Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Когнитивная гипнотерапия и улучшение качества жизни




До настоящего момента в данной книге нами рассматривались различные психологические проблемы и расстройства. Что-то случается, и человек ищет помощи, чтобы исправить дело или хотя бы улучшить его; иными словами, вернуться к прежнему психологическому состоянию. Большинство клиентов обращаются к психотерапевтам именно по этой причине. Для некоторых распространенных психологических расстройств я описал принципы и практические методы когнитивной гипнотерапии, сопроводив их иллюстрациями для возможного использования с целью преодоления этих проблем.

Теперь, однако, я хочу сфокусироваться на другой стороне стабилизации душевного здоровья. Рассказывают, будто Зигмунд Фрейд сказал, что задача психоанализа состоит в том, чтобы взять человеческое горе и превратить его в обычное несчастье человеческого существования. В попытке к дальнейшему сглаживанию этого обычного человеческого несчастья я хотел бы обсудить использование когнитивной гипнотерапии для улучшения качества жизни уже благополучных людей. Это люди, которые могут никогда не обращаться за лечением, но часто испытывают гнетущее чувство личной несостоятельности. Как правило или чаще всего, они идут по жизни относительно счастливо, но нередко испытывают сильное чувство неудовлетворенности. Другими словами, мы все принадлежим к числу таких людей. Никакая интервенция, будь она психологической или какой другой, не подарит людям вечное счастье, однако возможность улучшения их самочувствия, безусловно, остается.

Что делает людей счастливыми? Ответить можно по-разному: деньги, любовь (или секс), успех, большое количество друзей и/или новые переживания (и многое другое). Как правило, однако, все перечисленное оказывается внешними атрибутами: дайте мне больше вещей или самое лучшее, и я наконец-то стану счастливым. Но приобретение новых вещей обычно порождает новый круг желаний (обычно именуемых потребностями) по мере того, как стандарты становятся все выше и выше. Конечно, мы можем попытаться изменить свое окружение, чтобы стать счастливее, но это достаточно сложное и не всегда оправданное решение (Ellis, 1977). Рациональное решение предусматривает замену иррациональных убеждений на более адаптивные. Бернард (Bernard, 1993) констатировал, что “Основой рационального подхода к счастью является то, что первичное изменение должно состояться внутри вас” (р. 11-23, курсив оригинала).

При описании и иллюстрации когнитивной гипнотерапии как средства для улучшения качества жизни основная когнитивная терапевтическая модель остается прежней. Это означает, что в центре внимания по-прежнему остается модификация когнитивных событий, процессов и структур, которые накладываются на получение удовольствия от жизни. При том что применение техник, описанных в предыдущих главах, может привести к менее негативному диалогу с собой (имеется в виду негативный самогипноз — Araoz, 1985), сокращение негативных когни-ций или даже замещение их соответствующими позитивными когни-циями не обязательно трансформируется в оптимальное душевное здоровье (хотя может приводить к его улучшению). По-прежнему может оставаться полезным побуждение к разнообразным позитивным когни-циям, не имеющим отношения к негативным когнициям, связанным с психологическим дистрессом. Действительно, первые, представляющие собой пример модели “благополучия”, больше, чем что-либо иное, соотносятся с моделью “недуга” (проиллюстрированной последними). Привычные способы функционирования, наносящие вред оптимальному душевному самочувствию, с трудом поддаются измению, поскольку они нередко основываются на схемах. Повторение и вариации техник, которые будут представлены, имеют решающее значение для долговременного изменения. Поэтому я рекомендую давать клиентам аудиозаписи этих процедур для прослушивания в специально отведенное время на протяжении дня. В когнитивной психотерапии всегда подчеркивалась необходимость упражнений такого рода.

Перенаправленное внимание играет важную роль в повышении удовольствия от жизни (Walters and Havens, 1993). Мы все неизменно сталкиваемся с гораздо большим числом входящих сенсорных раздражителей, чем можем воспринять. Наши взгляды на жизнь определяются как тем, что мы скрыто или явно игнорируем, так и тем, чему мы уделяем внимание. Например, многие когнитивные искажения, описанные Дж. С. Беком (J. S. Beck, 1995), такие как селективное абстрагирование, преувеличение/преуменьшение и туннельное видение, подразумевают селективное внимание к одним деталям и игнорирование других. Некоторые когнитивные искажения, например дихотомическое мышление, драматизация и чтение мыслей, подразумевают ошибки в интерпретации. Проблемы перцепции и интерпретации являются причиной большей части когнитивных ошибок. Гипнотерапия, предназначенная для улучшения качества жизни, перенаправляет внимание с более проблематичных, негативных жизненных аспектов (которые часто оказываются истинными) на более позитивные, адаптивные аспекты (которые потенциально тоже истинны). Есть данные, свидетельствующие о том, что более счастливы те индивиды, которым присуще умеренное количество позитивных когнитивных искажений (Alloy and Abramson, 1979).

Кроме того, повышению удовольствия от жизни способствуют метафоры и сказки. В них заложены могущественные культурные послания, которые являются частью нашего глубинного скрытого знания. Наши метафорические мысли о себе и своем месте в мире могут оказывать сильнейшее воздействие как на наши самочувствие и поведение, так и на восприятие самих себя. Если, например, мы метафорически рассматриваем изменения как опасные авантюры, то отреагируем совершенно иначе, чем в случае, когда мы видим в них заманчивые перспективы (Walters and Havens, 1993). Таким образом, изменение метафор соответствует принципу перестраивания (Dowd and Trutt, 1988). Поскольку эти культурные метафоры и сказки так прочно встроены в наше скрытое знание, постольку их использование в процессе изменения может привести к меньшему сопротивлению, а также к быстрому и скрытому пониманию гипнотического послания.

Побуждение к более позитивным когнициям может изменить даже наше физическое здоровье. В то время как принято считать, что негативное физическое состояние способно воздействовать на наши психические процессы, обратное признается с гораздо меньшей готовностью. Но есть данные, что оптимизм, чувство юмора, влияние, развлечения и дружеские социальные отношения способны воздействовать как на психологическое, так и на физическое здоровье (Walters and Havens, 1993). Мы только начали изучать сложный комплекс взаимосвязей, существующих между сознанием и телом.

Бернард (Bernard, 1993) перечислил десять рациональных установок и ценностей, которые, по его мнению, способны помочь людям стать более счастливыми. Многие из них являются бихевиористическими по природе. Однако те, что перечислены ниже, являются когнитивными.

1. Не обвиняйте других в том, что они сделали вас несчастными. Возьмите на себя ответственность за собственное счастье.

2. Разрешите себе быть счастливыми — даже если в итоге другие бу

дут несчастны.

3. Принимайте чужое несовершенство (и, я мог бы добавить, свое

собственное).

4. Не принимайте вещи близко к сердцу.

5. Рассматривайте неопределенность как вызов; не бойтесь ее.

В этой главе разбираются следующие темы: 1) преодоление нерешительности, 2) усиление целенаправленного поведения, 3) повышение оптимизма, 4) улучшение результативности решения проблем и 5) повышение межличностной эффективности. Я признаю, что количество мероприятий, способных повысить качество жизни, весьма велико; но перечисленные действия, как мне кажется, охватывают большинство сфер, в которых многие из нас хотели бы улучшить свою жизнь. Описание и иллюстрация данных пяти тем могут пригодиться клиницистам при разработке не только гипнотических процедур, но и в процессе других научных ииследований. В данных иллюстрациях я объединяю когнитивные события, когнитивные процессы и когнитивные структуры, поскольку именно так обычно проводят терапию клиницисты. В предыдущих примерах я разграничивал их в иллюстративных целях.

