимулировало развитие специфичного рынка, обслуживающего эту искусственно сконструированную культурой потребность. Обязательная норма чистого тела появилась в Западной культуре в XVIII-XIX веках. Современный рынок, обслуживающий эту норму, является в настоящее время одним из наиболее сложных по представленному ассортименту товаров: различные виды мыла, шампуни, гели, зубные пасты, дезодоранты, вспомогательные предметы гигиены. С рынком товаров личной гигиены тесно связан рынок косметики, парфюмерии, а также сантехники и оборудования для ванных комнат.

В настоящее время в развитых экономиках функция тела как носителя рабочей силы постепенно отходит на второй план, уступая по значимости функции представления качеств, отвечающих принятым эталонам красоты. Способность тела отвечать принятым эталонам красоты повышает жизненные шансы индивида: возможность образования семьи, выбор привлекательного партнера, успех при ведении переговоров, при устройстве на работу и т.д. В связи с этим некоторые исследователи рассматривают красоту как форму капитала. Формированию социально признаваемого эталона красоты способствуют референтные группы (популярные спортсмены, звезды кино и шоу-бизнеса), СМИ, массовая культура, реклама. В современном обществе тело может выступать в качестве способа демонстративного потребления, символа, подчеркивающего успешность карьеры, непричастность человека к физическому труду и материальную возможность иметь продолжительный досуг. Современная западная культура дифференцирует эталоны красоты по половому признаку. Женский эталон подчеркивает эротизм, полагая его составляющей красоты, мужской – акцентирует атлетизм, мужественность.

Весьма опасным представляется бездумное использование новых изобретений в области техники, биологии, механики, химии, вычислительной техники, генной инженерии для «улучшения человеческих функций». «Прогрессивные ученые» под предлогом гуманизма в человека внедряют нечто нечеловеческое, объем чего будет постоянно возрастать: накопители информации для увеличения памяти, приборы ночного видения, вживленные в хрусталик глаза, для того, чтобы видеть ночью так же ясно, как днем и даже сквозь стены. Предполагается, что созданный заново человек сможет прыгать выше, бегать быстрее, жить дольше и, наконец, летать. Но это будет уже кто-то иной, а не человек.[115] Существуют прогнозы, согласно которым искусственный «цифровой человек будет все больше сближаться и сливаться с человеком биологическим вплоть до полной неразличимости и индивидуального бессмертия в форме «цифровой матрицы», воплощаемой в различных материальных субстратах.[116]

 

5.5. Стиль и образ жизни: на пути к дауншифтингу

Стиль жизни в контексте управления модой исследуется как: проекция господствующей идеи, мировоззрения на различные социальные общности; как почва для принятия управленческих решений и условие их эффективности; мощный фактор, оказывающий влияние на психическое и физическое здоровье людей, на состояние общества; как база для изменения мировоззрения.

Для характеристики индивидуальных (социально-психологических, нравственных и эстетических) особенностей жизни личности или группы людей применяют понятие «стиль жизни». Стиль жизни - устойчиво воспроизводимые отличительные черты общения, бытового уклада, манеры поведения, привычки, склонности и т. п., свойственные человеку или группе людей и выявляющие своеобразие их духовного мира, направленность жизни личности через внешние формы бытия (организация рабочего времени, проведение досуга, отдыха, устройство быта, манера держаться и говорить и т. д.) Стиль жизниохватывает специфичные образцы поведения, интересов, мнений, представлений, обычаев, характерных для определенных групп потребителей. Стиль жизни состоит из способов распределения времени, ресурсов, восприятия. Стиль жизни определяет, как человек мыслит, распоряжается деньгами, временем, какие продукты покупает, в каких местах бывает и т.д.

Стиль жизнив большей мере фиксирует, учитывает индивидуальные и психологические особенности поведения, вкусов, предпочтений, интересов, склонностей людей. Так, говорят об «аристократическом», «купеческом», «демократическом» и т. д. стиле жизни и т. д. Принято считать, что повседневный стиль жизни денди включает в себя: изысканную манеру поведения; определенную социальную технику; тайную харизму.[117] Составными элементами стиля денди являются английские клубы, джентльменские розыгрыши, городское фланирование, «оптические дуэли».

