О СОРОКА СВЯТЫХ МУЧЕНИКАХ
Их было не один, не два, А сорок юношей из курии военной. Ходила добрая молва Об их отваге несравненной. В те дни начальников уста Читали воинам безбожный свиток: Приказано под страхом смертных пыток Не исповедывать Христа.
Но сорок юношей, не убоясь угроз, Ряды сомкнули, как на поле брани, И каждый твердо произнес: «Казните нас. Мы — христиане». Для пыток разожгли огни, Грозили юношам железом и бичами, Но, стоя перед палачами, Не дрогнули они.
Их подкупом пытались совратить, Сулили почести за святотатство, Но не могли ничем смутить Детей Христовых крепнущее братство. Тогда начальник, лесть отбросив прочь, К последней приступил угрозе: Их обнаженными оставят на морозе На всю губительную ночь.
Была река покрыта льдом, В тот месяц холода ожесточились, И сорок юношей, как велено судом, Хитоны сбросили и в стужу облачились. И стопами немеющими шли, И меж собою говорили, Что человека ветхого сложили, А не одежды совлекли.
Когда зимой стоит столбами дым, То и в одежде кровь не греет, Но обнаженному мороз невыносим, Скорбит все тело, медленно мертвеет. Но сорок юношей нагих Беззлобно над мучителем смеялись, И только одного боялись: Не пал бы духом кто-нибудь из них.
И боль усилилась, и мышцы им свело, А место пытки было рядом с баней: Предай Христа — и попадешь в тепло, Не испытав предсмертных содроганий. И вот один из них ослаб, Шатаясь, выбрался из круга. Не вынес смертного испуга, Христа оставил жалкий раб.
Но воин, их назначенный стеречь, И юношам по возрасту ровесник, Отбросил в сторону ненужный меч, И в круг вошел, как добрый вестник. Творил он христианам зло, Своим несовершенством мучась, Теперь же разделил их участь И прежнее восстановил число.
Издревле весть передают Об этом подвиге великом, И сорок юношей в молитвах предстают Одним соединенным ликом. Исполнен христианский долг, Бежал диавол с поля битвы. О юноши, споспешники молитвы! Священный лик! Неколебимый полк! Святитель Василий Великий Стихотворное переложение И. Ивановского
|