 

Преодоление нерешительности

Почему люди колеблются? Наверно, потому, что в противном случае они боятся потерпеть фиаско. С точки зрения потерь и приобретений они считают, что потенциальные издержки продвижения вперед перевешивают потенциальную выгоду. Здесь можно думать о двух основных мотивах: мотиве к достижению успеха и мотиве к избеганию поражения. У нерешительных людей последний мотив может быть сильнее первого При всей справедливости того, что нерешительность или бездействие помогут избежать поражения, верно и то, что это не позволит добиться успеха. Однако некоторым людям так жить спокойнее.

Таким образом, если говорить об общей стратегии, то негативные ког-ниции (издержки), которые порождают неуверенность, следует преодолевать посредством позитивных когниций, порождающих движение вперед (приобретения). Внимание перенаправляется с преимуществ колебаний на недостатки издержек; с возможных потерь при движении вперед — на возможность новых приобретений. Нерешительные индивиды могут обладать схемой бессилия, приводящей к ощущению “топтания на месте”, к которому тоже следует обратиться. В качестве примера преодоления нерешительности рассмотрим случай Эбби.

Эбби, 33 лет, решила обратиться за помощью из-за растущей неудовлетворенности своей жизнью. Рождение троих детей еще до того, как ей исполнилось двадцать, оставило ей мало времени для удовлетворения собственных потребностей. Эти дети, теперь уже тинейджеры, с каждым днем становились все более независимыми. Ее растущее одиночество привело к возникновению периодов неприятной рефлексии. Она почувствовала, что жизнь проходит мимо и с этим вряд ли можно что-то поделать.

Хотя работа на местном заводе виделась ей капканом, страх неизведанного удерживал ее от попыток заняться чем-нибудь другим. Она часто предавалась фантазиям, воображая себе иные занятия лишь для того, чтобы вернуться обратно в реальность, как только задумывалась о разнообразии существующих возможностей. Ее жизнь оставалась заурядной и безрадостной. Она беспокоилась, будет ли ее будущее хоть чем-то отличаться от настоящего.

Когнитивный анализ показал наличие у Эбби следующих убеждений, которые были подразделены на убеждения вторичного характера.

1. Ничто никогда не меняется!

2. Я не могу измениться.

3. Я никогда не буду ничем большим, чем есть сейчас.

4 Я не заслуживаю лучшего.

5. Я бездарна.

6. Я слишком стара, чтобы попробовать что-то новое (то есть риск

нуть).

7. Если я попытаюсь, у меня ничего не выйдет.

8. Все работодатели нанимают только молодых работников.

9. Я слишком стара, чтобы получить другую работу.

10. Я слишком стара, чтобы снова учиться.

11. Все будут смеяться надо мной.

12. Все назовут меня безответственной.

13. Я выгляжу дурой; я веду себя как подросток.

14. Я занимаюсь ребячеством.

15. Я никогда не повзрослею по-настоящему.

16. Я эгоистка (раз думаю, как бы стать лучше).

17. Я должна позаботиться о безопасности.

18. Я все потеряю.

19. Из другой компании меня вышвырнут.

20. Дела пойдут лучше, когда меня повысят.

21. Я не умею принимать правильные решения.

22. Я не знаю, что делать.

23. Я всегда ошибаюсь.

24. Я плохо оцениваю ситуацию.

Помимо этих негативных утверждений, мыслительные процессы Эб-би отличались сверхобобщением (восприятие некоего негативного события как всеобъемлющее), драматизацией (ожидание худшего) и преувеличением своих негативных качеств с одновременным преуменьшением позитивных. Кроме того, у нее была ранняя неадекватная схема дефектности/стыда со вторичными РНС самопожертвования и подверженности ошибкам/негативности. В соответствии с этим гипнотерапевт разработал следующую гипнотическую процедуру.

...Академия Знакомств (Soblaznenie.Ru) - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!...

 

Эбби, если ты задумаешься над прожитой жизнью, ты сможешь вспомнить времена, когда ты двигалась вперед... и времена, когда этого не было [своего рода трюизм; у всех нас бывали такие периоды]. В одних случаях ты испытывала большую уверенность, чем в других. Иногда ты пробовала новые пути, иногда — нет. Поэтому перед тобой всегда разворачивались перемены, разве не так? Изменение постоянно, не правда ли [парадоксальное утверждение]? Мы всегда изменяемся... стараемся мы это делать или нет... хотим мы того, или нет; мы всегда изменяемся. Иногда это хорошо, иногда — не очень... иногда нам это нравится, иногда — нет [предыдущие утверждения призваны ослабить ее искаженные когнитивные процессы]. Когда ты думаешь о былом, ты можешь вспомнить о времени, когда двигалась вперед [перенаправление внимания]; почему ты двигалась вперед... и почему не двигалась. Когда мы рискуем, мы можем позволить себе шагнуть вперед... чтобы продвинуться. Это правда; риск может быть оправдан! Риск может оправдать себя; но он может и не оправдать себя; скорее всего, он оправдается частично. Но если мы не рискнем, то ничто не оправдается; не сможет оправдаться вообще ничего. Мы делаем это всю жизнь, разве нет?... независимо от нашего возраста. Сама жизнь — риск, не правда ли? Мы никогда не знаем, как пройдет сегодняшний день. Легко — правда же? — размышлять о проблемах, сопряженных с риском... не думая о выгоде [перенаправление внимания]. Поэтому я хочу, Эбби, чтобы ты прямо сейчас представила себя в движении, распрямившейся [у Эбби была плохая осанка], смотрящей в -будущее, снимающейся с места и устремляющейся в будущее [метафора для преодоления нерешительности]... чувствуя себя все увереннее и увереннее, испытывая комфорт от собственной способности “сделать то, что должно быть сделано” [культурное послание из “Домашнего спутника в Прериях” {Prairie Ноте Companion) Гаррисона Кейллора насчет того, что следует делать застенчивым людям]. Продолжай видеть себя устремленной в будущее по мере того, как ты чувствуешь себя все увереннее и увереннее... и, чем увереннее и лучше ты себя видишь [обращается к схеме дефектности], тем больше ты способна устремиться в будущее, пробуя новые вещи, делая новые вещи, ощущая все больший комфорт из-за своей способности большую часть времени заниматься столь многими хорошими делами [обращается к РНС преувеличения/преуменьшения и подверженности ошибкам/негативности]. И ты можешь вызвать эти замечательные ощущения от событий, которые могут дать тебе чувство комфорта в любое время, когда пожелаешь, увидеть себя распрямляющейся и устремленной в будущее... зная, что будущее — хорошее место, зная, что риск — здоровая сторона жизни, ощущая растущее чувство комфорта в связи со способностью отличать разумный риск от неразумного. И когда ты думаешь об оправданном риске, о позитивных изменениях, если ты рискнешь, ты можешь начать с большей ясностью видеть выгоду, которую сулит оправданный риск.