Стиль жизнине следует смешивать с «дурным своеобразием», т. е. с претензией на оригинальность, с желанием выделиться среди других в пустяках, ничтожных мелочах, усматривая именно в этом проявление свободы своей индивидуальности. Понятие «стиль жизни» имеет нравственный смысл, поскольку развитие и совершенствование индивидапрямо соотносится с интересами других людей, интересами общества.

Понятие «стиль жизни» позволяет эффективно сегментировать рынок. Стиль жизни характеризуют социально-демографические факторы, личностные особенности, самовосприятие, поведение. Стиль жизни потребителей моды исследуется с помощью метода AIO (activities, interests, opinions - деятельность, интересы, мнения). На основе интервью, фокус-групп, научных источников составляется набор утверждений о потребителях. Затем проводится массовый опрос с использованием различных шкал (Лейкерта, Осгуда, ранговых, Креспи). Полученные ответы статистически обрабатываются, формируется обобщенный портрет потребителя.

Обладая индивидуальным своеобразием, уникальностью, относительной самостоятельностью и ценностью, стиль жизни способен оказывать формообразующее влияние на тот или иной образ жизни. Индивидуальный (или групповой, «субкультурный») стиль жизнипорой интегрируется и кристаллизуется в уклад и образ жизни, который разделяет и которому следует та или иная социальная общность, вплоть до воплощения его в образ жизни, ставший нормой для массового поведения и массового сознания. Так, после победы социалистической революции на основе «пролетарского» стиля жизнисложился социалистический образ жизни. Стиль жизнисущественный признак индивидуальности, который во многом зависит от ценностных ориентации, уровня культуры и психологических особенностей самого человека.

Понятие «демонстративное потребление» ввел американский экономист и социолог Т.Веблен (1857–1929). Он определял это понятие как «использование потребления для доказательства обладания богатством, потребление как средство поддержания репутации». В основе «демонстративного потребления» лежит социальный мотив демонстрации высокого общественного положения, стремление к признанию со стороны социальных слоев, пользующихся высоким престижем. Кроме понятия «демонстративное потребление», используются и другие близкие по смыслу понятия «показной досуг», «показные траты» - все они связываются с образом жизни, характерным для так называемого «праздного класса» – богатых американцев, подражавших стилю потребления европейской аристократии. В этой связи, демонстративное потребление полезно рассматривать в рамках интерпретативной методологии как потребление символов, знаков, как некий текст, содержание которого состоит в стремлении обосновать высокий общественный статус.

Демонстративное потребление может рассматриваться как универсальное явление, характерное для разных эпох и разных культур. Различия состоят в способах и конкретных формах демонстрации статуса, влияния, власти. Демонстративное потребление - способ маркировки границ, отделяющих более высокий социальный слой (класс) от стоящих ниже в общественной иерархии слоев (классов). Яркие образцы «показного потребления» демонстрируют так называемые «нувориши», сделавшие быстро большое состояние. «Нувориш», как правило, стремится к столь же быстрому признанию со стороны социальных слоев, пользующихся значительным социальным влиянием и престижем. Самым доступным способом оказывается потребление дорогих предметов, антиквариата, символов роскоши. В качестве дополнительной характеристики демонстративного потребления используется понятие «подставное потребление», когда человек может подчеркивать свое высокое социальное положение не столько самостоятельно потребляя дорогие и редкие продукты, сколько приобретая эти же вещи для жены и детей, наряжая слуг в дорогие ливреи и т.д.

Современные исследователи полагают, что демонстративный стиль потребления в той или иной степени присущ средним и низшим слоям общества. Более низкие в социальной иерархии слои стремятся подражать образу жизни более богатых и привилегированных слоев. Товарами, подчеркивающими престижное положение владельца, могут быть одежда, дома, автомобили, бытовая техника. Потребление этих товаров часто осуществляется, исходя не из их практической целесообразности, а на основе новизны, дороговизны, престижности и иных характеристик, прямо не связанных с утилитарными качествами продукта. В этих условиях основным мотивом потребления выступает поддержание некоторого «приличного» стандарта, уровня потребления, который связывается с уровнем потребления, задаваемым высшими слоями общества. Результатом подражательного потребления может стать потребление на грани финансовых возможностей семьи. Показное потребление становится социальной нормой поведения.

