Части речи как грамматические классы слов. Принципы классификации частей речи. Классификация частей речи В.В. Виноградова и авторов Академической грамматики 1980 г.
Части речи - классы слов, характеризующиеся 3 признаками: 1. Единство обобщенного или категориального значения 2. Общностью ГК (характерами словоизменения, морфемной и структурной) 3. Тождественностью синтаксических функций Эти признаки были положены в основу классификации ЧР Виноградовым. Каждый из этих признаков - необходим, но недостаточен. Слово как лексическая и грамматическая единица реализует свой смысловой и грамматический потенциал только в предложении. Современные классификации базируются именно на функционально-семантическом подходе. Все слова подразделяются на две группы: входящие в грамматический состав предложения и не входящие
Классификация ЧР по Виноградову Собственно части речи: имя сущ, прил, числит, глагол, наречия и слова категории состояния, а также слова с предметно-личностным значением (пережитки местоимений?) частицы речи: союзы, предлоги, связки, частицы ЧР по Шведовой (грамматика 1980) Части речи: знаменательные (глагол, наречие, имена числительные, прилагательное, существительное, местоимение-существительное) и незнаменательные: междометия, частицы, союзы и предлоги Счетные слова: третий, пятый, втроем, удвоить, утроить Среди знаменательных частей речи выделяют основные и неосновные
Лексико-грамматические разряды слов - это такие подклассы слов данной части речи, которые обладают общим семантическим признаком, влияющим на способность слов порождать те или иные морфологические значения и вступать в противопоставления в пределах морфологических категорий. Одушевленные - неодушевленные Имена собственные и нарицательные Вещественные и собирательеык Абстрактные и отвлеченные ЛГР переходные и непереходные глаголы личные и безличные (из Белицы) - лексико-грамматическое (лексико-грамматическая классификация лекисческих единиц) подразумевает не только семнатику слова, но и наличие его ГК и наличие определенных парадигм словоизменения (ГК - сущ - Падеж и число, глагол - род число время лицо наклонение, прил - падеж число род) - формально-семантическое членение речи - по этому параметру изучаются отношения между однокоренными словами, единицей, звеном системной организации слова в данном аспекте выступает словообразовательное гнездо. Слова в словообразовательном гнезде связаны отношениями мотивации. Самое простое по структуре слово, выражающее общее значение всех членов гнезда
Имя существительное как часть речи. Признаки морфологического класса существительных. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Существительные собственные и нарицательные; конкретные и абстрактные.
Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода. Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также названных как независимые самостоятельные субстанции непроцессуальных и процессуальных признаков – качеств, свойств, действий, процессуально представленных состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).
Существительные разделяются на следующие лексико-грамматические разряды: существительные 1) собственные и нарицательные; 2) собирательные; 3) вещественные; 4) конкретные и отвлеченные; 5) одушевленные и неодушевленные.
Эти разряды пересекаются: так, например, имена собственные включают в себя названия как одушевленных, так и неодушевленных предметов; существительные вещественные, обозначающие однородную массу вещества, могут иметь собирательное значение (клюква, виноград, сахар); существительные конкретные объединяют в своем составе все те слова, – одушевленные и неодушевленные, – которые называют считаемые предметы. Вместе с тем слова каждого из выделенных лексико-грамматических разрядов обладают общими морфологическими, а в некоторых случаях и словообразовательными характеристиками.
По признаку называния предмета как индивидуального или как представителя целого класса все существительные делятся на собственные и нарицательные.
Существительные собственные (или имена собственные) – это такие слова, которые называют индивидуальные предметы, входящие в класс однородных, однако сами по себе не несут какого-либо специального указания на этот класс. Существительные нарицательные (или имена нарицательные) – это такие слова, которые называют предмет по его принадлежности к тому или иному классу; соответственно они обозначают предмет как носитель признаков, свойственных предметам данного класса.