На последующей сессии гипнотерапевт решил с большей прямотой обратиться к когнитивному искажению по типу преуменьшения/преувеличения и РНС дефектности/стыда, прибегнув к метафоре.

Эбби, я хочу, чтобы ты увидела все свои хорошие качества собранными в маленьком ящике справа от тебя [Эбби — правша; при работе с левшами ящик должен быть слева], а все твои дурные качества — в большом ящике слева. Возможно, именно так ты привыкла думать, что твои дурные качества гораздо серьезнее и многочисленнее, чем хорошие. Теперь я хочу, чтобы ты увидела, как твой большой ящик постепенно сжимается и становится все меньше и меньше... и увидела, как твой маленький ящик с хорошими качествами вырастает все больше и больше... левый ящик становится меньше и меньше... а правый ящик становится больше и больше [повторяет несколько раз]. Теперь ты можешь видеть, что правый ящик с хорошими качествами гораздо больше, чем левый ящик с дурными качествами. Теперь сфокусируйся на замечательном ощущении, которое возникает, когда ты видишь, что твой ящик с хорошими качествами гораздо больше, чем ящик с дурными качествами. И ты можешь испытать это приятное чувство в любое время, когда пожелаешь, представляя подобным образом ящики с качествами; делая правый ящик сколь угодно большим, а левый ящик — сколь угодно малым...

Подобные суггестии можно видоизменять и повторять столько, сколько потребуется. Хотя в первой гипнотической процедуре я обратился к нескольким негативным когнитивным убеждениям, когнитивным искажениям и ранним неадекватным схемам с целью обеспечить исчерпывающую иллюстрацию, на практике лучше сфокусироваться на одном или двух когнитивных искажениях, как было показано во втором примере. В противном случае клиента легко перегрузить избыточной информацией, в которой потеряется главное послание. Есть разница между непрямыми и недостаточно четкими, перегруженными коммуникациями.

 

Усиление целенаправленного поведения

Многие люди встречаются с трудностями при постановке жизненных целей. Хотя они могут выполнять задания, поставленные другими, и часто справляются с ними очень хорошо, они не в силах самостоятельно задать себе направление действий. Их жизнь ориентирована на кратковременные цели и кратковременные действия. Бывает так, что индивиды успешно добиваются многого, но при этом оказываются в тупике или останавливаются в силу непредвиденных жизненных обстоятельств, таких как болезни или травмы. Иногда эти обстоятельства оказываются достаточно суровыми, чтобы им не удавалось “войти в колею” или в случае необходимости избрать для себя новые направления. Действительно, умение успешно преодолевать негативные жизненные обстоятельства может оказаться важным отличием людей преуспевающих в жизни от тех, кому это не удается. Бывает, что упорство важнее для успеха, чем врожденные способности.

В качестве примера использования гипнотерапии для усиления целенаправленного поведения рассмотрим случай Эда. Когда Эд с комфортом устроился в кресле, он с гордостью рассказал о футболе и о своей жизни в качестве игрока. Было совершенно ясно, что у него был не только природный талант, но и подлинная любовь к игре. Его энтузиазм пропал, когда он перешел к рассказу о травме, положившей конец его карьере, а также об апатии и отсутствии мотивации, которые продолжали досаждать ему, невзирая на то что после травмы прошло уже два года.

Ребенком его постоянно побуждали заниматься спортом не только семья и друзья, но и тренеры с учителями. Он приобрел звания “звезды” и “ценного игрока” для команды, после чего, к сожалению, он начал несколько зазнаваться. Его мечта стала явью на первом курсе колледжа. Когда ему исполнился 21 год, его приняли в профессиональную футбольную команду с окладом, выражавшимся шестизначной цифрой. В тот самый момент, когда его карьера стала выстраиваться и он сделал себе имя в мире спорта, его постигла травма, из-за которой он стал неспособен к игре и перестал быть “ценным” игроком. И даже спустя два года он оставался полностью поглощенным этим несчастьем.

 

Когнитивная оценка показала, что Эд питал насчет себя следующие убеждения.

1. Мне давно пора обо всем забыть.

2. Я ничтожество, никто.

3. Я не способен ни к чему другому.

4. Я все потерял.

5. Моя жизнь закончилась.

6. Мне не справиться с этим/я никогда не смогу с этим справиться.

7. Я никогда не найду себе другую работу, так что незачем суетиться.

8. Я никому не нужен и никому не понадоблюсь.

9. Я глуп — я просто тупой качок.

10. Дела никогда не наладятся.

11. Почему это случилось со мной?

Очевидно, что некоторые из негативных самоутверждений Эда относятся к депрессивным. Однако серьезной депрессии у него выявлено не было (его BDI составлял 12), отсутствовал и депрессивный анамнез. Его когнитивные искажения включали драматизацию, сверхобобщение, туннельное видение и навешивание ярлыков (определения себя как “неудачника” и “больше не представляющего ценности”). Кроме того, оказалось, что Эд обладал первичными схемами жестких/несбалансированных стандартов и права/эгоцентризма со вторичной схемой неразвитого “я”. Для хорошо известных спортсменов подобный паттерн не является необычным. В соответствии с этим гипнотерапевт разработал для Эда следующую гипнотическую процедуру.

Эд, когда ты оглядываешься на свою жизнь, ты видишь многое, чем можно гордиться, не правда ли? [Трюизм и “понуждение к "да"”.] Это было славное время и славная карьера, когда ты был футболистом, не так ли? [Употребление прошедшего времени подразумевает, что все перечисленное осталось в прошлом]. И теперь ты гадаешь, что делать дальше... Ты тяжело трудился ради успеха и чувствовал, что заслужил его [обращается к двум первичным схемам]... вещи, важные для тебя. Но теперь, в силу случайности, в которой ты нисколько не виноват, ты больше не можешь этим заниматься, разве не так? [Обращается к убеждению “почему я?”.] Что же теперь? Ты не знаешь. Но как ты можешь воспользоваться уже приобретенным опытом, с тем чтобы задать себе новое направление, поставить новые цели? Это почти как в туннеле... ты жил, летя сквозь туннель, четко видя в конце свою цель... но ничего не замечая вокруг. Теперь выход из туннеля перекрыт... куда тебе податься, куда обратить взор? Наверное, пора осмотреться в туннеле... но что ты в этом случае увидишь? Остановись и осмотрись в своей туннельной жизни по сторонам... (пауза). Представь, что ты там можешь увидеть — так много вещей, так много возможностей. Возьми одну или две возможности, прочно закрепи их в своем сознании, чтобы ты смог поговорить о них позже.

В этой процедуре гипнотерапевт воспользовался метафорой “туннельного видения”, чтобы помочь Эду приступить к анализу других возможностей, касающихся жизненного пути, и соответственно перенаправить его внимание. После транса Эд сообщил, что именно такой и казалась ему его жизнь: перекрытый туннель, из которого некуда деться. Кроме того, гипнотерапевт попытался поставить схемы Эда на службу изменению, вместо того чтобы попытаться их преодолеть — пример техники утилизации. При последующем обсуждении Эд сообщил, что перед ним, когда он осматривался в туннеле, возник его собственный образ в роли радио- или телекомментатора спортивных новостей. Здесь, как он подумал, он смог бы применить свои знания и талант, чтобы построить новую карьеру. На следующей сессии гипноза гипнотерапевт воспользовался техникой возрастной прогрессии, чтобы помочь Эду увидеть свою будущую карьеру спортивного комментатора.

