Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРЕДАТЕЛЬ





 

Ион скакал и обливался слезами. Он оплакивал свою разоренную страну, ее князя, обреченного на адские муки, самого себя, но больше всего Илону.

Рыдания душили бывшего ворника даже тогда, когда его нашли акинчи. Это были татары на лохматых, неподкованных лошаденках. Они появились внезапно, точно из-под земли, и взяли его в плотное кольцо. Степняки разглядывали пленника и спорили о том, не поджарить ли его на огне. В итоге татары поступили так с лошадью Иона, так как не видели никакой пользы в крупных боевых скакунах, на которых ездили неверные.

Что же касается наездника, то они знали приказ, который гласил, что всех пленных надо доставлять живыми в лагерь. Возможно, акинчи и ослушались бы, если бы не боялись всевидящего ока султана, которое, по их легенде, Мехмет позаимствовал у какого-то знаменитого духа. Кроме того, за захват знатных пленников полагалось вознаграждение, золотой слиток, и об этом акинчи помнили ничуть не хуже, чем о духе. По всему виду Иона, особенно по доспехам, которые они сняли с него, татары решили, что это человек не простой, а очень даже ценный. Золото они любили так же, как своих богов, даже больше. Этот металл можно было обменять на хороших лошадей. Степняки едва не сломали Иону кости, когда вязали его ремнем из сыромятной кожи, а потом бросили на спину осла.

 

Чуть позже Тремблак лежал, созерцая великолепные орхидеи, вышитые на измирском ковре. В султанском шатре было тихо. Люди, которые выкупили его у татар, не думали, что он понимает по-турецки, или совсем не боялись этого, потому открыто, ничуть не смущаясь, болтали о том, как их господин выезжал на охоту.

Мехмет делал это не столько ради удовольствия, сколько для того, чтобы обеспечить себя пропитанием. Казиклу-бей мог, конечно, опустошить всю землю своего княжества, сжечь посевы, отравить воду перед наступающими вражескими отрядами, оставив турок, в том числе и самого султана, практически без еды, но он был не властен над птицами, которые парили в воздухе. Мехмету приходилось выпускать всех своих соколов и ястребов, чтобы добыть голубей и тетеревов.

Возможно, Ион задремал или просто потерял ощущение времени, впав в забытье, но когда он снова взглянул на орхидею, изображенную на ковре, послышались отдаленные приветствия, которые с каждым мгновением становились все ближе и громче. Потом раздалось позвякивание лошадиных подков, чей-то смех перед входом. Через миг все резко оборвалось, и пленник увидел, что окружен сафьяновыми туфлями и оборками шаровар, запачканных дорожной пылью.

Тремблак закрыл глаза.

— Ты знаешь его, мой дорогой?

Голос Мехмета Ион не мог забыть никогда и узнал бы среди тысячи других. Он был довольно высоким и тонким для человека столь могучего телосложения, к тому же странно мягким. Это совсем не вязалось с теми жестокостями, на которые был способен султан.

Голос же Раду заметно изменился с тех пор, как Ион видел в последний раз брата своего князя. Из срывающегося, мальчишеского он превратился в глубокий и красивый.

— Его зовут Ион Тремблак, — ответил младший Дракула. — Правая рука князя Цепеша.

— Что ж, целая рука не помешает твоему брату, особенно с тех пор, как ты отрубил ему один палец. — Мехмет рассмеялся. — Теперь он потерял и ее. Знаешь, — султан наклонился и разглядывал Иона, — я, кажется, вспоминаю его. Он учился в придворной школе и вместе с тобой принимал участие в джериде.

— Да, так и есть, прекраснейший из прекрасных.

— Погоди!

Мехмет опустился на колени, отбросил мокрую от пота прядь со лба Иона.

— Все осталось как было. Взгляни, он до сих пор носит клеймо, которое я поставил ему. — Султан опустил волосы Иона, поднялся, вытер руки о шаровары. — Как он здесь оказался? Что ему нужно?

Тремблак поднял голову и взглянул в лицо султану.

— Я приехал, чтобы предложить свою службу Дракуле… — Он запнулся. — Раду Дракуле. Прикажи развязать меня, чтобы я мог преклонить колени перед моим князем.

Раду громко, с явным удивлением усмехнулся, Мехмет же только улыбнулся.

— Мой прадед, султан Мурад Первый, да будет благословенно имя его в памяти потомков, был убит сербом, которого привели к нему в шатер после первого сражения на Косовом поле. Я уверен, что найдутся валахи, которые с удовольствием поступят так же. Хотя татары хорошо обыскали тебя, забрали все колющее и режущее. Развяжите ему ноги, — приказал он слугам, которые быстро исполнили приказание султана.

После нескольких безуспешных попыток Иону все же удалось подняться на колени. Мехмет уселся на тахту, покрытую пурпурным покрывалом с изящным цветистым рисунком. Раду стоял рядом с ним.