Граница между именами собственными и нарицательными непостоянна и подвижна: имена нарицательные легко становятся собственными наименованиями, прозвищами и кличками. Имена собственные часто используются для обобщенного обозначения однородных предметов и становятся при этом нарицательными: держиморда, донкихот, донжуан
Среди имен собственных различаются: 1) имена собственные в узком смысле этого слова и 2) наименования. Собственные имена в узком смысле этого слова – это географические и астрономические названия и имена людей и животных. Это – лексически ограниченный и медленно пополняемый круг слов-названий, присваиваемых или присвоенных одному предмету. Повторения здесь возможны как совпадения (например, совпадающие названия рек, деревень, поселков); они также высокочастотны в системе собственных имен лиц и животных. Среди имен лиц, как правило, нет слов, повторяющих нарицательные существительные. В случаях типа Идея, Эра, Гелий, Радий, Уран, Сталь (личные имена, дававшиеся в 20-e и 30-е годы XX в.) обобщенно-предметные значения в именах собственных ослабляются, а в старых именах такого типа – полностью утрачиваются, например: Вера, Надежда, Любовь. В состав имен лиц входят отчества (наименования по имени отца) и фамилии (наследуемые семейные наименования). Отчество всегда мотивировано личным именем отца.
Среди существительных выделяются разряды существительных конкретных и отвлеченных (или абстрактных).
Конкретные существительные - это слова, называющие вещи, лица, факты и все явления действительности, которые могут быть представлены в отдельности и подвергнуты счету: карандаш, кольцо, инженер, поединок, война. Все конкретные существительные, за исключением существительных, не имеющих форм ед. ч. (pluralia tantum), имеют формы ед. и мн. ч. По своему значению и морфологическим особенностям конкретные существительные противопоставлены не только отвлеченным существительным, но и существительным собирательным и вещественным. Отвлеченные (абстрактные) существительные – это слова, называющие отвлеченные понятия, свойства, качества, действия и состояния: слава, смех, благо, плен, доброта, близость, ловкость, бег, движение. Большую часть отвлеченных существительных составляют слова, мотивированные прилагательными и глаголами и образующиеся с помощью нулевого суффикса (горечь, хворь [прост.], вывоз, замена), суф. -ость (орфогр. также -есть) (красивость, свежесть, трусость), -ств(о) (ничтожество, большинство, первенство, хвастовство), -щин(а)/-чин(а) (сдельщина, туретчина [устар.]), -изм (реализм, гуманизм), -и|j|-/-стви|j|- (орфогр. слова на -ие, -ствие) (радушие, спокойствие), -от(а) (кислота, доброта, хрипота), -изн(а) (белизна, кривизна), -ин(а) (глубина, седина), -ни|j|-/-ени|j|-/-ти|j|- (орфогр. слова на -ние, -ение, -тие) (наказание, терпение, извлечение, развитие), -к(а) (плавка, голодовка, бомбежка), -аци|j|-/-енци|j|-/-ици|j|-/-ци|j|-/-и|j|- (орфогр. слова на -ация, -яция, -енция, -иция, -ция, -ия) (стилизация, компиляция, транспозиция [спец.], конкуренция), -аж (массаж), -ёж (платёж) и некоторых других, менее продуктивных суффиксов. Меньшую часть отвлеченных существительных составляют немотивированные слова: беда, ум, нрав, страх, мука, печаль, страсть, горе, уют, грусть, суть. Отвлеченные существительные обычно не имеют форм мн. ч. Формы мн. ч. образуют лишь те слова, которые могут называть не только отвлеченные свойства, качества, состояния или действия, но и единичные их проявления: боль – боли, обман – обманы, мука – муки, печаль – печали, радость – радости, движение – движения.
Имя существительное как часть речи. Признаки морфологического класса существительных. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Существительные собственные и нарицательные; вещественные. Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода. (Грамматика 80) Категориальное значение ИС – предметность*. (* "Предметность"– понятие логико-грамматическое. Все то, что является отдельным объектом, предметом мысли, которому можно приписать различные признаки – качества, свойства, состояния, действия (твердость стали, бьющееся стекло, неподвижность воздуха, идет дождь), представляет собой с языковой точки зрения предмет. Объектом мысли, которому сознание приписывает тот или иной признак, способны стать и такие "предметы", как "больной" ("прием больных"), "трое" ("трое вышли из леса"), "когда-нибудь" ("опять эти твои когда-нибудь!"), "ах" ("вечные ахи"), и значит, названия этих "предметов" выступают в роли существительных.)