Эд, я хочу, чтобы ты пропутешествовал во времени, в будущее, чтобы представить свою новую карьеру. Когда я буду считать, ты представишь себя путешествующим во времени; по одному месяцу на каждый счет... один, два, три... [гипнотерапевт досчитал до пятнадцати — приблизительный срок, который, по мнению Эда, понадобился бы ему для заключения контракта и получения работы]. Теперь мы перенеслись на пятнадцать месяцев в будущее. Я хочу, чтобы ты увидел себя в роли спортивного комментатора... испытывающего тот же “кайф”, то же волнение, те же приятные ощущения, что возникали, когда ты был игроком. Обрати внимание, как жадно ловит твои слова толпа, когда ты комментируешь игру [обращается к схемам]. Ты знаешь, не правда ли, что обладаешь умением сделать игру более захватывающей своим описанием... улучшить игру в глазах болельщиков. Это прекрасное чувство, не правда ли? ... знать, что ты можешь возбудить ажиотаж точно так же, как привык это делать раньше. Теперь продолжай наблюдать за собой, комментирующим игру, давая приятным ощущениям впитываться глубже и глубже в твое существо... когда ты видишь себя спортивным комментатором. Теперь увидь себя после игры, в окружении игроков, беседующим с тренером, участником этого события. Теперь дай этой сцене постепенно улетучиться из твоего сознания, но сохрани вызванные ею добрые чувства. И, когда я буду вести обратный отсчет, от пятнадцати до одного, ты будешь постепенно возвращаться в настоящее. Пятнадцать, четырнадцать, тринадцать...

В ходе этой гипнотической процедуры гипнотерапевт соединил прошлые позитивные чувства Эда, касавшиеся его спортивных способностей и восхищения его игрой болельщиками, с предполагаемой новой карьерой в качестве спортивного комментатора. Можно было надеяться, что после этого Эд сумеет приобрести эти приятные ощущения иными способами.

 

Повышение оптимизма

Оптимизм принадлежит к числу самых важных, но и менее признанных из всех возможных психологических состояний. Уровень оптимизма влияет, например, на депрессию, предпринимаемые усилия для решение проблем, личную компетентность, подверженность болезням и физическое здоровье (Walters and Havens, 1993). Однако не представляется важность оптимистического восприятия, по крайней мере в широких границах. Аллой и Абрамсон (Alloy and Abramson, 1979) обнаружили данные в пользу того, что депрессивные индивиды точнее воспринимают реальность, чем люди, неподверженные депрессии. Оптимизм, оперируя в пределах рефлекторной дуги, выступает буфером, предотвращающим депрессию (Abramson and Alloy, 1981). Религиозная вера, которую можно считать разновидностью оптимизма по отношению к конечным (эсхатологическим) событиям жизни, сопровождается большим душевным здоровьем. Она, вопреки мнению Фрейда и Эллиса, не является аспектом невроза.

Контроль над собой и обстоятельствами тоже, как оказывается, улучшает наши способности к борьбе даже в случае, если он проявляется лишь в малой степени (Walters and Havens, 1993). Я высказал предположение, что обязательность и желательность личного контроля является основным культурным убеждением в североамериканском и западноевропейском обществах (Dowd, 1989) и что те индивиды, которые не могут осуществлять контроль в его позитивной форме, склонны избирать негативную форму (Dowd, 1976). Я подозреваю, что одной из причин большинства внутренних неурядиц в различных сферах современного американского общества выступает приобретенный людьми опыт, который гласит, что они, хотя и могут оказаться не в силах произвести позитивные изменения, сумеют, по крайней мере, осуществлять негативный контроль. Последний может принимать разнообразные формы: удовольствие от подавления кого-то другого, поиск негативных сторон в каждой идее и отказ от любого сотрудничества с кем бы то ни было. Скрытое когнитивное убеждение оказывается таким: “Может быть, я не в состоянии получить то, что я хочу, но я, по крайней мере, не дам тебе получить того, чего хочешь ты\ ” Результаты этой циничной установки мы можем видеть на многих примерах, начиная от международной и внутренней политики и заканчивая супружескими и семейными отношениями, что чревато параличом общества.

Уолтере и Хэвенс (Walters and Havens, 1993) констатируют, что эффективный оптимизм основан на трех убеждениях: позитивном взгляде на себя; вере в возможность осуществлять контроль над собственной жизнью; вере в осмысленность жизни. Понятно, что эти убеждения не нуждаются в достоверности, чтобы приносить пользу, хотя в этом, наверное, заключен и недостаток. Люди, страдающие тяжелыми недугами, вряд ли уверуют в собственное здоровье, хотя они могут убедить себя в осмысленности своего страдания. Третье убеждение фактически принадлежит к области религии, хотя одна из ценностей психотерапии и состоит в том, чтобы помогать людям наполнить их жизнь смыслом (например, Clarke, 1993; Frank, 1973). Эрик Эриксон (Erickson, 1963) замечал, что индивидов, которым трудно найти смысл в жизни на ее последнем этапе, могут захлестнуть отчаяние и отвращение. Однако оптимизм возрастает в том случае, если люди думают о себе лучше, больше контролируют себя и свое окружение и убеждены, что жизнь (особенно их жизнь) имеет смысл.

В качестве примера гипнотерапии для повышения оптимизма рассмотрим случай Шерри. Теплым солнечным июньским утром 25-летняя Шерри, сильно нервничая, пришла на свою первую лечебную сессию. Одетая небрежно, она тем не менее держалась скованно, а темные тона одежды выдавали ее пессимистическое настроение. Ее волосы, туго стянутые на затылке в пучок, усугубляли напряжение, читавшееся на ее лице. Пряча глаза, она пыталась нащупать отсутствующее обручальное кольцо и мучительно подбирала слова, чтобы начать.

Натянутым голосом она рассказала о своем четырехлетнем замужестве за бывшим одноклассником, которого полюбила еще в средней школе, и рождении дочери, последовавшем через год. Ее смятение сделалось очевидным на фоне борьбы обвинения с чувством вины. Шерри расплакалась при мучительном воспоминании о вечере, когда ее муж небрежно обмолвился о своем недовольстве браком и заявил, что боль-ше не желает в нем состоять. Она со стыдом призналась в своей унизи-тельной мольбе о последнем шансе, отчаянии и чувстве опустошенно-сти, которые она испытала, когда он хладнокровно захлопнул за собой дверь.

Шерри месяцами оставалась одна, ни с кем не желая общаться. Хотя время залечило ее раны, остались душевные шрамы, к которым она не могла прикоснуться и разобраться в своих чувствах. Она сообщила о глубоком пессимизме, с которым она взирала на свои шансы привлечь другого мужчину и быть счастливой; фактически она уведомляла о своем общем пессимизме, которому предавалась сколько себя помнила. Свою будущую жизнь она рисовала одинокой.

Шерри обнаруживала три главных убеждения, разбивающихся на подгруппы.

I. Я виновата в том, что мой брак развалился.

1. Я должна была сделать моего мужа счастливым; если бы мне это удалось, он не ушел бы от меня.

2. Из-за меня он был несчастен и ушел.

