Демокрит допускал существование богов, считая их состоящими из атомов разумными существами, очень большими и очень долго живущими, однако не вечными! От них, как и от всего телесного, тоже исходят пленки-«идолы» (эйдола), причем одни «добрые», а другие «злые». Они предвещают будущее своим видом и производимыми звуками. Чаще всего эти образы залетают в нас во сне через поры тела. В целом же, считает Демокрит, бояться богов не следует, но попросить о благотворном влиянии – весьма предусмотрительно. В античности у Демокрита была устойчивая репутация атеиста, тем более что традиционную веру в богов и судьбу он критиковал и считал ее причиной суеверия и страх смерти.
Этика
Этика Демокрита является продолжением его атомистической физики: как атом есть полное и самодостаточное бытие, так и человек есть самодостаточное бытие, тем более счастливое, чем более замкнутое на себе самом. Для своего понимания счастья Демокрит придумал термин «эвтюмия», благодушие. Такое счастье не есть нечто дарованное человеку богами или случаем, оно имеет не внешнюю, а внутреннюю обусловленность. Это то, что человек сам с собой и для себя делает. В первую очередь это касается умеренности, самоограничения по отношению к телесным удовольствиям. Обладающий эвтюмией (благодушием) мудрец умеет радоваться тому, что имеет, не завидуя чужому богатству и славе, он стремится к справедливым и законным делам, трудится в меру сил, уравновешен и здоров. Эвтюмия не тождественна удовольствию, она есть такое состояние, когда душа спокойна и неколебима, не терзается никакими страхами, суевериями и прочими переживаниями.