Синтаксические свойства: Главные функции - функция подлежащего (" Свеча горела на столе, свеча горела"– Паст.) и дополнения ("Зимний ветер играет терновником " – Бл.). Другие функции: функция сказуемого ("Грушницкий – юнкер"– Л.), определения ("Недаром помнит вся Россия про день Бородина " – Л.), обстоятельства ("Поздней осенью из гавани От заметенной земли В предназначенное плаванье Идут тяжелые корабли"– Бл.).
Морфологические признаки: · Лексико-грамматический разряд: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, конкретное/абстрактное/вещественное/собирательное · Род · Склонение · Число · Падеж Лексико-грамматические разряды ИС: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, конкретное/абстрактное/вещественное/собирательное. Нарицательные существительные – это названия класса каких-либо однородных предметов (лиц, животных, птиц, растений, явлений природы или общественной жизни и т.д.) или одного предмета такого класса: Пр: " Королек – птичка певчая". Королек именует класс предметов, а в тексте типа "В одном месте я заметил двух японских корольков... " (Арс.) королек – название отдельных представителей класса.
Собственные существительные – это, во-первых, индивидуальные названия отдельных предметов, в том числе и единственных в своем роде, а во-вторых, индивидуальные названия классов предметов, выделяющие индивидуально названный класс из других, сходных с данным. Иллюстрациями названий первого типа могут служить имена, отчества, прозвища людей, клички животных, названия учреждений, предприятий, обществ, органов печати, произведений литературы, праздников, географических и астрономических объектов и т.д. Иллюстрациями названий второго типа являются наименования разновидностей, сортов, марок изделий, продуктов труда: "автомобиль " Таврия ", "телевизор " Темп ", "духи " Ориент ", "самолет " МиГ-25 " и т.д. Названия единичных, единственных в своем роде предметов по логике вещей не употребляются в форме множественного числа (речь идет о названиях, имеющих форму единственного числа): "Команда " Пахтакор ", Псковщина, Приуралье, Джомолунгма и т.д. Названия же тех предметов, которые не являются единственными в своем роде, могут совпадать, а значит, и иметь формы множественного числа: " Тунгуски (Верхняя, Нижняя и Подкаменная) – Притоки Енисея", "династия актеров Садовских " и т.д. Класс индивидуальных названий, собственных имен постоянно пополняется не только совершенно новыми словесными единицами, но и словами, до того бывшими лишь нарицательными, и наоборот. Таковы, например, наименования относительно недавно созданных видов духов " Барокко ", " Блюз ", примером противоположного процесса может служить слово Чернобыль для обозначения катастрофы, вызванной аварией на предприятиях, которые основаны на использовании атомной энергии.
Вещественные существительные – это слова, которые называют виды пищевых продуктов и полуфабрикатов (сливки, сметана, творог, дрожжи, свинина, суп, крупа, печенье), виды сельскохозяйственных культур (пшеница, просо, чеснок, морковь, редис), химические элементы и их соединения, сплавы и т.п. (железо, магний, аэрозоль, кислота, щелочь), различные материалы (акрил, волокно, замша, стекло, паркет, целлофан), лекарственные препараты (аспирин, валидол, коринфар), пищевые и иные отходы (опивки, опилки, помои) и т.д. Все неконкретные существительные (а именно – вещественные, собирательные, абстрактные) не сочетаются с количественными и собирательными числительными, с порядковыми словами и имеют форму лишь одного числа. Вещественные существительные мужского рода обладают также способностью иметь вариантные окончания в родительном падеже (единственного числа): "килограмм сахара и сахару ", "пачка чая и чаю " и т.д., а некоторые – и в предложном падеже: в дыме и в дыму, на меде и на меду (см. о них ниже).