Тремблак опустил глаза и заговорил:

— Предлагаю тебе помощь, князь Раду. Я проведу твою армию через все преграды, которые Цепеш возвел на твоем пути, покажу ямы, которые были вырыты для того, чтобы твои лошади угодили в них и повредили ноги, предупрежу обо всех отравленных колодцах и дам знать о тех, которые спрятаны в укромных местах. Вода в них свежая, пригодная для питья. Я приведу тебя к воротам Тырговиште. Цепеш не собирается защищать город. Даже если ворота столицы окажутся закрытыми, я распахну их для тебя и укажу тайную комнату, где спрятан трон твоих отца и деда, чтобы ты смог воссесть на него и надеть корону Валахии.

Несколько долгих мгновений Раду молчал, потом спросил:

— Почему ты готов сделать все это, Ион Тремблак? Ведь именно ты был рядом с Владом, когда он совершал свои самые мерзкие преступления!

— Да, я всегда с радостью выступал на его стороне.

— Тогда почему? Потому что он разбит?

— Он еще не разбит. — Ион покачал головой. — Но даже если бы твой брат был разгромлен наголову, я находился бы рядом с ним и прикрывал бы его спину, как делал это всегда. Я принял бы на себя любую угрозу и даже смерть, которая была бы ему уготована.

— Но теперь? — Раду подошел к Иону и наклонился. — Что же совершил мой брат, чтобы лишиться такой преданности?

Пленник собрался с духом, поднял голову и взглянул в глаза человека, стоявшего перед ним.

— Он только что убил женщину, которую я люблю.

 

Женщина, которую Ион считал убитой, глухо стонала. Вдруг к ней приблизилось чье-то лицо. Оно неясно вырисовывалось за пеленой тумана, застилающего глаза Илоны, выплыло из бреда, ночного кошмара, страха и ужаса. Лысая голова, безмолвные жесткие губы. Этот человек издал какой-то странный звук, словно что-то щелкнуло у него в горле, и тут же исчез. Вместо него появилось другое видение. Это была та самая цыганка в ярком платке, повязанном вокруг головы, которая выхаживала ее, когда она потеряла первого ребенка. Женщина приподняла голову Илоны и приложила флягу к ее губам. Жидкость пролилась, так как фляга накренилась, но кое-что попало в рот. Илона снова застонала. Цыганка подумала, что ее подопечная стонет от боли, дала ей еще раз глотнуть успокоительного отвара, а потом уложила в постель.

Но Илону заставляла стонать вовсе не боль, которая заметно утихла после приема лекарства, и даже не кровотечение. Оно остановилось вскоре после того, как на ее коже был сделан последний надрез. Влад намеренно вырезал крест не слишком глубоким.

Нет, причина печали крылась вовсе не в боли, а в том последнем слове, которое Илона услышала от возлюбленного, и в той единственной слезе, которая соскользнула с его лица на ее кровоточащие раны.

— Прощай, — сказал он перед тем, как капнула слеза, и в последний раз провел ножом по ее телу.

Илона снова издала пронзительный, тоскливый стон, похожий на вой. Сквозь слезы, навернувшиеся на глаза, она увидела Стойку, немого слугу Влада. Он стоял рядом с цыганкой, положив руку ей на плечо, и о чем-то спрашивал ее жестами. Та в ответ лишь пожала плечами. Они сделали все, что только могли, обмыли и обработали раны, буквально выкрали ее душу из царства мертвых и направили в неизвестное будущее.

Возлюбленный навсегда покинул Илону. Он попрощался с ней словом, слезой и кровью, ее и своей, смешав их. Теперь этой женщине оставалось только плакать, но не от боли, а от ясного осознания того, что она больше ни разу не встретится с ним, никогда его не увидит.

 

Огромный крест турки увидели издалека, с вершины холма, возвышающегося над Вороньим полем. По всему периметру его освещали факелы, горевшие через каждые двенадцать шагов. Однако ночная темнота скрывала от взора захватчиков то, что пряталось за огнями, и рассмотреть все это они смогли только тогда, когда подъехали ближе.

Разведчики-акинчи, посланные вперед, доложили султану о целом лесе мертвых тел, воздетых на шесты, которые стояли перед распахнутыми воротами пустого города. Татары говорили об увиденном как-то расплывчато. Как и всегда, они твердили о каких-то ужасных демонах и духах, так что понять их было трудно.

По приказанию султана к воротам Тырговиште отправились испытанные люди, офицеры личной гвардии Мехмета. Они вернулись назад бледные, дрожащие и с трудом подбирали слова, безуспешно стараясь отделить то, что видели на самом деле, от страшных картин, которые рисовало им взбудораженное воображение.