Показное потребление может выступать как символическое обозначение восходящей социальной мобильности, особенно это характерно для индивидов, с высокой достижительной мотивацией, стремящихся к карьерному росту. Проявлением показного потребления может стать приобретение большого количества товаров, обслуживающих одну и ту же потребность. В этом случае потребление напоминает коллекционирование: предметы для занятий спортом, для досуга, автомобили, одежда и т.д. Сама частота смены предметов потребления становится символом богатства и независимости владельца.

Демонстративное потребление особенно ярко проявляется в тех обществах, где происходит процесс первоначального накопления капитала, процессы социально-экономической трансформации. Демонстративное потребление, помимо иррациональных проявлений, может иметь рациональные основания. Особенно это важно предпринимателей, вступающих в договорные партнерские отношения с крупными солидными фирмами. Показное потребление подчеркивает солидность и надежность партнера, свидетельствует о его кредитоспособности и вызывает большее доверие. Наличие дорогой одежды может помочь человеку при устройстве на высокооплачиваемую работу. Главные особенности продуктов, используемых для демонстративного потребления: дефицитность, дороговизна, наличие торговых марок, связанных с престижем. Их владелец как бы подчеркивает недоступность своего положения для более низких социальных слоев.

Исследователи отмечают возникновение специфичных заболеваний, вызванных конкретными образами моды и модами, объясняя это конфликтом между полезностью и модностью, в их числе костные заболевания у женщин от ношения корсета; болезни, вызванные модами на худобу, бледность, загар, даже моды на определенные болезни (чахотку и др.), «джинсовый дерматит» (кожные заболевания, вызванные постоянным ношением плотно облегающих джинсов), «пальцы диско» (болезнь суставов, возникающая от энергичного щелканья пальцами в такт ритмам «диско»), «панковый синдром» (кровоизлияния в глазах от неистовой тряски во время танцев в стиле «панк»).[118] В последние годы в молодежной среде распространились заболевания пальцев, возникающие вследствие систематического и длительного использования клавиатуры мобильного телефона.

Вместе с тем, все больше распространяется мода на фитнес, на занятия бегом, аэробикой, плаванием, атлетизмом, на вегетарианство, в целом на хорошее здоровье, здоровый образ жизни. Образ жизни - устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной (групповой) жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта, досуга. Понятие образ жизни отражает содержание самой человеческой жизни, в определенных общественных условиях, а также ее направленность, ценностную ориентацию. Типичные для общности (группы, класса, общества в целом) особенности зафиксированы в обобщающих понятиях: «буржуазный образ жизни», «социалистический образ жизни», «паразитический образ жизни», которые представляют собой научные абстракции, позволяющие выделить нечто общее, в разнообразии индивидуальных и групповых проявлений жизнедеятельности людей.[119]

Образ жизни человека охватывает совокупность типичных видов его жизнедеятельности в единстве с условиями жизни. Основными сферами жизнедеятельности человека являются его труд, быт, общественная жизнь, культурная жизнь. Образ жизни человека характеризуют особенности его поведения, склада мышления и общения в сфере профессиональной и общественно-политической деятельности, быта и досуга. Что касается труда, то речь идет о его условиях, характере труда, свойственных профессии трудовых отношениях, особых функциях и обязанностях, в частности, об ответственности за результаты и эффективность деятельности трудового коллектива и организации в целом, о наиболее часто встречающихся ситуациях (например, стрессовых). Мода может распространяться на разные компоненты образа жизни – ценностный (ориентация на определенные ценности), моральный (что является этичным, что нет), поведенческий (характер отношений, складывающихся в неформальной группе, стереотипы реагирования на ситуации и т.д.), когнитивный (особенности картины мира, познавательных процессов и стереотипов), коммуникативный (следование определенной программе поведения в общении).

В различных социальных группах модным является образ жизни: для художников, актеров - богемный, для рантье – праздный. Существует образ жизни «золотой молодежи» (ассоциируется с беззаботностью, вседозволенностью, легким отношением к жизни), а также городской, сельский, студенческий, армейский, аскетичный и иные образы жизни.