Имя существительное как часть речи. Признаки морфологического класса существительных. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Существительные конкретные, абстрактные и собирательные. Конкретными являются существительные, которые могут сочетаться с количественными (и собирательными) числительными и определяться порядковыми словами ("первый", "второй" и т.д.): "четыре шага ", "волк и семеро козлят ", "ехать в первом вагоне ". Конкретные существительные в подавляющем большинстве случаев имеют формы обоих чисел. Исключение составляют существительные, известные лишь в форме множественного числа, т.е. слова типа ворота, джинсы, колготки, а также наименования так называемых единичных предметов – Псковщина, Джомолунгма и под. К грамматически неконкретным существительным принадлежат вещественные, собирательные и отвлеченные (все эти категории слов не сочетаются с количественными и собирательными числительными, с порядковыми словами и имеют форму лишь одного числа). Собирательные существительные – это слова, которые называют совокупность однородных в каком-то отношении лиц (агентура, генералитет, дурачье, знать, мафия, молодежь, паства, родня, человечество), животных, птиц, насекомых и т.п. (вороньё, гнус, зверье, пернатые), "предметов" растительного мира (листва, хвоя, березняк, джунгли), предметов обихода (белье, обувь, мебель, посуда), продуктов деятельности (писанина, неходовка – онеходовом товаре), веществ (наркота) и т.д., представляемых как единое целое. Среди них выделяются существительные, у которых собирательность отражена "внешне"– в соответствующем суффиксе: професс ур а, генерал итет, молод ёжь *, комар ьё, лист в а, мошк ар а, сосн як,бедн ота, человеч еств о и т.д. Другую группу составляют существительные, чье собирательное значение выражено только семантически: знать, гнус, хвоя, джунгли, мафия, кудри, финансы и др. * Все собирательные существительные, содержащие суффикс собирательности, имеют лишь формы единственного числа. Правильное использование таких существительных предполагает, чтобы не только они сами, но и согласующиеся с ними слова и слова, заменяющиеих в составе сложного предложения ("он", "который"), были бы в той же форме. Поэтому налицо ошибка во фразах, подобных следующей: "Почему не принимаете мер, чтобы создать молодежи условия для культурного, содержательного досуга, для того, чтобы они росли [нужно: она росла] духовно" (Амур. пр. 1964. 10 апр.). Примечание. Не являются собирательными похожие на них по семантике существительные типа коллектив, народ, отряд, полк, стадо, стая, груда, роща и т.п. Называя предмет, состоящий из множества единиц, эти существительные относятся к грамматически конкретным, так как обозначают считаемые предметы и поэтому могут употребляться с количественными и собирательными числительными, с порядковыми словами и иметь формы обоих чисел: "два молодежных коллектива ", "первый отряд ", " стаи перелетных птиц". Отвлеченные (или абстрактные) существительные – это слова, которые называют какое-либо качество, свойство (" хрупкость фарфора", " тактичность поведения", " глубина чувства"), какое-либо чувство, состояние (досада, боль, холод, восхищение, здоровье), действие, движение кого или чего-либо (сверкание, бег, дебаты, выборы, марафон, сборка) и т.д. Отвлеченные существительные мужского рода, подобно вещественным, могут иметь вариантные окончания в родительном падеже (единственного числа): "войти без шума " и "сколько шума (шуму) из-за пустяков!", " от страха " и "со страху " (см. о них ниже). Отнесение существительных к тому или иному семантико-грамматическому разряду тесно связано с многозначностью. Так, во всех предложенных выше примерах существительные приводились в их прямых значениях. В переносных значениях принадлежность к разряду чаще всего меняется (а следовательно, могут меняться и грамматические свойства слов в этих значениях). Например, существительное импорт в прямом значении ('ввоз в страну товара из-за границы') является отвлеченным, а в приведенном ниже контексте, где оно используется переносно (метонимически), – собирательным (грамматические свойства его остаются прежними): "Пришли к нему домой... Люстра – хрусталь, паркет блестит, стенка "Кристина", один импорт " (Лит. газ. 1980 № 36). Выход, когда речь идет о действии (т.е. о прямом значении),– существительное отвлеченное, когда же имеется в виду место, через которое выходят, т.е. переносное (метонимическое) значение, оно является конкретным (и приобретает соответствующие грамматические свойства: может сочетаться с количественным числительным, порядковым словом и иметь формы обоих чисел): "Из столовой было три выхода: один в большие комнаты, другой в мою, а третий вел в библиотеку" (Дост.). Существительное дуб в прямом значении (как обозначение крупного лиственного дерева) и в переносном метафорическом ('тупой человек') относится к конкретным, а в переносном метонимическом ('древесина этого дерева') – к вещественным (со всеми вытекающими из этого грамматическими "последствиями"): "каюта отделана дубом " и т.д.
|