Современная теория имплицитности представлена в книге А.А. Масленниковой, которая предваряет её уточнением: «Наше понимание процессов языкового взаимодействия между говорящим и адресатом близко к идеям Матураны, считающего, что язык обладает направляющей функцией <...> Говорящий ориентирует адресата в его пространстве, намечая путь понимания сообщения. Говоря о направляющей функции языка, мы имеем в виду не систему языка как свода фонетических и грамматических правил, а язык в действии, в его активном речевом проявлении...» [с. 5]. Сопоставляя это мнение с позицией Л. Витгенштейна, автор заявляет: «Еще категоричнее звучит вывод У. Матурана о том, что «никакой передачи информации через язык не происходит» и что «функция языка состоит в том, чтобы ориентировать ориентируемого в его когнитивной области, не обращая внимания на когнитивную область ориентирующего» [с. 220].
Критерии, отражающие взаимодействие между отправителем сообщения (говорящим), текстом сообщения и получателем (адресатом) сообщения: а) индивидуальная интенция говорящего; б) коллективная интенция общества или больших групп говорящих, активно влияющих на языковые процессы; в) возможности экспликации скрытых смыслов в тексте сообщения. «Первый критерий различения скрытых смыслов связан с наличием или отсутствием намерения говорящего передать информацию косвенным путем. В связи с этим следует обратиться к понятию интенциональности. Дж. Серль выделяет два вида интенциональности: Интенциональность (с большой буквы) как ментальное состояние, направленное на объекты и положения дел внешнего мира, и интенциональность как намеренность, которую он относит к формам проявления интенциональности наряду с верой, надеждой, страхом, желанием и т.п. <...> Для анализа скрытых смыслов наиболее существенным является намеренного подразумевания. Позволяющий говорящему увеличить объем передаваемой в сообщении информации и противопоставленный случайному или не зависящему от воли говорящего возникновению скрытого смысла. Этот фактор играет немаловажную роль и в концепции речевого высказывания М. Бахтина, который называл его речевой волей говорящего» [с. 12]. «В соответствии с критерием интенциональности, или речевой воли говорящего, скрытые смыслы подразделяются нами на интенциональные и неинтенциональные. При этом а) скрытый смысл намеренно вводится автором сообщения в текст для достижения определенного эффекта – интенциональный скрытый смысл; б) скрытый смысл порождается в процессе восприятия сообщения адресатом – неинтенциональный скрытый смысл (под влиянием языковых процессов, культуры, эпохи, идеологии). Важность признака интенциональности заключается в том, что именно он разделяет структурные и коммуникативные явления в тексте, сохраняя за последними доминирующую роль» [с. 13]. «... Если индивидуальная интенция способна привести к тому, чтобы за счет нарушения грамматических правил в отдельном высказывании был передан более емкий смысл, то коллективная интенция обладает достаточным потенциалом для введения серьезных изменений в лексику и/или грамматику языка в целом. Успешность попыток языковой переделки проверяется временем, а примерами ее являются крупные социальные и политические изменения, влекущие за собой изменения в национальных языках (грамматические и лексические изменения в русском языке после победы революции 1917 года; лексические изменения в русском языке после 1985 года...)» [с. 14]. «Третий критерий, критерий экспликации, действует внутри каждого из перечисленных классов, противопоставляя скрытые смыслы друг другу на основании возможности или невозможности их вербального выражения в пределах предложения или отрезка текста. Для каждого класса мы будем рассматривать экспликацию скрытого смысла сходя из того, а) нарушает ли эксплицированный компонент структуру текста; б) приводит ли его появление в тексте к повтору/ тавтологии или в) экспликация скрытого смысла осуществима. Если имплицитные смыслы легко вплетаются в ткань текста, не нарушая имеющихся в нем связей, не создавая эффекта избыточности и не искажая смысла, то их можно назвать эксплицируемыми скрытыми смыслами...» [с. 15].