Нетерпеливый Мехмет не стал слушать это бормотание, махнул на них рукой, дал шпоры коню и поехал к городу. Ион и Раду ехали рядом с ним, их окружали лучники-солаки. В глубокой темноте, за пределами территории, освещенной факелами, почти бесшумно двинулись вниз пять тысяч самых отважных и неукротимых воинов Мехмета. Пятью шеренгами они огибали крест, внимательно осматривая округу и держа оружие наготове. Турки хорошо помнили ночную атаку, предпринятую валахами, которая застала их врасплох. Мехмет с тех пор спал очень плохо, испытывал постоянную тревогу и окружил себя людьми, которые подолгу могли обходиться без сна.

Внизу турки перестроились. Теперь они шли в три ряда, под прикрытием лучников, и вскоре оказались у нижней части креста. По обеим его сторонам мусульмане не обнаружили никого живого — только мертвые, тоже в три ряда торчащие на кольях.

Факелы были расставлены вдоль всего креста так, чтобы они светили в глаза покойников, точнее, тех из них, у кого они еще оставались. Все было тихо и неподвижно. Только сытые вороны неторопливо и важно перелетали с шеста на шест. Некоторые из них громко, но лениво и как-то вяло закаркали, когда всадники проезжали мимо.

С этой стороны креста по большей части висели казненные турки. Мехмет и Раду увидели их и вскрикнули. Но здесь можно было заметить и валахов — воров, предателей и тех, кому просто не повезло. Большинство составляли мужчины, но виднелось и несколько женщин.

Мехмет посмотрел направо, налево, а потом и в самый центр креста, где факелов было больше и светили они ярче. Ион тоже смотрел, пытался считать погибших, но потом бросил эту затею. Если шесты пришлось ставить так близко друг к другу, то, скорее всего, людей, казненных на Вороньем поле, должно быть тысяч пять, никак не меньше.

Ближе к центру креста колья стояли реже. В самой его середине вообще торчали только три шеста. Тот из них, который стоял между двумя другими, был выше всех остальных. Ион сразу узнал человека, который находился справа. Это был боярин Галес, дезертир, бросивший Влада на поле боя. На левом колу он увидел человека в греческой одежде, превратившейся в лохмотья. В конце концов Тремблак взглянул на последний шест и на человека, воздетого на нем.

Глаза главного сокольничего были открыты, их не выклевали птицы и не подернула пелена, как у большинства мертвых. Иону показалось, что очи Хамзы просто внимательно смотрели на то, что высовывалось у него же изо рта. Это было не острие кола, запятнанное кровью, как у всех прочих погибших, а ладонь, пять пальцев, склеившихся от крови. Словно кто-то просунул руку внутрь турка, чтобы вывернуть наизнанку все его существо и вытащить наружу кишки.

Ион повернулся к султану. Он знал, что Мехмет — человек, не чуждый жестокости. Случалось, он убивал сам, собственными руками и довольно страшными способами. Но сейчас Тремблак заметил, как что-то изменилось в обычно спокойном, бесстрастном лице турка.

Когда он заговорил, даже закричал, его голос прозвучал резко и грубо, как карканье вороны:

— Это Хамза-паша!

От этого крика тело казненного вздрогнуло. Все подняли глаза и увидели, как большой вязкий сгусток протухшей крови сползает по шесту. Глаза, которые до сих пор смотрели прямо перед собой, вдруг опустились и взглянули на тех, кто стоял внизу. Ни звука не вырвалось из мертвого горла. В этом уже не было никакой необходимости.

— Нет! — взвизгнул Мехмет и в ужасе развернул лошадь, которая испуганно танцевала перед тремя кольями, пока султан не натянул поводья. — Нет! Я не могу! Не буду! — закричал он, потом резко повернулся и взглянул на Раду. — Это не только святотатство, направленное против вашего бога, но и преступление, ужасное для всего рода человеческого. Я не могу… не буду!.. Я хочу вернуться в свой дворец, к моим садам и цветам! — Султана охватила ярость. — Если ты так уж хочешь завладеть этим ужасным местом, то, пожалуйста, бери его!

— Мой несравненный!

— Нет!

Мехмет вонзил шпоры в бока скакуна и помчался прочь между рядами кольев, на которые были водружены гниющие тела. Лучники последовали за ним, оставив Раду и Иона, в компании мертвецов. Оба они некоторое время смотрели вслед удаляющемуся султану, потом друг на друга, старались глядеть куда угодно, только не наверх, и ничего не говорили, потому что им нечего было сказать. Ион смог лишь поднять руку и указать на распахнутые ворота Тырговиште, которые виднелись за тремя главными кольями.

Когда Ион Тремблак и Раду Дракула проезжали мимо этого своеобразного распятия, составленного из мертвых разлагающихся тел, над их головами кричали вороны.

 








Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 447. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия