Часа. (Сулейманова А.К.).
Все многообразные области человеческой деятельности связаны с использованием языка. Характер и формы этого использования так же разнообразны, как и области человеческой деятельности. Использование языка осуществляется в форме единичных конкретных высказываний (устных или письменных) участников той или иной области человеческой деятельности. Тематическое содержание высказывания, его стиль и композиционное построение неразрывно связаны в целом высказывания и одинаково определяются спецификой данной сферы общения. Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами. Жанр – форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. Богатство и разнообразие речевых жанров необозримо, потому что неисчерпаемы возможности разнообразной человеческой деятельности. В настоящее время в научной литературе представлено множество определений речевого жанра. По способу определения речевого жанра все существующие концепции можно разделить на три группы: 1. Концепции, опирающиеся на классическое определение жанра, данное Аристотелем, рассматривающие понятие речевого жанра в целом как нечто абстрактное, применительное и к произведениям художественной литературы, и к собственно речевому акту. 2. Вторая концепция основывается на описании отдельных аспектов жанровой организации речи. К данной концепции можно отнести исследования Шведова, Скребнева, Тарасова и др. Они рассматривают речевой жанр как устойчивую форму речи и речевого поведения. 3. Третья концепция опирается на теорию речевых жанров М.М. Бахтина. Это работы Бахтина, Вежбицкой, Артюновой, Гольдина, Шмелевой, Лебедевой и др. Применительно к нашей работе мы будем исходить из определения речевого жанра М.М. Бахтин, который определяет речевой жанр как относительно устойчивое высказывание, выработанное определенной сферой использования языка. Речевой жанр рассматривается как феномен речевой действительности, модель сознания. Определяющим признаком речевого жанра, по Бахтину, является его диалогичность, так как жанр речи – это не просто отдельное высказывание, существующее лишь как абстрактное понятие, а необходимый элемент в структуре целостного диалога. Наряду с диалогичностью он приводит и другие признаки речевого жанра: целеполагание, завершенность, связь с определенной сферой общения. С точки зрения синтактики, речевой жанр определяется как «системно-структурный феномен, представляющий собой сложную совокупность многих речевых актов, выбранных и соединенных по соображениям некой особой целесообразности и относящейся к действительности не непосредственно, а через РЖ в целом» [Дементьев 2007: 43]. С точки зрения прагматического направления дается несколько иное определение понятию жанр речи – «вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей» [Седов 1998:11]. При этом большое внимание уделяется взаимодействию адресата и адресанта и коммуникативным смыслам, осознанно передаваемым участниками общения. Каждый речевой жанр в каждой области речевого общения имеет свою определяющую его как жанр типическую концепцию адресата.
|