О крестном знамении
Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением. Ибо это знак Страстей, данный против диавола, если кто с верой его совершает, а не для угождения людям, чтобы через знание предлагать его как панцирь. Ибо враг, видя духовную добродетель, исходящую от сердца, подобие явно представленного омовения — трепеща обращается в бегство, когда ты не уступаешь ему, а вдохновляешь самого себя. Это самое было в прообразе Моисеева агнца, которого приносили в жертву на Пасху и кровью которого (Моисей. — Пер.) окроплял порог, помазывая оба косяка дверей, и это обозначает то, что есть теперь в нас, — веру в совершенного Агнца. Осеняя себе рукою лоб и глаза, мы отгоняем того, кто пытается погубить нас. Заключение Итак, когда это будет принято благожелательно и с твердой верой, оно даст Церкви устроение и верующим — жизнь вечную. Конечно, всем слушающим апостольское Предание… [82]. Ибо, если все выслушавшие апостольское Предание последуют ему и соблюдут его, то никто из еретиков и решительно никакой человек не смогут завлечь вас. Ибо таким образом возникли многие ереси, так как предводители их не пожелали внимать словам апостолов, но по своей прихоти делали то, что хотели, а не то, что следует. Если мы опустили какую–либо вещь, то это Бог откроет тем, которые достойны, ибо Он управляет Церковью, которая достойна, чтобы прийти к тихой пристани. Обличеніе на Іудеевъ. Іудей! Приклони ко мне ухо твое, и выслушай со вниманіемъ слова мои. Ты много хвалишься и тщеславишься, что осудилъ Іисуса Назарянина на смерть, и напоилъ его oцтомъ и желчію. Но приступи и разсмотримъ вместе, не безразсудно ли этимъ ты, Израиль, хвалишься? Не эта ли малость oцта и желчи навлекла на тебя сей страшный гневъ, не за нее ли ты находишься въ сихъ безчисленныхъ бедствіяхъ? И такъ пусть выступитъ на средину глаголющій Духомъ Святымъ, нелживый Давидъ, сынъ Іессеевъ. Онъ, поя нечто пророчески объ истинномъ Христе, воспелъ Духомъ Святымъ Бога нашего, ясно предвозвестилъ все, что сделано было Ему отъ Іудеевъ во время (Его) страданія. Такъ въ Псалме 68–мъ уничижившійся и облекшійся въ образъ раба, Адама, Христосъ какъ бы отъ лица насъ взываетъ къ Богу Отцу небесному такимъ образомъ: спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея. Углебохъ въ тименіи глубины (Псал. 68:2–3), то есть, въ тленіи ада за преслушаніе въ раю, и несть постоянія (Псал. 68:3), то есть, помощи: изчезосте очи мои, отъ еже уповати ми на Бога моего (Псал. 68:4), когда Онъ пріидетъ и спасетъ меня. Потомъ Христосъ далее какъ бы уже отъ своего лица говоритъ: яже не восхищахъ, тогда воздаяхъ (Псал. 68:5), то естъ, въ чемъ не согрешилъ, за то подвергся смерти ради греха Адамова: ибо, Боже, Ты уведелъ еси безуміе мое, и прегрешенія моя отъ Тебе не утаишася (Псал. 68:6), какъ бы такъ Онъ говоритъ: ибо я не согрешилъ. Посему да не постыдятся о мне терпящіи, то есть, ожидающіе видеть тридневное Мое воскресеніе, Апостолы. Яко Тебе ради, ради послушанія Тебе, претерпехъ поношеніе, то есть, крестъ, когда Іудеи срамотою покрыли лице мое (Псал. 68:8); когда я чуждъ былъ братіи моей по плоти, и страненъ сыновомъ матере моея (Псал. 68:9), то есть, синагоги. Яко ревность дому Твоего, Отче, снеде мя, и поношенія поносящихъ Ти нападоша на мя (Псал. 68:10). Посему о мне глумляхуся седящіи во вратехъ, ибо распяли меня вне вратъ, и о мне пояху піющіи вино (Псал. 68:13), то есть, въ праздникъ Пасхи. Азъ же молитвою моею къ Тебе, Господи, глаголалъ: Отче, отпусти имъ (Лук. 23:34), — язычникамъ, потому что — время благоволенія къ язычникамъ (Лук. 23:14). И такъ да не потопитъ мене буря искушеній, ниже да пожретъ мене глубина (Псал. 68:16), то естъ, адъ: яко не оставиши душу мою во аде (Псал. 15:10), ниже сведетъ о мне ровенникъ устъ своихъ, то есть, гробъ (Псал. 68:16). Врагъ моихъ ради избави мя (Псал. 68:19), чтобы не хвалились Іудеи, говоря: пожрохомъ его (Псал. 34:25). Обо всемъ этомъ молился Христосъ по домостроительству, какъ человекь, будучи истинный Богъ. Но говорилъ это и страдалъ, какъ я прежде скалалъ, яко пріявшій зракъ раба (Флп. 2:7). Посему присовокупилъ, говоря: поношеніе чаяше душа моя и страсть, то естъ, я пострадалъ добровольно, а не по какому–либо насилію; ждахъ соскорбящаго, и не бе, ибо все ученики мои оставили меня и убежали, и утешающаго, и не обретохъ (Псал. 68:21). Послушай, Іудей, со вниманіемъ, что еще (далее) говоритъ Христосъ: даша въ снедь мою желчь, и въ жажду мою напоиша мя oцта (Псал. 68:22), Вотъ, что претерпелъ Онъ отъ васъ! Послушай, что говоритъ Духъ Святый и о томъ, чтo Онъ воздалъ вамъ за оную малость oцта. Ибо пророкъ какъ бы отъ лица Божія говоритъ: да будетъ трапеза ихъ въ сеть и въ воздаяніе (Псал. 68:23). О какомъ онъ говоритъ воздаяніи? Очевидно, о томъ злополучіи, которое обдержитъ тебя ныне. Далее выслушай и следующее: да помрачатся очи ихъ, еже не видети (Псал. 68:24): и — у васъ помрачены очи души темнымъ и всегдашнимъ мракомъ, ибо и по возсіяніи истиннаго света вы блуждаете, какъ въ ночи, сбиваясь съ пути, и падая, какъ оставившіе Путь, который говоритъ: Азъ есмъ Путь (Іоан. 14:6). Потомъ выслушай наиважнейшее: и хребетъ ихъ выну сляцы (Псал. 68:24), то есть, чтобы они были въ рабстве у язычниковъ не четыреста тридцать летъ, какъ въ Египте, и не семдесятъ, какъ въ Вавилоне, но выну, говоритъ, сляцы на рабство. Почто же ты питаешь тщетныя надежды на освобожденіе отъ обдержащаго тебя бедствія? Ибо оно несбыточно. И не несправедливо Онъ молился объ ослепленіи очей твоихъ, но за то, что ты закрывалъ Христу очи, когда бичевалъ Его, и потому хребетъ твой выну сляцы на рабство. И поелику ты съ неистовствомъ пролилъ кровь Его, то послушай и о возмездіи: пролей на ня гневъ Твой, и ярость гнева Твоего да постигнетъ ихъ (Псал. 68:25). И да будетъ дворъ ихъ пустъ (Псал. 68:26), то есть, оный пресловутый храмъ. За что, пророче, за что опустошенъ храмъ? Не за сліяніе ли древле тельца? не за идолослуженіе ли народа? не за кровь ли пророковъ? не за прелюбодеяніе ли и любодеяніе Израиля? Нетъ, говоритъ, не за это, — во всемъ этомъ они всегда удостоивались человеколюбиваго прощенія, — но за то, что умертвили Сына Благодетеля, со–присносущнаго Отцу. Посему товоритъ: да будетъ, Отче, храмъ ихъ пустъ. Зане егоже для спасенія міра Ты по доброй его воле поразилъ еси, тіи погнаша, то