Ещё в детстве я слышал от односельчан легенду о том, что на учениях с испытанием атомного оружия кроме животных в качестве «подопытных кроликов» использовали и человека – уголовника, приговорённого к высшей мере наказания. Никаких фактов на этот счет в моём архиве не имеется. Однако в самарской газете «Время ИКС» (май 1994г, № 19) опубликовано воспоминание военнослужащего В.Ф.Бондарева, служившего в автотранспортном батальоне старшим сержантом технической службы в 204-м автобатальоне штаба ПриВО, он был завскладом ГСМ. В.Ф.Бондарев свидетельствует: «Через полтора часа, после артподготовки, мы выехали собирать «трофеи». Были и погибшие. Лично я видел пять человек погибших». В официальных, уже рассекреченных отчетах таких фактов нет. Кому верить?
А вот ещё любопытное свидетельство.
Вспоминает Елена Семёновна, жительница сгоревшего села Маховка:
– Рядом с эпицентром находилась зацементированная шахта глубиной 30-35 метров. В ней во время взрыва находился кто-то из добровольцев. После испытания бомбы этого человека подняли из шахты, и он оказался весь седой. Об этом нам говорила учительница, которая потом нам показывала шахту.
В сёлах во время взрыва оставались дежурные, сейчас они все уже умерли. Ещё в тот день погибли солдаты-курсанты в селе Маховка, стоявшие в момент взрыва у пруда. Моя старшая сестра дружила с одним из этих курсантов.
Ещё мы видели, как в момент взрыва из соседнего леса к людям вышел лось. Животное сгорело живьем. Ребятишки, которые увидели это, со страху полезли на деревья.
Жители села Ивановка говорили, что двое жителей их села погибли во время взрыва. Они пасли скот в тот момент, когда сбросили атомную бомбу…
Эти воспоминания идут вразрез с очевидными фактами. Как известно, жители и скотина из Маховки и близлежащих сёл были эвакуированы. Какие «солдаты-курсанты» могли стоять у пруда, какие ребятишки могли остаться в Маховке, какие пастухи погибли? Никаких других свидетельств на эту тему нет. Зато есть иное мнение: «Появились и упрямо распространяли слухи о якобы предполагаемом испытании бомбы на людях, как на подопытных животных. Это вымысел, граничащий с провокацией. Думается, такой идеи никто не вынашивал, и вынашивать не мог. Иначе как можно объяснить присутствие на учениях выдающихся деятелей науки, военных деятелей и военачальников (Генерального Штаба, командующих округами и группами войск за границей), а также министров обороны стран Варшавского договора, находящихся в непосредственной близости от эпицентра?» Такой вопрос задает П.Половинкин, очевидец событий из Оренбурга (газета «Оренбуржье» от 9 июля 1993 г.).
Думается, несказанно поразило читателей фантастическое воспоминание инвалида Великой Отечественной войны, майора в отставке Г.Пересадина, оно опубликовано в том же «Оренбуржье», но год спустя, 19 июля 1994 года: «…И вдруг миллион солнц внезапно осветил нас и всё вокруг. Я взглянул на своего спутника и… о, Боже мой, что я увидел… Я увидел все его внутренности и пульсирующее сердце, а он, окаймленный плёнкой из прозрачной одежды, сидел на красном с переливами световых оттенков светящемся изнутри комле дуба. На мгновение лес и вся поросль у озера исчезли, и мой взор зафиксировал черноту водной глади озера и силуэты рыбаков, погружённых в воду, кто по пояс, кто до плеч. Непогружённые части их тел напоминали белые каменные изваяния в каком-то фантастическом, волшебном мире».
Здорово! Иметь такое воображение – сущий клад для романиста, писателя-фантаста или художника-сюрреалиста. Если учесть, что автор этих воспоминаний был в должности «снабженца живой рыбой высшего эшелона военной иерархии Тоцких военных учений» и лично для маршала Жукова ловил в тот день карасей, находясь в «75-ти километрах от эпицентра взрыва», то снова возникает вопрос: как можно было увидеть нечто подобное на таком огромном удалении от эпицентра?... Не знаю, но под впечатлением других «откровений» того же сорта можно поверить, пожалуй, во всё.
Что ещё бросается в глаза при изучении газетных публикаций, так это обилие недостоверных, противоречащих одна другой цифр: высота взрыва – от 250 до 300 метров, мощность бомбы – 20,10, 40 и даже 60 килотонн, и так далее, и тому подобное. Доверять подобным сведениям всевозможных «очевидцев» ни в коем случае нельзя. Надо довериться компетентным учёным специалистам и навести полный порядок во всех сообщениях о взрыве.