Христос не умер. Его погребли живым или в обморочном состоянии.
1. Истязания. Жестокие нечеловеческие истязания Христа, после которых, изнурительная для истезанного дорога, и впоследствии и сама жестокая крестная казнь; Сохранилось множество исторических свидетельств современников и историков о жестоких истязаниях и самой крестной казни [4] (гл. «Воскресенье исторический факт или обман»); 2. Свидетели. · Римские солдаты-палачи. - Как никто, хорошо знали признаки смерти, и крестная казнь была для них обычным делом. Они являются, как бы первыми свидетелями и судебными экспертами смерти Христа, которые и доложили Пилату. - Они слышали посмертный крик и свидетельствовали о смерти: «Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий». (Мар.15:39) Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? (Мар.15:44) · Сами иудеи. - свидетельствуют и признают факт смерти Христа: и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, (Матф.27:6) - устанавливают охрану у Гроба, тем самым, подтверждая, что они были полностью уверены в смерти Христа;
3. «Контрольный удар» копьем. Римский солдат пробил ребро Иисуса, дабы окончательно увериться в смерти; 33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, 34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. 35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. (Иоан.19:33-35) 4. Разрыв сердца. · Кровь и вода. Весьма примечательно то, а.Иоанн особо отмечает факт обильного истечения крови и воды из пронзенного ребра Христа, возможно воспринимая, как чудо. Широко распространяется информация, что из мертвого человека не может быть обильного кровоистечения. Но по словам мед.экспертов, истекшая кровь вместе с водой, говорит о том, что еще до удара копьем, Иисус Христос умер от разрыва сердца. Вот взгляд на причину смерти Христа, предлагаемый Сэмюелем Хафтоном, известным физиологом из Дублинского университета: "Когда воин пронзил копьём рёбра Христу, Он был уже мёртв, и последовавшее истечение крови и воды было либо естественным явлением, вызванным природными причинами, либо чудом. Ап. Иоанн счёл это если не за чудо, то за нечто необычное, как явствует из его комментария, а также из той торжественности, с которой он пишет о своей точности в изложении этих событий. Неоднократные наблюдения и эксперименты на людях и животных заставили меня прийти к следующему выводу: Посмертное прокалывание левого бока большим ножом, сравнимым по размерам с римским копьём, может привести к следующим последствиям: 1. Из раны нет никакого истечения, за исключением нескольких капель крови. 2. Обильный поток крови из раны. 3. Обильный поток "воды", за которым следует несколько капель крови. Наиболее распространён первый из этих трёх случаев; второй наблюдается у утопленников и при отравлении стрихнином; его можно смоделировать на животных, а также предполагать, что он наблюдался бы и при распятии. Третий случай наблюдается при смерти от плеврита, перикардита и разрыва сердца. С этими тремя случаями знакомо большинство анатомов, которые когда-либо интересовались подобными проблемами. Однако два нижеследующих случая, будучи легко объяснимыми с точки зрения физиолога, в литературе не описаны (за исключением Евангелия от Иоанна). Мне также не удалось их наблюдать. 4. Обильный поток воды, за которым следует обильный поток крови. 5. Обильный поток крови, за которым следует обильный поток воды. ...Смерть через распятие вызывает состояние лёгочной крови, подобное тому, что наблюдается при утоплении и отравлении стрихнином; четвёртый случай может наблюдаться, если распятый перед казнью страдал от кровоизлияния плевры; пятый случай соответствовал бы смерти распятого на кресте от разрыва сердца. История дней, предшествовавших распятию нашего Господа, заставляет отбросить предположение о плеврите, которое исключается также и в том случае, если из раны вначале истекла кровь, а затем вода. Остаётся, следовательно, единственно возможное объяснение записанного явления: сочетание распятия и разрыва сердца». (цитируется по Джош Макдауэлл [5]) · Сам факт описания истечения крови и воды. Вполне очевидно, что апостол не мог знать таких паталогических особенностей смерти человека, и если бы Христос был бы жив, то он описал бы изливания густого потока крови на каждый удар сердца. 5. Погребение по еврейском закону. То, что его обвили в плащаницу и покрыли огромным количеством благовоний, показывает, что Иисус, действительно, был мертв, иначе он бы задохнулся от сильного запах благовоний и их едкости. Просто невозможно представить себе, что при всех этих вышеописанных условиях, Христос мог еще оставаться в живых, потом еще распеленать Себя, отодвинуть незаметно камень и, как ни в чем не бывало, бродя по городу, добраться также незаметно до учеников и спокойно разделить с ними трапезу, как вполне здоровый человек.
3. История воскрешения – это миф, который разнесли ученики, укравшие тело Христа; Доводы против этого мифа: 1. Ученики не могли украсть тело Христа; · они не знали о том, что Иисус должен быть воскреснуть. Христос говорил им об этом только образами; 8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. 9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. (Иоан.20:8,9) Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись. (Лук.9:45) И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. (Мар.9:10) А женщины сами думали, что кто-то унес тело: Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. (Иоан.20:2) · они не были особо смелыми – при жизни их Учителя, когда Его схватили, все разбежались, а после Его смерти были запуганы и скрывались; · они считали Христа мертвым и, как было отмечено выше, не ожидали Его воскресения; · это бы противоречило бы всему учению Христа, который учил их нравственным законам и что «дьявол есть отец лжи»;
2. Огромный камень, закрывающий вход в гробницу; · Чтобы сдвинуть камень нужно было, по крайней мере, несколько человек; И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. (Мар.16:4) В кодексе Безе (IVв), в вставке к этой цитате находим даже уточнение-вставку, что это камень не могли откатить двадцать человек; · Попытка сдвинуть такой камень непременно бы привлекло стражу;
Враги Христа, сделали все, чтобы предотвратить похищение Тела и выставить по смерти Его обманщиком перед лицом Своих учеников. Но все эти мероприятия (опечатывание в присутствии стражи, римская стража у Гроба) наоборот обратились против них и новыми доказательствами Воскрешения Христа: 3. Печать на камне; · иудеи, которые, как никто иной заинтересованы в разоблачении Иисуса, опечатывают камень сами, собственными руками. После этого они уже сами не могут обвинить воинов, что те поспособствовали краже; · очевидно, что хитрые фарисеи использовали печать для того, чтобы предотвратить сговор стражников (ибо нарушение печати, по римским законам, рассматривалось, как преступление против ее владельцев), а воину, в свою очередь, должны были предотвратить сговор учеников; · разные есть предположения насчет того, чья печать была – синедриона или римская печать самого Пилата, но очевидно, что нарушение печати влекло за собой строгою ответственность (вплоть до смерти), поэтому ее не могли наложить, не проверив изначально перед этим «охраняемый объект»; 4. Римская стража; · римские воины отличались высокой воинской дисциплиной – провинившийся римский воин подвергался жестоким наказанием. Особая строгость была относительно несших ночную службу – за покидание ночного поста или засыпание на посту наказание смертной казнью; за плохую ночную службу – воина пропускали через строй солдат, вооруженных дубинками [5] (ссылка на греч.историка Полибия, 210-120г. до н.э.);
«Видишь ли, как они против своей воли стараются об истине? Сами пришли, сами просили, сами запечатали вместе со стражей, чтобы, таким образом, быть обвинителями и обличителями самих себя. В самом деле, когда ученики могли бы украсть? В субботу? И притом, как? В субботу не позволялось и выходить. Если же преступили и закон, то, как эти столь робкие люди осмелились бы пойти? Как притом могли убедить народ? Что они могли говорить, что делать? Что за ревность побуждала их стоять за мертвеца? Какой ожидали награды? Какой почести? И от живого, когда только Он задержан был, они убежали; а после смерти могли ли бы дерзать за Него, если бы Он не воскрес? Как это сообразить?». Св.Иоанн Златоуст. [6] (том VII, книга 2, 46)
5. Пустая гробница – тело исчезло (один из самых серьезных доводов); · иначе фарисеи бы обязательно предоставили тело Христа; · попытка фарисеев подкупить стражу; · свидетельство подкупленных стражников (но это обосновывали на том факте, что гробница была заведомо пуста, что исключается, исходя из всех вышеупомянутых пунктов). Стража вообще оказалась в положении цейтнота – в любом случае им грозила смертная казнь, любое их свидетельство в пользу или против кражи тела, оборачивается против них и в любом случае служить в пользу христиан; Не подкупленные стражники доложили о чудном исчезновении самому Пилату. · говоря современным языком, не было возбужденно ни одного судебного разбирательства против стражников и их осуждения, что еще раз доказывает, что все от властей до фарисеев, признавали ничем не объяснимое исчезновение тела; · молчание противников Христа по поводу гробницы во время всех последующих миссионерских проповедях апостолов: - во время проповеди Петра на Пятидесятницу; - во время допроса а.Павла в синедрионе; и т.д. Евреи избегают упоминать объективные факты воскресения. Весь Иерусалим знал, что гробница пустая, иначе противники обязательно бы сохранили доказательства противников. Поэтому проповедь апостолов имела такой успех. В Афинах же, и в Кесарии (перед Фестом), напротив а.Павла встретили насмешками, когда он стал говорить о воскресении, т.к. гробница была далеко и вся проповедь воспринималась, как некая басня (что часто наблюдаем и в наше время); · отсутствие какого-либо свидетельства о поклонении гробнице в первые века – т.е. люди знали, что там Христа нет; 6. Погребальные одежды; · пелены и плат («особо свитый» (Иоан.20:7)), которые находились «едином месте» и сохранили форму тела; · если бы тело украли, то нереально, чтобы в спешке воры отдирали, прилипшие из-за смолистых благовоний и спекшейся крови, полосы от тела и при таком же лимите времени и охраной под боком, еще и уложили все аккуратно на свои места; Именно при виде пелен уверовали апостолы Иоанн и Петр: 7 и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. 8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. (Иоан.20:7,8) «Когда же она пришла и сказала об этом, – ученики, выслушав ее, поспешно приходят ко гробу и видят лежащие пелены; а это было знаком воскресения. В самом деле, если бы кто перенес тело, то сделал бы это, не обнажая его; равно как если бы кто украл его, то не стал бы заботиться о том, чтобы снять сударь, свить его и положить "на другом месте", но – как? Взял бы тело в том виде, в каком оно лежало. Потому-то евангелист предварительно и сказал, что при погребении Христа употреблено было много смирны, которая не хуже свинца приклеивает пелены к телу. Итак, когда ты слышишь, что головные повязки лежали отдельно, – не верь тем, которые говорят, будто украдено. Вор не был бы так глуп, чтобы стал столько заботиться о предмете совершенно излишнем. В самом деле, для чего ему было оставлять погребальные пелены? Да и как бы он мог скрыться, если бы стал делать это? Естественно, ему нужно было истратить на это много времени, а если бы он замедлил, то был бы пойман. Но для чего отдельно лежат пелены, а отдельно – плат свитый? Для того, чтобы ты знал, что это сделано без торопливости и без смущения, так как отдельно положено одно, и отдельно положено и свито другое. Поэтому-то ученики и поверили воскресению. И когда впоследствии Христос является им, – они уже убеждены были тем, что видели». Св.Иоанн Златоуст [6] (Том VIII книга 2)
7. Личные свидетельства. Свидетельство и проповедь апостолов; · просто нереально, чтобы простые, необразованные люди, которые трусливо оставили Своего Учителя, под большим психологическим прессингом и угрозой со стороны соотечественников, не встретив Христа после Его смерти, вдруг так резко преобразились и со всем рвением стали нести в массы Слово Христа, при этом готовые идти на смерть и пострадать за Своего воскресшего Учителя. При этом их проповедь имела невероятный успех – люди обращались тысячами. «Подумайте и о том, как нелепо с психологической точки зрения представить себе маленькую группу разбитых трусов, которая прячется где-то на чердаке, а через несколько дней вдруг превращается в товарищество людей, которых не могут заставить замолчать никакие преследования, — и объяснять эту поразительную перемену какой-то жалкой ложью, что они пытались навязать миру. В таком объяснении попросту не будет никакого смысла». (Дж.Н.Д Андерсон, профессор восточного права и директор Института юридических исследований при Лондонском университете).
И проповедь их имеет успех до нынешних времен, как сказал Св.Иоанн Златоуст: «двенадцать человек заквасили целую вселенную». [6] (Том VII книга 2)
· Явления Христа отдельным людям (в Писании): Воскресшего Иисуса видели: Мария Магдалина — Иоан. 20:14; Map. 16:9. Женщины, возвращавшиеся от гробницы, — Матф. 28:9-10. Пётр, позднее в тот же день — Лук. 24:34; 1 Кор. 15:5. Ученики по дороге в Эммаус — Лук. 24:13-33. Апостолы в отсутствие Фомы — Лук. 24:36-43; Иоан. 20:19-24. Апостолы в присутствии Фомы — Иоан. 20:26-29. Семеро у Тивериадского озера — Иоан. 21:1-23. Толпа из 500 с лишним человек на горе Галилейской — 1 Кор. 15:6; Иаков — 1 Кор. 15:7. Одиннадцать учеников — Матф. 28:16-20; Map. 16:14-20; Лук. 24:33-52; Деян. 1:3-12. Присутствовавшие при вознесении — Деян. 1:3-12. Павел — Деян. 9:3-6; 1 Кор. 15:8. Стефан — Деян. 7:55. Павел в храме — Деян. 22:17-21; 23:11. Иоанн на Патмосе — Отк. 1:10-19. · невероятно огромное количество свидетельств персональной встречи со Христом многих верующих. Особо много мы встречаем таких свидетельств в житиях святых, в том числе последних веков (Св.Серафим Саровский, Св.Силуан Афонский и т.д.) и в наше время (старец Паисий Святогорец и др.) и даже простыми верующими (последнее время наблюдается очень много свидетельств со стороны мусульман, которые обращаются в христианство и которые подвергаются жесточайшим гонениям со стороны бывший собратьев по вере); · свидетельство женщин, которые первыми принесли весть о воскрешении Христа; Для апостолов, которые были евреями этот факт неудобен, т.к. в первые века свидетельствам женщинам, фактически не придавалось никакого значения (что видим у мусульман, где одна женщина не может свидетельствовать). Т.е. этот факт бросает тень на апостолов, как на мужчин евреев, но они честно рассказывают обо всем, не обеляя себя [7]; · ученики были ревностными иудеями и отход от главенствующей царящей доктрины иудейства, был чреват тяжелыми последствиями – поэтому становление иудеев христианами, по сути, есть большой подвиг; [7] · резкое изменение жизни принявших Христа и тем более, тех, кто видел Христа после Его смерти: - Иаков, брат Христа презирал Его учение, но резко изменился после явления ему Христа ("...потом (Христос) явился Иакову..." (1 Кор. 15:7)). Считался одним из великих праведников Иерусалима, которого уважали все в городе, о котором упоминал и Флавий в своей истории. - тот же князь Владимир Красное Солнышко, которые резко изменился после принятия христианства; - апостол Фома, который больше всех из апостолов боялся, но после уверования во Христа и видевшим Его воочию, стал одним из самых смелых апостолов:
«Итак, все они боялись нападения от иудеев; но более всех других – Фома, который поэтому и сказал: "пойдем и мы умрем с ним". Некоторые говорят, что он действительно желал умереть; но это несправедливо: слова его более выражают страх. Однако же он не подвергся за то упреку, потому что (Христос) снисходил теперь к его немощи. Впоследствии же он сделался сильнее всех и был непобедим. И вот то-то и удивительно, что (апостола), столь слабого прежде креста, – после креста и после того, как он поверил воскресению, мы видим пламеннее всех прочих. Так велика сила Христова. Кто не смел пойти вместе со Христом в Вифанию, тот, не видя Христа, прошел почти всю вселенную и обращался среди народов свирепых и готовых его умертвить». Св.Иоанн Златоуст [6] (Том VIII книга 1)
И в заключении остается только привести замечательные слова Дж.Н.Д Андерсона, которые вбивают последний гвоздь в гроб этой безосновательной теории о якобы мифе воскрешения: "В день распятия они исполнены печали, а в первый день недели — ликования. Во время распятия они не питают никаких надежд, а в первый день недели их сердца лучатся надеждой и уверенностью. Впервые услыхав о воскресении, они отказываются верить в него, но однажды убедившись, уже никогда не сомневаются в своей вере. Чем же объяснить подобные потрясающие перемены в этих людях за такой короткий срок? Простое исчезновение тела из гробницы никогда бы так не преобразило их духа и характера. За три дня не сотворить легенды, которая бы так на них повлияла. Легенды вырастают годами. Этот психологический факт требует полного объяснения». (цитируется по Джош Макдауэллу [5])
|