Сейчас мода на здоровый образ жизни исходит из его искаженного понимания, при котором все сводится к отсутствию вредных привычек. Акцент делается на внешние признаки – белоснежная улыбка, худоба женщины, мышечная масса мужчины и т.д. Такое формальное понимание здорового образа жизни делает популярными специфичные продукты и технологии – БАДы (нередко фальсифицируемые), отбеливающие зубные пасты, силиконовую грудь, средства для быстрого похудания, различного рода «виагры».

При анализе образа жизни надо учитывать, что «… приёмом отвлечения человека от развития является установление и насаждение ложных «ценностей». Для этого используется навязчивая пропаганда определённого образа жизни, определённых взаимоотношений между людьми, вкусов в одежде, питании, музыке, кино и пр. Формируется стереотипическое поведение на уровне рефлексов: модно - значит правильно. Потребности человека принижаются до уровня предметов материального мира, рабом которых он и становится. Термины и понятия, характерные для человеческого начала, насыщаются искажённым смыслом.Так, под Любовью понимаются в основном состояния, характерные для сексуальных отношений. Доброта превращается в потакание своим и чужим порокам и слабостям. Истинное развитие деградирует до тонкого сексуального удовольствия, получаемого на уровне полевых взаимодействий. Силой начинают называть грубость и насилие. Вместо воли появляются хамство и упрямство и т. д.[120]

Мода на образ жизни, в случае его ущербности, негативности, способна оказывать негативное влияние практические на все стороны жизни человеческого общества. Так, нежелание вступать в брак, строить семейные отношения, заводить детей, свойственные образу жизни инфантильных взрослых[121], в странах Запада, где указанный социальный слой становится уже преобладающим в численном отношении, создает демографические угрозы, приводит к резкому снижению количества трудовых ресурсов, а в недалеком будущем может иметь и негативные для этих стран социально-экономические, социально-политические и даже геополитические последствия.

В современном мире, по мнению авторов материалов к парламентским слушаниям по проблемам региональной безопасности, особую опасность для управления социальными процессами имеют получившая широкое распространение деструктивная мода на употребление спиртных напитков и курение, а также иные негативные аспекты образа жизни руководителей. Дело в том, что управление более или менее масштабными, продолжительными социальными процессами требует непрерывной поддержки этих процессов мыслительной, эмоциональной, физической деятельностью руководителя. Сознательное отношение к поддержке управляемых им процессов своей деятельностью требуется в особой степени от руководителя. Сознательность означает постоянное пребывание человека в самообладании, не искаженном искусственным возбуждением и сохранения весьма тонкой естественной настройки физиологии тела, энергетики, биополя. Весьма важным является положительное эмоциональное состояние, концентрация, сосредоточенность руководителя на проблемах и задачах управления, которые должны поддерживаться непрерывно. Даже однократная уступка инстинктивному позыву (приступу ярости, желанию выкурить сигарету, выпить и т.д.) изменяет параметры тонкой настройки энергетики и физиологии человеческого тела. Это изменяет эмоциональное состояние человека, исключает для него возможность необходимой концентрации на задачах управления, приводит к искажению или прерыванию процессов обработки управленчески значимой информации в психике руководителя, в его бессознательном. Руководитель выключается из управляемого им управленческого процесса. Указанный процесс может разрушиться или изменить свой характер в той мере, в какой он обусловлен деятельностью индивида.

Периодическое воздействие алкоголя, табака, наркотиков и, тем более зависимость от них, разрушает физическое здоровье и психику человека, искусственно низводит ее до животного строя. Коллективные употребление спиртного и курение порождает коллективное сознательное и бессознательное на основе единообразного извращения естественной настройки физиологии тела и биополей участников. Как следствие, информация, свойственная этим процессам, при замыкании биополей участников перетекает в иные фрагменты коллективного сознательного и бессознательного. Реагируя на этот переток информации, чуждые, враждебные по отношению к управляемому процессу фрагменты коллективного бессознательного инициируют или поддерживают процессы подавления или разрушения управляемого процесса. Вследствие изложенного выпивающий, курящий, имеющий половые контакты с разными партнерами руководитель не в состоянии по параметрам своего тела даже реально войти в управление более или менее продолжительными процессами, из которых и складывается деятельность любой организации. Тем более такому руководителю недоступны процессы управления достижением целей стратегического характера.

