Московское право.
Обычай пока играет главную роль. Но уже развивается актовый материал центральной власти, который Исаев делит на 5 больших групп: А) акты, устанавливающие какой-либо юридический факт (1) поручные записи – а) ручательство за бояр – что они не совершат измену б) ручательство за ответчика или истца – что явятся в суд (2) акты канцелярского делопроизводства (памяти воеводам, проезжие грамоты) (3) акты частно-правового характера (завещания, купчие, вкладные) (4) акты судопроизводства (челобитные, зазывные) (5) акты финансово-административного порядка (писцовые книги, дозорные книги, приправочные книги, переписные книги, засечные книги) Б) грамоты (1) жалованные грамоты – дарование исключения определенному лицу или группе лиц из общего порядка. Основной целью подобных актов было привлечение на сторону Московского князя населения путем каких-либо привилегий, типа заниженных податей. Например, это Уставная Двинская грамота. К уставным грамотам примыкают также уставные-земские и уставные-губные грамоты. Также это тарханы и обельные грамоты, полетные грамоты («по летАм», отсрочка платежа). Несудимые грамоты – суд только князем Московским. Грамоты на вотчины и поместья. (2) грамоты общего управления – Таможенные грамоты (казенного таможенного сбора+откупного таможенного сбора) В) указы царя Новоуказные статьи (принятые после Судебника 1550). Эти указы систематизировались приказами в Указных книгах. Г) кодификационные акты Судебник 1 (составлен из Обычай+РусскаяПравда+ПСГ+Уставные грамоты) - 1497 Судебник 2 (составлен из Судебник 1+Указной материал) - 1550 Соборное Уложение. Действовало до 1835 г, до ввода Свода законов Российской Империи. Источники – Судебники, новый указной материал, Литовский Статут, и челобитные. Д) церковное право (1) Кормчая книга – компиляция канонического права из кодификаций Византийских императоров. Странно, но это буквально ВСЕ, что сказал про нее Исаев. (2) Стоглав 1551 г – плод отечественного законодательствования, составлен в подражание Судебнику 1550 г. Просуществовал до 1667 г, т. е. до реформы патриарха Никона. Помимо чисто церковных постановлений, он содержал в себе и мирские постановления. Например, изымал несудимые грамоты у духовенства, освобождал духовенство от поля.
|