В главе «Ритуалы Перехода» Артур оказывается неожиданно извлеченным из привычной обстановки горы Ньюэйс и погруженным в новую обстановку, где он вдруг понимает, что ему придется принять на себя ответственность взрослого человека. Это фактически сигнал о «совершеннолетии» мальчика — событии, которое традиционно связывается с достижением 18—21 года и с расхожим американским выражением «купите молодому человеку выпить!». Хотя это замечание, на поверхностный взгляд, может показаться довольно вульгарным, тем не менее оно обязательно вспоминается при чтении этой истории. И хотя Артуру в то время, когда происходили эти события, было всего 16 лет, мы обнаруживаем в кельтской истории, что именно этот возраст обычно связывался с превращением мальчика в мужчину. Во многих уголках Европы и Ирландии соответствующий возраст часто был еще ниже — 14 или даже 12 лет, но в мифологии Британских островов чаще всего встречается шестнадцатилетний возраст.
Но почему мы здесь занялись вопросом «совершеннолетия» и его традиционной связью с выпивкой? Во-первых, потому, что в этой истории Экто-риус, «наставник взрослого мужчины», появление которого символизирует переходный период, впервые предлагает Артуру совершить «Возлияние» (древний термин для обозначения принятия спиртных напитков, часто с религиозным оттенком). Во-вторых, потому, что в КНИГЕ ФЕРИЛЛТ содержится интересный отрывок, специально посвященный ВОЗЛИЯНИЮ, которое описывается там во всех подробностях, — и ему придается такой смысл, который заставляет поверить, что этому моменту в друидической ритуальной традиции придавалось очень большое значение.
Эта традиция упоминается и в нескольких других важных источниках. В БРАДДАС такие специально приготовленные алкогольные напитки называются ГЛОТКАМИ ЗАБВЕНИЯ, хотя и не упоминается их конкретный состав и способ применения. В «КЕЛЬТСКИХ МИФАХ И ЛЕГЕНДАХ» Сквайра упоминаются «СВЕТЛЫЕ ВИНА» как особый напиток жрецов-друидов, обладающий силой «ослаблять тяжелые синие цепи, которые окружают Моря Аннона». В весьма обширном ЭССЕ О ДРУИДАХ, опубликованном Эдвартом Уильямсом в «Celtic Review Journal» в 1864 году, приводится как описание, так и изображение «КАМНЕЙ ВОЗЛИЯНИЯ». Это большие плоские валуны, часто снабженные желобом, единственным назначением которых было служить приемниками «Священных Вин, приносимых богам (особенно богу ГО-БИНИУ, кельтскому богу виноделия) при смене сезонов».
Дальше Уильяме переходит к описанию традиций подношения священ-вых напитков к столу, «прежде чем ими воспользуются собравшиеся». Это описание довольно строгого ритуала, к которому прибегают жрецы при таком ВОЗЛИЯНИИ.
Единственное, что описывается в КНИГЕ ФЕРИЛЛТ чрезвычайно точно, ^это составы трав, применяемые для четырех таких ВОЗЛИЯНИЙ (а именно, медов, вин и элей), каждое из которых соответствует одному из четырех основных кельтских Праздников Рощ. В ней содержится также описание способа приготовления особого вида меда для каждого из ключевых праздников, основанного на друидических/кельтских традициях, с использованием тех разновидностей трав, которые считаются священными для данного сезона. В интересах сохранения описанной традиции ниже мы приводим эти составы. Попробуйте их приготовить — они, безусловно, внесут в ваши большие праздники уникальный символический привкус.