Важным элементом образа жизни является расширение кругозора, развитие, саморазвитие, повышение уровня образования и культуры. Организации, как правило, поддерживают такого рода стремления работников не только морально. Корпоративная культура обычно предусматривает, в частности: перемещение по горизонтали на новый участок для подготовки руководителя широкого профиля; получение новых навыков на рабочем месте при содействии более опытных руководителей; обучение работников в рабочее время; оплату обучения за счет компании; участие работников в различного рода тематических кружках; поощрение самообразования и самоподготовки; обязательное обучением управляющих высшего и среднего ранга в учебных центрах фирм, межотраслевых центрах; субсидии, предоставляемые фирмой для приобретения работниками книг и иных учебных материалов; патронаж библиотек и учебных заведений со стороны высокопоставленных руководителей и т.д.

Вместе с тем, деньги стали доминировать в формировании системы ценностей человека. Собственно Чичиковы с Эллочками-людоедками жили и раньше, но сейчас они – образец для подражания, их масса перешла критическую отметку. Целью жизни стало не самосовершенствование, а получение возможно большего количества денег в рамках, регулируемых законом. Знания и таланты развиваются не из потребности человека в духовном развитии, а накапливаются как некий квазиматериальный товар. Деньги стали главным индикатором того, какое место человек занимает в обществе: статус человека в обществе определяется стилем потребления товаров и услуг. Для распознавания по запросам «свой – чужой» расширяется индустрия, производящая соответствующие маркеры – драгоценности, часы престижных марок, брендированную одежду и т.д. В сконцентрированном виде современная обывательская «мечта» и стимул развития человечества звучи так: получать как можно денег, не прилагая, по возможности, труда и не нарушая законы.[122]

В рамках традиционных обществ отношения между мужчинами и женщинами характеризуется следующим: сакральность семьи, неприемлемость секса вне брака, негативное отношение к абортам, затрудненность контрацепции, табуированность самой темы секса Отношение общества к браку и сексу изменилось принципиальным образом после так называемой сексуальной революции в 60-е годы XX века в США, обоснованием и толчком для которой стала книга Р.Райха «Сексуальная революция». Модным стало демонстративное отношение к сексу как к удовольствию; пропаганда сексуальных услуг; беспорядочные половые связи; сексуальное образование якобы для профилактики венерических заболеваний и сексуальных проблем; распространение контрацептивов; разрешение абортов и разводов; отказ от наказания и лечение на основе психоанализа преступников, совершивших преступления на сексуальной почве.

Сексуальная революция имеет остро негативные последствия: демографический кризис из-за отказа рожать детей, массовых абортов, разводов и т. д.; распространение венерических и иных заболеваний, передающихся половым путем; эпидемия распада семей, что является тяжёлой травмой для детей; появление в 1970-х гг. порноиндустрии; отрицательное влияние беспорядочных половых связей на психическое здоровье. По данным профессора Миннесотского университета А.Рисса, приведенным в его книге «Конец стыду. Формирование нашей следующей сексуальной революции», США лидируют в мире по распространению СПИДа. Беременностей среди девочек младше 15 лет здесь в 5 раз больше, чем в других развитых странах, хотя уровень сексуальной активности американских подростков не выше, чем западноевропейских. Уровень изнасилований в США в несколько раз выше, чем в Англии, Германии, Франции. Сексуальным нападениям подвергаются дети: 27% девочек и 16% мальчиков. По имеющимся оценкам, число детей, подвергшихся в 2000г. в США сексуальной эксплуатации в коммерческих целях, колеблется от 100 тыс. до 3 млн.

В Европе изменилась ценностная установка большинства: теперь считается, что лучше жить скромно, но не напрягаясь, чем «горбатиться» и жить богато. Выбившихся своими силами в богачи теперь презирают, а не завидуют им. Население предпочитает не работать ни за какие деньги, придерживаясь философии дауншифтинга, «жизни для себя», «отказа от чужих ценностей», что характерно для обществ финального периода их существования, периода полного истощения жизненных сил народа. [123]

Возникает устойчивая тенденция к глобальной унификации образа жизни: на разных концах земли люди потребляют одну и ту же пищу, носят одну и ту же одежду, слушают одну и ту же музыку, смотрят одни и те же фильмы, получают информацию из рук одних и тех же средств массовой информации. Такая глобальная унификация уничтожает национальное своеобразие, местную самобытность во всех сферах жизни.

