Учение об атомах и пустоте
Итак, все, что существует, - это атомы и пустота. В бесконечной пустоте (пространстве) движутся, соединяясь друг с другом, бесконечные по числу и по форме элементы. Они отличаются друг от друга формой (например, р и у), порядком (ру и ур) и поворотом, или положением (р и q). В плане преодоления парадоксов, описанных в апориях Зенона, очень важно было указать на существование предела делимости. Именно этот смысл заключен в понятии атома (в древнегреческом языке «а» – отрицательная частица, «томе» – деление, членение; т. е. неделимый). Согласно Демокриту, атомы столь малы, что не могут быть восприняты непосредственно органами чувств, так что данное понятие является результатом умозрения, а не наблюдения. И в то же время оно позволяет объяснить, что любое тело можно разделить на конечное множество частиц, имеющих величину, а затем снова из них его составить. Вместе с тем, подобно парменидовскому «бытию», атом един, неделим, неизменен и неуничтожим. Однако атомов много. Для того чтобы они могли существовать как множество, необходима пустота, которая отделяла бы один атом от другого и позволяла бы им двигаться. Пустота – это уже не «несуществующее» («ничто») элеатов, а вполне существующее ничто. И это понятие так же, как и «атом», является результатом умозрения, а не наблюдения. Пустота абсолютно однородна и может существовать как вне тел, вмещая их в себя, отделяя их друг от друга, так и внутри сложных тел, отделяя друг от друга их части. Лишь атомы не содержат пустоты, чем объясняется их абсолютная плотность. Что касается числа атомов в мире, то Демокрит признает его бесконечным. А следовательно, бесконечной по величине должна быть и пустота, ибо конечное пространство не может вместить бесконечное число атомов и состоящих из них миров. Бесконечность мира в пространстве влечет вечность во времени и бесконечность, безначальность движения. Движение атомов не введено в природу богом (богами), а существует как изначально присущее им свойство. Атомистическое учение имеет и натурфилософское выражение. Так, атомы огня характеризуются как наиболее подвижные в силу своей округлости и малости. Атомы других стихий имеют форму куба. Наименьшую поверхность имеет атом воздуха, из атомов большей величины состоит вода, а из самых больших – земля. Они не превращаются друг в друга, но из больших масс вещества, включающих атомы разного вида, выделяются атомы элементов. Например, из воды могут выделяться воздух, с одной стороны, земля – с другой. Кажется же, что они превращаются друг в друга. Таким образом, для объяснения мировых процессов Демокриту хватает атомов, пустоты и движения. Движущиеся атомы собираются в «вихрь»; распространяясь по отдельным местам в пустоте, они образуют отдельный мир, ограниченный своим «небом». Возникновение мира и всех вещей в нем происходит в результате соединения атомов, уничтожение же сводится в разъединению и распадению на составные части. Бесконечные по числу космические миры различны как по величине и по строению (например, есть такие, где несколько солнц и лун), так и по «возрасту»: «Одни миры увеличиваются, другие достигли полного расцвета, третьи уже уменьшаются. В одном месте миры возникают, в другом – идут на убыль» (Лурье С. Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970. С. 349). Дошедшие до нас фрагменты и свидетельства не позволяют ответить на вопрос о том, как именно скрепляются атомы, образуя тела. Встречающееся иногда в литературе предположение о том, что это происходит с помощью своеобразных крючочков, является чистейшей спекуляцией. Наличие таких креплений нарушало бы геометрию атомов и противоречило бы понятию атома как неделимой, не имеющей частей сущности. В вопросе о соединении атомов Демокрит просто следует принципу античной физики: «подобное стремится к подобному».
|