есть, преследовали Меня насильственною и несправедливою смертію, и къ болезни язвъ моихъ приложиша (Псал. 68:27). Прежде я болезновалъ, какъ человеколюбивый, о заблужденіи язычниковъ; но къ этой болезни они приложили мне другую, — ту, что заблудились и сами. Посему приложи беззаконіе къ беззаконію ихъ и скорбь къ скорби, и да не внидутъ въ правду Твою (Псал. 68:28), то есть, въ царство Твое, но да потребятся отъ книги живыхъ, и съ праведными да не напишутся (Псал. 68:29), то есть, со святыми отцами и патріархами своими. Что ты, Іудей, на это скажешь? Это говоритъ не Мат?ей, не Павелъ, но Давидъ, христосъ твой, изрекающій въ отмщеніе за Христа страшные приговоры, и, подобно Іову, вамъ, говорящимъ противъ Праведнаго и Неложнаго, говоритъ какъ бы такъ: ты купилъ Христа, какъ раба; пришелъ на Него въ садъ, какъ на разбойника. Наконецъ представляю пророчество о Христе и Соломоново, которое ясно и открыто возвещаетъ о томъ, чтo постигнетъ Іудеевъ за учиненную ими наглость и дерзость противъ Начальника жизни, не только въ настоящее время, но и въ будущемъ веке. Пророкъ такъ говоритъ: рекоша нечестивые, помышляющіи о Христе неправо (Прем. 2:1): уловимъ праведнаго, яко непотребенъ намъ есть, и противится деломъ и словамъ нашимъ, и поноситъ намъ грехи закона, и возвещаетъ разумъ имети Божій, и отрока Божія себе именуетъ (Прем. 2:12–13); потомъ прибавляютъ: тяжекъ есть намъ и къ виденію, яко неподобно есть инымъ житіе его, и отменны стези его. Въ поруганіе вменихомся ему, и удаляется отъ путей нашихъ, яко отъ нечистотъ, и блажитъ последняя праведныхъ (Прем. 2:15–16). И еще послушай, Іудей. Никто изъ праведниковъ, ни изъ пророковъ, не называлъ себя сыномъ Божіимъ: а между темъ Соломонъ далее какъ бы отъ лица Іудеевъ такъ говоритъ о семъ Праведномъ, который есть Христосъ: бысть намъ на обличеніе помышленій нашихъ (Прем. 2:14), и славится отца имети Бога (Прем. 2:16). Увидимъ, аще словеса его истинна, и искусимъ, яже сбудутся ему. Аще бо есть истинный Сынъ Божій, защититъ его, и избавитъ его отъ руки противящихся (Прем. 2:17–18). Смертію поносною осудимъ его, будетъ бо ему разсмотреніе отъ словесъ его (Прем. 2:20). Кроме сего о будущемъ веке говоритъ въ Псалмахъ Давидъ: тогда возглаголетъ къ нимъ Христосъ гневомъ своимъ, и яростію своею смятетъ я (Псал. 2:5). А въ некоторомъ месте и Соломонъ говоритъ о Христе и Іудеяхъ, что когда Праведникъ станетъ съ многимъ дерзновеніемъ предъ лицемъ оскорбившихъ его и отметающихъ слова его, то видящіи смятутся страхомъ тяжкимъ, и ужаснутся о преславномъ спасеніи его, и рекутъ въ себе кающеся, и въ тесноте духа воздыхающе: сей бе, егоже имехомъ некогда въ посмехъ и въ притчу поношенія. Безумніи житіе его вменихомъ неистово, и кончину его безчестну. Како вменися въ сынехъ Божіихъ, и въ святыхъ жребій его есть? Убо заблудихомъ отъ пути истиннаго, и правды светъ не облиста намъ, и солнце не возсія намъ. Беззаконныхъ исполнихомся стезь и погибели, и ходихомъ въ пустыни непроходимыя, пути же Господня не уведехомъ. Что пользова намъ гордыня наша? Преидоша вся oна, яко сень (Прем. 5:2–9). (Biblioth. Veterr. Patrr. etc. Tom. II. pag. 448–450:ed. Galland. Venet. 1766.)
|