Идеи

Человек потребляет не столько вещь или услугу, сколько принятую и распространенную в социуме идею, социальное представление - идею современности, новизны, эксклюзивности, престижности, статусности, значимости, уникальности, индивидуальности, конформизма, моды и т.д. Иде́я в контексте данного исследования понимается как отражение предмета вещи (объекта, явления, процесса, события, принципа), свойства или отношения в их необходимости и возможности, в перспективе развития. В более широком смысле это мысленный прообраз явления (процесса и т.д.) содержащий его существенные черты. Идея – это форма интеллектуального постижения явлений объективной реальности, включающая в себя понимание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира.

С позиций управления модой необходимо разделять два вида идей – деструктивные и позитивные. Деструктивные идеи – искажающие действительность, ведущие к деградации человека и общества, а также мира, реальности. Позитивные идеи – адекватно отражающие действительность, способствующие развитию и совершенствованию человека, общества, мира, реальности.

Идеи в контексте моды имеют значение в различных аспектах:

- как источник вдохновения, смысла жизни и деятельности людей, захваченных соответствующей популярной, модной идеей, в частности, как национальная идея (США – американский образ жизни; некоторые мусульманские страны – жизнь «по шариату» и т.д.);

- как оригинал, проецирующийся в различных ситуациях на разные объекты моды, образы моды, аттракторы моды, потребителей моды. Это одновременно проекция мировоззрения автора идеи и наиболее значимый феномен, формирующий мировоззрение;

- как наиболее емкое отражение современности;

- как основной и наиболее мощный инструмент управления модой, прежде всего, со стороны государства;

- как значимая цель управления модой;

- как основа управленческих решений во всех сферах человеческой жизни и деятельности, на всех уровнях управления (с учетом степени и характера ее осознавания субъектом управления).

С позиций исследования представляют интерес два вида идей: модная идея сама по себе – то, что делает ее модной, заинтересованный субъект, история возникновения и т.д.; идеи относительно модности продукта, технологии, идеи. По сравнению с другими объектами моды, идея не только отражает (представляет) действительность, но и ставит практическую цель перед индивидом, группой, обществом в целом, стимулирует к ее достижению.

Идеи оказывают огромное влияние на жизнь общества. Идеи, становясь популярными и модными, завоевывая сердца и умы больших масс людей, оказывали колоссальное влияние на судьбы человечества. И в этом смысле идея представляется наиболее важным объектом моды. Чтобы превратить идею в модную, необходимо учесть большое количество самых разнообразных факторов (культурных, временных, политических, экономических и иных) в их взаимодействии, затратить значительные ресурсы, да еще сделать все это незаметно – так, чтобы не были «виды уши» заинтересованного субъекта (в современной терминологии - бенефициара).

А.Хажински полагает, что модная управленческая идея должна удовлетворять следующим требованиям: быть своевременной (то есть обращаться к проблемам своей эпохи); привлекать внимание потенциальной аудитории; адресовать организационные требования таким способом, который отвечает потребностям и мнениям менеджеров, к которым они обращены; обладать составляющими, которые позволят потенциальным пользователям рассматривать их как способные удовлетворить имеющиеся потребности; быть изложена в привлекательной вербальной форме (не только потому, что большинство менеджеров узнают о ней во время публичных презентаций, но потому что на основе авторской ее презентации будут разрабатываться видео- и аудиоматериалы).[124]

Д. Драйден, а вслед за ним и другие эксперты подчеркивают, что истинность или ошибочность некоей идеи - это одно, а ее принятие и распространение - совсем другое дело; что не существовало явной корреляции между значительностью идеи и ее популярностью; что то, что сказано, менее важно, чем то, как это было сказано, и что идеи получили одобрение не потому, что они были правильными, а потому, что они были интересными. Другой набор критериев качества управленческих идей: их принятие рынком (достигнутые «объемы продаж»); их провокативность (представление точек зрения, идущих вразрез с традиционными теориями менеджмента); их оригинальность (представление множества актуальных тем для менеджеров); репутация их авторов (те, кто пользуются заслуженным уважением, а неординарность мышления и проницательность были не раз проверены).

