Атомисты первыми в древнегреческой философии вводят в оборот понятие причины. Предшествующие философы считали достаточным определить, «из чего» возникают все вещи (поиск первоначал). Атомисты считали, что все события происходят «на некотором основании и по необходимости», т. е. кроме «материи» вещи должна быть выявлена причина появления вещи, определенное основание ее бытия. Известно высказывание Демокрита о том, что он «предпочел бы одно причинное объяснение сану персидского царя» (Лурье С. Я. Цит. соч. С. LVIII). Именно поиск причин считал он главной задачей философии и главным делом философа-ученого.
В противоположность мифологии (где необходимость воплощена в Роке, Судьбе, складывающейся из цепи случайностей) и философской телеологии (где необходимость проистекала из мирового целеполагающего разума, бога-демиурга) Левкипп и Демокрит истолковывали необходимость как причинность, как порождение причиной следствия, как процесс причинения. Все, что происходит, имеет причину в другом, а другое – в третьем и т. д. Ничто не происходит без причины, свободно. В этом плане, полагал Демокрит, «у атомов нет никакого свободного движения… движение происходит вследствие столкновения атомов друг с другом» (Лурье С. Я. Цит. соч. С. 39). Важно иметь в виду также и то, что Демокрит не признавал движение атомов происходящим «как попало» или «случайно». Атомы движутся строго закономерно, необходимо, подчиняясь закону тяготения подобного к подобному.
Атомисты отвергают наиболее распространенную трактовку случайности как беспричинности. Был в древности такой анекдот в духе черного юмора. Шел человек, и вдруг с неба ему на голову упала черепаха и убила его. Случайно это или нет? Нет, отвечает Демокрит: орел, схватив черепаху, бросил ее с высоты, чтобы разбить панцирь черепахи, а человек, к своему несчастью, был лысым, его голова была ошибочно принята орлом за камень и… результат известен. Все это произошло не случайно, ибо имеет свою причину. Для атомистов случайность субъективна, случайно то, причину чего мы не знаем. Но раз эта причина существует, то случайность мнима. «Люди сотворили себе кумир из случая как прикрытие для присущего им недомыслия», указывает Демокрит (Лурье С. Я. Цит. соч. С. 32). Ссылка на случай – это проявление лености мысли, отказ от поисков причин. Согласно атомистам, в мире царит одна только необходимость, поэтому они являются жесткими детерминистами и даже фаталистами.