Вокальные характеристики
Громкость и ее модуляция Темп Высота и ее модуляция Дикция Интонация
Ваш голос должен быть настолько громким, чтобы его хорошо слышала вся аудитория. Избыточно громкий голос может восприниматься как стремление навязать свою волю. Тихий голос воспринимается как признак неуверенности или готовности к подчинению. Если в арсенале влияния у вас только громкий голос, значит, у вас проблема. Слишком медленная речь может расцениваться, как отсутствие заинтересованности; как «втолковывание для тупых» и некоторое высокомерие; как недостаток уверенности и знания вопроса; как недостаток здоровья. Слишком быстрая речь может расцениваться как неуверенность и несобранность. Медленный темп речи соответствует 80 – 100 словам в мин., средний – 120-140, быстрый темп – 160-180 слов в минуту. Темп речи определяется комбинацией ряда факторов: скоростью произнесения слов, временными интервалами между отдельными словами, паузами между предложениями. Пауза усиливает запоминание того, что сказано перед ней и после нее. Обычно те, кто боится говорить, боится и пауз. Интонация – это упаковка наших высказываний. Резко понижая интонацию в конце определенной фразы, вы придаете ей тем самым побуждающий посыл (но если вы будете снижать тон в конце каждой своей фразы, получится эффект «умирающего» лектора). Говоря фразу на одном уровне, вы придаете ей нейтральное звучание. Повышая интонацию в конце фразы, вы делаете фразу вопросительной. Каждый человек может при желании улучшить свою дикцию, если Нечеткое произнесение согласных звуков Слияние звуков в слове
Воздействие языка тела бывает сильнее слов. Научитесь порождать особые телесные слова, такие, как: Теплый глубокий голос Энтузиазм Доверительный контакт глазами Уверенное рукопожатие Прямая поза Уверенность признанного эксперта Лицевая экспрессия – один из самых значительных невербальных контекстов, создаваемых выступающим. Лицевая экспрессия – упаковка ваших слов, которую слушатели отслеживают почти все время вашего выступления. Слушатели будут смотреть на лицо оратора 70 % всего времени, если его речь их захватывает, и только 30 % всего времени, если им скучно. Одним из важных каналов невербального общения является контакт глазами. Куда вы смотрите во время презентации: в пол, в окно, в свои бумаги? Правильный ответ: в глаза слушателей. Взгляд не должен метаться, но и не должен залипать на ком-то одном. Чтобы понять правильный баланс собственной лицевой экспрессии, вам надо побывать в крайностях и увидеть себя. Баланс ищется многими людьми путем проб и ошибок, и лишь немногие приходят к нему сразу. Обратите внимание на то, что делают ваши руки во время выступления. В начале выступления рекомендуется «мягкое» смыкание рук, пальцы обеих рук слегка прикасаются друг к другу. Избегайте размашистых и выученных движений рук. Не желательно, когда руки выступающего изо всех сил сжимают текст выступления, авторучку, спинку стула или край стола. Если вам надо что-то держать, держите это одной рукой. Информативна для слушателей и ваша поза, а также перемещения.
Движения без причины воспринимаются, как признак нервозности. Избегайте покачивания из стороны в сторону. Лучшее положение ног то, которое внушает наибольшую уверенность, устойчивость и готовность идти на встречу слушателям. Слайды на вашей презентации
ü Фокусируют внимание аудитории на наиболее важных моментах ü Наглядно иллюстрируют суть основных положений ü Придают презентации более профессиональный и привлекательный вид ü Увеличивают запоминаемость в 5-6 раз (если слайды грамотно составлены) ü Структурируют материал, облегчают восприятие и логику ü Позволяют сократить время выступления до 30 % при той же эффективности Стоит ли отказываться от столь мощного средства только потому, что вы этого раньше не делали или вам не хочется возиться с техническими вопросами?
Докладчик должен обращать свой взор к слайду, поскольку слушатели в основном смотрят туда же, куда и он.
|