Позиция авторов сводится к тому, что основными условиями приобретения идеей популярности и превращения ее в модную идею являются: новизна содержания – несомненно, главный, но отнюдь не достаточный признак; соответствие интересам большой группы людей; ясное изложение, понятность для больших масс людей; преемственность по отношению к идеям, которые были модными ранее; готовность масс (большой социальной группы) воспринять идею.

Что касается национальной идеи, представляют интерес следующие рассуждения. «Основой любого глобального проекта является надмирная идея, выходящая далеко за пределы видимого и ощущаемого пространства… Изначально подобная надмирная идея должна быть заявлена как Истина для всех, на все времена и без альтернатив. Однако этого недостаточно. Для того, чтобы массы людей, вдохновившись идеей, занялись ее воплощением во всемирном масштабе, необходимо эту идею перевести в политическое измерение, в котором собственно, и реализуются любые идеи. Для успешного развертывания глобальный проект должен утвердиться в опорной стране. Она должна быть крупной, мощной в экономическом и военном отношении. Только сильная страна, являясь признанным лидером проекта, может удержать прочие государства от беспрерывных конфликтов между собой и обеспечить присоединение к проекту все новых и новых участников…».[125] По утверждению ВМ. Хазина, за всю историю человечества надмирных идей возникало не так уж много, применительно к России он выделяет всего три проекта: Христианство, Ислам и Коммунизм. Согласно его позиции «слабое место «Красного проекта» - полное отсутствие мистической составляющей, которое вначале было не слишком заметно из-за контраста с проектами Капиталистическим и Западным. Однако когда противники начали перенимать у Красного проекта социальные технологии, этот недостаток стал играть все большую роль…Марксизм начал быстро выходить из моды в интеллектуальных кругах Европы после публикации серии критических книг Солженицына».[126]

Экспертами подчеркивается, что самый важный аспект мирового кризиса – это мировоззренческая парадигма происходящего и будущего. Даже в инаугурационной речи Барака Обамы обнаруживется героическая стилистика, мощный миссионерский заряд. Сегодня, по Обаме, «без доминирования ценностей героизма, солидарности, труда в противовес сибаритству, культу досуга, эгоизма и безответственности не выжить».[127]

В этой связи «на слуху» разговоры о крахе либерализма, коллапсе либеральной цивилизации, провал либерального проекта очевиден. Это выражается в нарастающей несостоятельности американских претензий на мировую гегемонию, в выходе из-под американского контроля процессов в исламском мире, в надвигающейся новой волне финансового кризиса, в наметившемся распаде Евросоюза, наконец, в резком спаде оппозиционной активности в России. Сегодня «быть либералом неприлично».[128]

Одно из объяснений состоит в том, что либерализм является идеологией, которая полностью исчерпывается принципом «свободы от». В основе либерализма лежит философский индивидуализм, в котором реальность сводится к «единственному и его собственности» (как у М. Штирнера). Пока эта программа противопоставляется фашизму и коммунизму, она достаточно притягательна, но все меняется, в тот момент, когда либерализм одерживает победу. Освобождение ради освобождения, все большего и большего, от всего, лишь бы не тормозилось действие – show must go.[129]

В этой связи отношение к Богу, к Великим Божественным силам представляется центральной идеей жизнедеятельности человека, сердцевиной его мировоззрения. СССР был создан и существовал под сенью атеистического мировоззрения. Перестройка осуществлялась во многом под лозунгом возвращения роли церкви, восстановления религиозности. Определенная часть перестроечной элиты демонстрировала свою религиозность. Посещение храмов стало модным. Участие в богослужениях, молебнах, проводимых иерархами церкви – престижным. Широко распространилась разнообразные атрибуты религиозности – нательные крестики, иконы, карманные библии. Религиозность все в большей степени теперь отвечает признакам моды. К сожалению, объявленная религиозность не мешает некоторой части элиты нарушать нравственный закон, обходить правовые установления, осуществлять «распил» бюджетных средств, устанавливать монопольно высокие цены, совершать мошенни







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 802. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия