Древнегреческий атомизм
После того, как натурфилософская традиция ионийцев (поиск единого первоначала, из которого возникают все вещи) была подорвана скептицизмом элейцев, философия пошла по пути плюрализации структурных элементов мира, которые несут, однако, черты парменидовского бытия. В этом плане следует упомянуть об Эмпедокле (ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.), учившем о четырех «корнях вещей», или элементах, из которых под воздействием Любви возникает мир и вследствие Вражды разрушается. Другой философ – Анаксагор (ок. 500 – 428 гг. до н.э.) – считал, что мир состоит из «семян вещей» (гомеомерий), чей процесс трансформации в вещи и обратно направляется космическим Умом (Нусом). На самом же деле примирение аргументов элейцев (против движения) с данными опыта было невозможно без придания онтологического (бытийного) статуса тому, что раньше мыслилось как полная противоположность бытию – небытию, пустоте. Вот с такой - по-своему изящной – конструкцией мы и встречаемся в древнегреческом атомизме. Атомисты постарались создать учение, соответствующее той картине мира, которая открывается человеческим чувствам, но в то же время сохранить рациональное в учении элеатов о бытии, чтобы достичь более глубокого понимания мира, основанного не только на показаниях чувств. Основателями древнегреческого атомизма считаются Левкипп и Демокрит. Однако уже в 4 в. до н. э. их произведения, точнее, фрагменты произведений были объединены в единый корпус, разделить который не представляется возможным. О Левкиппе практически не сохранилось биографических сведений, что дало основание некоторым исследователям полагать, что речь идет о вымышленном персонаже, а не о реальном человеке. Однако эта точка зрения не является общепризнанной. Хотя мы не знаем годов его жизни, можно предполагать, что Левкипп был современником Зенона Элейского, Эмпедокла и Анаксагора, а также учителем Демокрита. По-видимому, именно Левкипп ввел в философию понятия неделимой частицы материи – атома, абсолютной пустоты, в которой движутся атомы, и учение о детерминированности всех природных процессов. О Демокрите (ок. 460 – 370 гг. до н. э.) известно больше. Происходил он из города Абдеры (северо-восточная провинция Древней Греции – Фракия; современная Болгария), за что получил прозвище «абдерит». Его отец был богатым человеком и оставил своим сыновьям немаленькое наследство. Свою часть Демокрит потратил на путешествия и изучение наук, главным образом на Востоке. Хотя в Абдерах считалось позором растрата наследства, Демокрит вернул уважение сограждан, ознакомив их со своими сочинениями. В его честь воздвигали медные статуи, а когда он умер, то его погребли за государственный счет. Свидетельства и легенды говорят о Демокрите как о «смеющемся философе» (в отличие от Гераклита – «плачущего философа»), поскольку ему представлялось несерьезным «все, что делалось [людьми] всерьез». Он написал около 70 произведений, но до нас дошли лишь отрывки. Мы не знаем, когда погибли его сочинения, однако, возможно, сыграли свою роль и его многочисленные идейные противники. Так, известно, что Платон хотел сжечь все сочинения Демокрита, которые ему удалось собрать. Вероятно, не один Платон стремился «похоронить» Демокрита. Этот философ вошел в историю как яркий пример философа-ученого, преданного знанию и равнодушного к земным радостям и богатствам, столь ценимым остальными людьми.
|