3. Я была плохой женой; из меня никогда не выйдет хорошая жена.

4. У меня никогда не будет удачного замужества.

5. Я останусь одна на всю жизнь.

II. У меня ничего не выйдет ни с одним мужчиной.

1. Мужчины будут уходить от меня, потому что я не сумею сделать их счастливыми.

2. Ни один мужчина меня не полюбит.

3. Я не могу ни поверить, ни довериться ни одному мужчине.

III. Я недостаточно хороша; во мне есть какой-то изъян.

1. Я недостаточно привлекательна.

2. Я бестолкова; я дура.

3. Я неинтересна; я зануда.

У Шерри был ряд когнитивных искажений, включая персонализа-цию, драматизацию, эмоциональную аргументацию и сверхобобщение. Она обладала также несколькими ранними неадекватными схемами из области разобщения и отвержения (Young, 1994), как-то: брошенность/ непостоянство, эмоциональная депривация и дефектность/стыд. Представлялось, что все они участвуют в пессимистическом складе ее ума. Отсутствие оптимизма было свойственно для нее длительный период жизни. В соответствии с этим гипнотерапевт разработал следующую гипнотическую процедуру для повышения оптимизма Шерри.

Шерри, я знаю, что в данный момент ты полна сомнений и скверных чувств, когда думаешь о себе [узаконивает ее чувства и укрепляет терапевтическую связь]. Ты полагаешь, что никогда не привлечешь к себе другого мужчину, не так ли? [Устанавливает подтверждающий паттерн мышления путем “понуждения к "да"”.] Ты чувствуешь, что потерпела поражение, не правда ли? Может быть, ты и не привлечешь; может быть, и потерпела (пауза)... но может быть, привлечешь, и возможно, что поражения не было [отвечает на вопросы к Шерри так, как ответила бы она, затем предлагает альтернативу]. О второй возможности в эту секунду по-настоящему трудно подумать, не правда ли? Ты так сфокусирована на первой. И может быть, прямо сейчас ты даже не хочешь о ней думать. Поэтому позволь мне предложить тебе подумать о чем-нибудь другом, что могло бы помочь тебе понять... Подумай о стакане, который наполовину наполнен водой. Что с ним, он пуст наполовину (пауза) или наполовину полон? Все зависит от точки зрения, не правда ли? Если ты считаешь, что он должен быть полон, тогда он наполовину пуст. Наверное, обычно ты думаешь именно так, и ты разочарована. Но если ты посчитаешь, что он должен быть пуст, а он наполовину полон, и ты довольна. Тебе когда-нибудь приходило это в голову? Посмотри: все дело в том, чего ты ждешь и как это интерпретируешь. Что случится, если ты будешь ждать меньшего? Получишь ли ты больше? Почувствуешь ли себя счастливее? Это по-настоящему интересно, не правда ли, рассматривать возможности... Теперь позволь мне рассказать другую историю. Ты очень активная прихожанка в твоей церкви, разве нет? [Шерри с известным энтузиазмом рассказывала о своем давнем интересе к церковной жизни.] Что это означает? Как это понимать? Допустим, кто-нибудь скажет: “Шерри очень религиозная и духовная личность, и вот почему она этим занимается”. Как бы ты себя почувствовала, если бы услышала такие слова... очень неплохо, правда? Но представь, что кто-то заявит: “Шерри занялась церковными делами, потому что любит ощущать в себе власть и контроль”. Каково тебе будет услышать такое... довольно неприятно, не так ли? Но занятие-то остается одним и тем же, верно? Ты можешь знать, почему ты занимаешься каким-то делом, хотя, конечно, все мы способны обманывать себя и часто именно так и поступаем. Но откуда это известно посторонним людям? Им приходится угадывать, правда? А как им угадать, они же не читают твои мысли, верно? [Обратите внимание на повторные утверждения, укрепляющие согласие.] Поэтому им приходится довольствоваться собственным умом... если они мыслят негативно, то и события толкуют негативно... если они мыслят позитивно, то и события толкуют позитивно. Но истинным может быть как то, так и другое, по крайней мере в их головах. Поэтому, Шерри, я хочу, чтобы ты сфокусировалась на всех разных способах, которыми мы можем интерпретировать то или иное событие. Если мы объясняем его негативно, то нам плохо; если мы объясняем его позитивно, нам хорошо. Иногда бывает трудно понять, в чем подлинная “истина”, и может быть, на самом деле и не важно, в чем она, поскольку для истины существует много дорог... так много дорог. Но тебе уже известно об этом, не так ли?.. Тебе просто нужно применить свое знание [активация ее скрытого знания]. И в течение следующей недели ты сможешь использовать это знание, чтобы больше узнать о себе и о том, как ты думаешь о различных вещах.

В начале следующей сессии гипнотерапевт спросил у Шерри, чему она научилась за прошедший период времени после первой их встречи.

На самом деле не слишком важно, что запомнил клиент, но вопрос требует умственного поиска, а ответы должны быть не “истинными”, но всего лишь полезными (см. главу 10). Посредством техники утилизации все, о чем упоминает клиент, можно использовать на следующей сессии. В данном случае Шерри сообщила, что она узнала о возможности по-разному думать об одной и той же вещи (раньше такая возможность никогда не приходила в ее голову). Тогда гипнотерапевт применил следующую процедуру.

Шерри, в последнее время ты узнала важные вещи [соединение с предыдущей сессией]. Теперь я хочу, чтобы ты применила это знание, чтобы узнать больше. Ты узнала, что вещи можно видеть по-разному, думать о них по-разному. Теперь давай поразмыслим над новыми способами задуматься о твоих отношениях. Ты чувствуешь себя брошенной, одинокой, ущемленной, не так ли [обращается к РНС]? Ты чувствуешь себя в чем-то ущербной, не так ли? Но давай посмотрим на это с иной точки зрения... давай разберемся, кто одинок... ты или твой бывший муж? Кто на самом деле ущербен? Кто ущербен? Ты или он? Возможно, ущербным является именно он... в конце концов, он не смог тебя любить. Возможно, что ни с чем остался именно он... найдет ли он когда-нибудь женщину, которую полюбит? Разве ты не любила его, не ухаживала за ним? Разве это не плюс? Разве ты не можешь воспользоваться этим опытом заботы, настоящей заботы о мужчине, чтобы построить новые отношения? Наверное, ты можешь это сделать, как делала раньше... учиться их строить иначе, стараясь контролировать свои отношения, выстраивать свою заботу. И может быть, ты узнаешь... вооружившись своим новым знанием о возможности иначе смотреть на вещи... наверное, отныне ты знаешь, что если что-то случается, то это не означает, что оно случится вновь... Оно может случиться... (пауза)... или не может. Все это зависит... от многих вещей, которые меняются раз за разом и которые ты можешь проконтролировать... не идеально, но мало что бывает идеальным, правильно? И когда тебе лучше удается контроль, ты начинаешь думать о себе все лучше и лучше... и чем лучше ты о себе думаешь, тем больший ты можешь испытывать контроль. Ты можешь начать знакомство с новыми и важными способами, которыми ты можешь предпочесть воспользоваться для построения отношений с другими людьми; не позволяя отношениям случаться с тобой [обращается к схеме], но создавая их самостоятельно, с твоим новоприобретенным ощущением контроля. Подумать об этом прямо сейчас немного страшно, правда? И ты не очень понимаешь, как это сделать. Но ты можешь научиться — и ты научишься, правда?

На следующей сессии была применена гипнотическая процедура, избранная для общего поднятия уровня оптимизма и обращенная к ранним неадекватным схемам Шерри.

Шерри, я хочу, чтобы ты представила, будто я дал тебе две пары очков: розовые и темные [это метафоры, которые отсылают к распространенным культурным образам “глядеть на мир через розовые очки” и “видеть всего в черном свете”]. Я хочу, чтобы сначала ты надела темные очки... и обратила внимание, каким мрачным все выглядит вокруг и какие печаль и пессимизм ты испытываешь. Теперь надень розовые очки... и отметь, как светло вокруг и сколько в тебе радости и оптимизма. Но обстановка осталась прежней, не правда ли? Единственным различием является то, как ты на нее смотришь, сквозь какие очки. Если ты смотришь на вещи сквозь темные линзы, ты наполняешься пессимизмом... (пауза). Если ты смотришь на вещи сквозь розовые линзы, ты полна оптимизма. Все, что тебе нужно — сменить очки! И, меняя очки, ты можешь испытывать больший оптимизм в любое время, когда пожелаешь.

Эта процедура является разновидностью телескопической техники, ранее описанной в настоящем томе. Изменение глубоко укоренившегося пессимистического мировоззрения — дело нескорое и непростое. Оно требует многократного применения этой и других процедур, других форм психотерапии и различных жизненных переживаний. Однако гипнотические процедуры, подобные приведенной, могут запустить процесс изменения так, что Шерри может стать более открытой, с более оптимистическим мироощущением (см. главу 9).

 

Улучшение способности к решению проблем

Решение проблем связано с процессом, посредством которого люди познают и вырабатывают реакции на жизненные проблемы (Nezu et al., 1989). Проблемы представляют собой особые жизненные ситуации, которые требуют реакций, уже содержащихся в репертуаре индивида или выработке новых. Решением является любая преодолевающая реакция, которая ослабляет эмоциональную реакцию и/или позитивно видоизменяет саму проблемную ситуацию. Таким образом, решение проблем подразумевает создание стратегий преодоления для обнаружения и реализации широкого спектра более эффективных действий. Было показано, что эффективное решение проблем снижает депрессию (Nezu et al., 1989); кроме этого, модель применялась с целью понижения тревоги (Miner and Dowd, 1996).

Эффективное решение проблем состоит из пяти компонентов: ориентирование на проблему, определение и формулировка проблемы, выработка альтернатив, принятие решения, реализация и его верификация (Nezu et al., 1989). Первый компонент предполагает внимание к проблеме и анализ комплекса допущений и оценок, к которым прибегает индивид в связи с проблемами в жизни, его способности к их решению. Их можно определить как комплекс убеждений. Второй компонент подразумевает уточнение и постижение проблемы, включая возможную переоценку последствий ситуации для индивидуального благополучия — разновидность рефрейминга. Третий компонент (обычно известный как “мозговой штурм”) требует от индивида вырабатывания как можно большего количества решений для наращивания вероятности отыскания оптимального решения. Четвертый компонент предполагает сопоставление всех альтернативных решений и выбор “лучшего”. Пятый компонент подразумевает осуществление и мониторинг выбранного решения. Наряду с тем, что не все пять компонентов модели одинаково хорошо поддаются лечению гипнозом, первые два особенно хорошо реагируют на гипнотические интервенции. С тремя остальными можно работать при помощи стандартных психотерапевтических техник. Творческие гипнотерапевты могут, однако, опробовать гипнотические интервенции в работе с одним и более компонентами из числа трех последних.

Люди часто видят проблемы непреодолимыми, а свою способность к их решению — незначительной. Это особенно справедливо для случаев, когда люди застигнуты внезапной катастрофой, для решения которой не годятся их прежние навыки решения проблем. В этом случае первой задачей психотерапевта является помочь клиенту рассмотреть ситуацию как решаемую проблему, а не как непреодолимое событие, не поддающееся коррекции. Другими словами, важно помочь клиенту перейти от статического в'идения проблемы к динамическому видению, ориентированному на процесс. Нецу и коллеги (Nezu et al., 1989) описывают первый компонент — ориентацию на проблему — как мотивационный процесс, тогда как остальные компоненты состоят из навыков и умений. Клиент привносит в задачу по решению проблемы массу убеждений и допущений как о себе, так и о проблеме. Задача гипнотерапевта — заменить любые неадекватные когниции, которые пересекаются с эффективным решением проблем, на более адекватные. Для примера того, как это может быть сделано, мы можем рассмотреть ситуацию Маргарет.

В ожидании приема 45-летняя Маргарет наблюдала, как легкий апрельский снег в тишине заметает землю. Поскольку ее муж взял на себя обязанности главы семейства, Маргарет могла вести бесхитростное и безоблачное существование в традиционном качестве жены и матери. Их брак сохранялся и процветал двадцать лет, и каждый играл в нем свою особую семейную роль. И вдруг в результате несчастного случая на охоте Маргарет стала вдовой. Твердо намереваясь защитить и сохранить свою семью, она месяцами боролась лишь с тем, чтобы не казаться подавленной и обескровленной этой сложной и непривычной ситуацией.

Она не знала, что делать, и не выглядела способной предпринять шаги к научению. Маргарет рассматривала свою жизненную ситуацию как нечто, превосходящее ее силы.

Когнитивный анализ показал, что в состав ее убеждений входили следующие.

• Я не могу выносить эту боль.

• Мои чувства не изменятся; эта боль никогда не исчезнет.

• Я этого не переживу.

• Я всегда буду бояться.

• Никто не понимает и никого не заботит, что я чувствую.

• Жизнь жестока и несправедлива.

• Я навсегда останусь одна.

• Никто и никогда не полюбит меня снова.

• Я больше никогда и никого не полюблю.

• Мне нужен мужчина, который обо мне позаботится; я ничто без

мужчины.

• Я неудачница.

• Я не могу без него жить.

• Я не могу делать то, что делал он.

• Он был само совершенство; от меня нет никакой пользы.

• Он был сильным; я слабая.

• Все вокруг чересчур сложно для меня.

В этих убеждениях присутствует статическое, неизменное качество, которое не позволяет Маргарет увидеть какой-нибудь способ реального решения проблемы, рассматривать ее как ситуацию, которая требует решения. Казалось, что ее когнитивные искажения вращаются вокруг драматизации, дихотомического мышления, сверхобобщения и “нагнетания ужасов”. Ее ранние неадекватные схемы (Young, 1994; см. главу 5) коренились в поврежденной области автономности и представлений; первичными выступали зависимость/некомпетентность и невыраженное/неразвитое “я” при вторичной РНС поражения. В соответствии с этим гипнотерапевт разработал для Маргарет следующую гипнотическую процедуру, обращаясь к первому компоненту, ориентированию на проблему.

Маргарет, ты понесла тяжелую утрату, не правда ли? [“Понуждение к "да"” и создание терапевтического альянса.] Ты не знаешь, что делать и куда податься, верно? [Снова то же.] Иногда, когда мы не знаем, что делать, проще всего оказывается не делать ничего, правда? Бездействие не обязательно приносит нам награду, правильно? ... Но оно хотя бы позволяет избежать неправильного шага. А иногда люди... и ты можешь быть из их числа... видят вещи настолько плохими, что и представить не могут, что те когда-нибудь смогут улучшиться! [Обращается к драматизации.] А иногда люди думают... и ты можешь так думать... будто одна плохая вещь означает, что плохим будет все [обращается к сверхобобщению]. Это похоже на мир, разделенный на злое... и доброе, а в середине пусто [обращается к дихотомическому мышлению]... {пауза)... Но если ты задумаешься над этим всерьез, то сможешь обнаружить в таком образе мышления изъяны. Давай, я тебе покажу, как это делается. Представь линейный график, на котором с одного конца находится все “плохое”, а с другого — все “хорошее”. Поняла? Подними указательный палец правой [доминантной] руки, когда сделаешь... Хорошо. Теперь смотри, как плохая часть постепенно становится все меньше и не такой протяженной, приближаясь к середине. Теперь смотри, как хорошая часть становится больше и протяженнее, так что они движутся друг к другу; плохое становится меньше и отчасти хорошим, а хорошее становится меньше и отчасти плохим. По мере того как они продолжают развертываться, ты можешь увидеть, что они встречаются в середине... но как тебе быть с серединой? {Пауза.) Что тебе делать с серединой — местом, где вещи отчасти хороши и отчасти плохи... в хорошем есть нечто плохое, в плохом есть нечто хорошее? Это и вправду сбивает с толку, не так ли? Как может нечто, что-то, быть и тем и другим? Но когда ты серьезно над этим подумаешь, ты осознаешь, что таковы многие вещи, не правда ли? Может быть, ты сможешь вспомнить, как когда-то [вспоминая детство] тебе было трудно принять решение [трюизм; такое бывало со всеми нами]. Может быть, тебе было трудно принять то решение из-за внутреннего конфликта; то, чего тебе хотелось, отчасти было плохим, отчасти — хорошим. Вот почему решение трудно, правда? Если нечто было бы целиком хорошим или целиком плохим, то у нас бы вообще не возникло никаких затруднений [рефрейминг]. Мы бы точно знали, что делать. И сделали бы это. Итак, в действительности, когда ты над этим размышляешь, большинство вещей расположено посередине: это смущает, здесь трудно решать, они плохи и хороши одновременно. Поэтому, хотя непосредственно сейчас ты можешь быть одинокой, это не означает, что ты всегда будешь одна, верно? ... В точности так, как быть вместе не означает, что вы всегда будете вместе. И ты знаешь, что это не так. Таким образом, чем больше ты размышляешь над жизнью, тем больше ты способна осознать, что большинство вещей, как и на этом графике, располагается в середине — там, где все непонятнее, но зато интереснее.

Метафорический образ был использован в этом примере с целью продемонстрировать и выработать у Маргарет новый способ мышления, посредством обращения к ее дихотомическому мышлению и сверхобобщению. За многие годы Маргарет привыкла раскладывать вещи по отдельным концептуальным полочкам (еще одна возможная метафора), ей требовалось время, чтобы начать мыслить в не столь сжатых и ограниченных категориях. Здесь также могла бы оказаться полезной процедура запутывания.

Чтобы помочь Маргарет обратиться ко второму компоненту решения проблем — их определению и формулировке — гипнотерапевт применил следующую процедуру.

Коль скоро мы постепенно прояснили твои допущения насчет себя самой, которые являются частью твоей ситуации [не “проблемы”], ты можешь начать осознавать, что ты порой даже не бываешь уверена в том, что тебе нужно сделать, что тебе хочется сделать. Все это иногда походит на достаточно серьезное дело, не так ли... и никакого решения на горизонте? Итак, может статься, что первым делом нужно решить, что делать дальше... куда направиться прямо сейчас? В чем ты нуждаешься больше всего? Подумай '| о вещах, в которых ты нуждаешься в данный момент — деньгах, новом спут- \ нике, времени на детей, работе, большей уверенности в себе. И может быть, ¦, о чем-то еще, о чем-то большем. Воспользуйся моментом, чтобы определить ;,, в своем сознании: это то, чего тебе хочется, в чем ты нуждаешься. Подумай ь> о только что упомянутых мною вещах и о чем-нибудь еще... {пауза)... Вое- ^ пользуйся случаем, дай мыслям прийти в твою голову, раскрепости свое со- '' знание... {пауза}... Теперь, когда я перечислю их снова, подумай о них... и, когда я буду называть их вновь, подними указательный палец правой [до- ' минантной] руки, как только я назову самую важную. Помни, что твой бессознательный разум знает, что ему нужно, чего он хочет... ты знаешь больше, чем ты знаешь, что ты знаешь — и ты мудра в своем знании наилучшего для себя [намек на процедуру запутывания, обращается к неразвитому “я”]. Ты знаешь, что тебе нужно на глубинном уровне. Поэтому позволь своему бессознательному разуму думать, когда я назову деньги, спутника, время на детей, работу, уверенность в себе... теперь позволь мне перечислить их сно- 11 ва и дай своему указательному пальцу подняться, когда будет названо самое важное [палец поднимается на “уверенности в себе”]. Хорошо, ты определила уверенность в себе как самую важную вещь... Теперь дай своему сознанию раскрепоститься и назови первую второстепенную вещь, которую тебе хочется, которая придет тебе на ум [ранее гипнотерапевт говорил Маргарет, что она сумеет разговаривать в трансе]. Теперь назови первую вещь, которая придет тебе в голову {Маргарет называет “силу”). Хорошо, теперь давай подумаем об этих двух вещах: уверенности в себе и силе, силе и уверенности в себе. Они идут рука об руку, не так ли? Если мы начнем приобретать одно, мы можем начать приобретать и другое. Но как нам начать, как тебе начать? У тебя уже есть многое из того, в чем ты нуждаешься, ты знаешь об этом? [Игра словами.] Итак, позволь мне кое-что тебе предложить, ладно? {Маргарет согласно кивает.) Подумай о себе, стоящей одиноко, стоящей прямо. Думай о стоянии в одиночестве как о хорошем, важном... ибо только в том, чтобы стоять одиноко и прямо, мы можем по-настоящему ощутить силу и уверенность в себе [рефрейминг ее негативного чувства, по которому она навсегда останется одна, а также обращение к невыраженному “я”]. Почувствуй, как сила вливается в тебя, когда ты стоишь одна, всецело отвечая за себя, готовая встретиться с миром, встречаясь с миром, глядя миру в глаза, испытывая растущий комфорт, благодаря своему умению стоять одиноко и с чувством уверенности в себе... зная, что одно идет бок о бок с другим, одиночество и ощущение уверенности в себе, ощущение уверенности в себе и одиночество. И ты можешь испытывать это чувство силы и уверенности в себе в любое время, когда пожелаешь, стоя прямо и представляя себя стоящей в одиночестве, встречая мир с уверенностью и силой.

В этой процедуре обратите внимание, что гипнотерапевт помог Маргарет определить, с чего приступить к работе над проблемой, как расширить область ее рассмотрения, способствуя этим процессу решения. Отметьте также, как гипнотерапевт преобразовал ощущение одиночества, превратив его из проблемы в составную часть решения. Кроме того, при помощи повторов было присоединено ощущение силы, уверенности в себе, стояния прямо и стояния в одиночестве. Как многие незащищенные люди, Маргарет сутулилась. Стояние прямо — простое действие, которое она легко могла выполнить, хотя и не без некоторой тренировки. Можно постепенно стимулировать его присоединение к другим элементам.

 

Повышение межличностной эффективности

Межличностная эффективность — широкая область, которая охватывает самоуважение, позитивную самоидентичность, нахождение позитивных внутренних сил и способность к коммуникации. Как правило, рекомендуется обсудить с клиентами, в какой сфере их жизни они хотят стать более эффективными, помочь осмыслить их прошлые усилия в этих направлениях. Здесь, как и для большинства терапевтических действий, важен тщательный сбор анамнеза. Однако в данном случае он особенно важен из-за трудности сфокусировать внимание на соответствующих объектах, намеченных к изменению. Кроме того, клиенты редко обращаются за помощью, имея перед собой четкую цель повысить собственную межличностную эффективность.

В качестве примера использования гипнотерапии для повышения одного аспекта межличностной эффективности мы можем проанализировать проблему Мэтта. Вскоре после своего сорокалетия Мэтт обратился за помощью, желая разобраться с беспокойством, которое вызывалось неприятной напряженностью, в атмосфере которой он в последнее время работал. Он описал эти отношения как “натянутые” и заявил, что они мешали ему руководить людьми. В резул ь rare первичной оценки психотерапевт увидел в нем человека требовательного, лишенного гибкости и высоко чувствительного к критике. Аналогичные проблемы, возникшие на прежней работе, вынудили его уйти в надежде начать все сначала на новом месте. Однако, как обычно и бывает в таких ситуациях, он не забыл захватить на новое место себя самого, и старые проблемы всплыли вновь. Скованность и оборона, которыми отличался язык его тела, сошли на нет, как только в его сердитом тоне убавились нотки защиты и прибавилась некоторая задумчивость. Его охватила глубокая печаль, едва он признал, что не всегда был таким. С болью в голосе он рассказал о прежней работе и нескольких сослуживцах, которые без устали высмеивали его из-за его этнического происхождения. В этой отравленной атмосфере он продержался больше двух лет, пока стресс не начал сказываться на его здоровье. Он смущенно признался в тяжелой фрустрации, которую переживал в связи с собственной неспособностью быть таким сослуживцем и начальником, каким он был некогда. Он сказал, что на новом посту он не знает проблем и насмешек, с которыми сталкивался на прежнем месте; тем не менее он постоянно их ждет и потому неизменно держится настороже.

Когнитивный анализ показал наличие у Мэтта следующих убеждений.

I. Я не тот, кем был раньше.

1. Я утратил свою способность руководить.

2. Я не могу изменить себя нынешнего/свои нынешние чувства.

3. Никто меня больше не любит.

II. Я не такой, как все.

1. Я хуже других.

2. Я не вливаюсь в коллектив/я никогда не вольюсь.

3. Никто меня не любит/и не полюбит.

III. Я не могу доверять людям/сближаться с людьми.

1. Все слишком критикуют меня.

2. Я хочу, чтобы люди оставили меня в покое.

3. Я ненавижу работать с людьми.

4. Я должен нападать на окружающих, пока они не напали на меня.

У Мэтта оказались следующие когнитивные искажения: дихотомии ческое мышление, эмоциональная аргументация, навешивание ярлыков и сверхобобщение. В нем не было персонализации, так как он столкнулся с реальными оскорблениями на прошлой работе и сознавал, что не подвергается им на новом месте. С подобными ситуациями, в которых существуют реальные проблемы с окружением, всегда бывает трудно справиться психотерапевтическими методами. Мы хотим помочь клиентам научиться управлять проблемными ситуациями, но, делая так, мы не желаем оправдывать дурное поведение окружающих.

У Мэтта обнаружились две ранние неадекватные схемы, которые усугубляли его нынешние проблемы: ущербность/стыд (возможно, ответственные за его гиперчувствительность к отвержению) и, во вторую очередь, недоверие/ущерб (приводившие его к заранее недоверчивому отношению к окружающим). В случае с Мэттом для этих схем существовали реальные основания, связанные с окружением (такие, лежат, возможно, в основе большинства РНС). Но данные схемы усугубляли проблемы среды, которые, в свою очередь, несли частичную ответственность за их первоначальное возникновение. Таким образом, Мэтт угодил в порочный круг (см. главу 10), где схемы, вызванные неприятными переживаниями, в дальнейшем выступают в качестве фильтра, который действует так, что данные, подтверждающие схемы, допускаются в когнитивную систему, а данные, которые их не подтверждают, отсеиваются.

В соответствии с этим гипнотерапевт разработал для Мэтта следующую гипнотическую процедуру.

Наверное, Мэтт, за свою жизнь ты не раз видел, что люди отличаются друг от друга [трюизм]. Отличаются многим: ростом, весом, цветом волос, полом, этническим происхождением, цветом кожи — отличаются, и в то же время во многом остаются одинаковыми [гипнотерапевт перешел от тривиальных, по крайней мере по нашим культурным меркам, различий к более ярким и значительным]. Если ты и вправду повнимательнее приглядишься, то сможешь увидеть, что люди больше похожи, чем отличаются друг от друга. У нас одни надежды, одни страхи... мы все хотим добрых отношений с другими людьми, все желаем добра нашим детям. Мы все хотим преуспевать на работе. Но кое в чем мы различаемся... однако отличия — это только отличия; они не лучше и не хуже, они всего лишь отличия. Ты, например, чем-то отличаешься от меня, но ты не лучше, не хуже, ты просто другой [обращается к схеме дефектности/стыда]. Представь в своем сознании двух разных людей, стоящих рядом... никто из них не выше соседа; никто из них не ниже другого... но они рядом — разные, но равные. Поэтому ты можешь поднять голову [у Мэтта была привычка опускать глаза], зная, что ты другой и в то же время такой же. Такой же, но все-таки другой.

Чтобы обратиться к недоверию к людям, которое отражалось у Мэт-та в его РНС недоверия/ущерба, а также к его непроизвольным мыслям о невозможности впредь доверять окружающим, гипнотерапевт применил следующую процедуру.

Мэтт, мы успели обсудить, что люди в чем-то не похожи, но во многом одинаковы. Наверное, ты и сам это замечал. Ты, например, в чем-то похож на меня, а в чем-то не похож. Наверное, ты замечал и то [приступает к “побуждению сказать "да"”], что разным людям можно доверять в разной степени. Иногда нелегко сказать, кому можно довериться, а кому нет, не правда ли? Как, например, я могу доверять тебе? Наверное, ты считаешь, что я могу — но откуда мне знать? И наоборот: можешь ли ты доверять мне? И откуда Jj| тебе знать, что ты можешь? Это трудно, не правда ли, знать наверняка? '" И люди, наверное, тоже различны в своих доверчивости и надежности, разве нет? Иногда они доверяют... иногда им можно доверять... иногда они не доверяют... иногда нельзя доверять им... иногда они меняются настолько, что могут доверять, и им можно доверять... иногда они меняются так, что не могут доверять, и им нельзя доверять [полузапутывающая процедура, предполагающая непрерывное изменение, предназначенная для разрушения ригидных допущений]. Поэтому все пребывает в состоянии изменения, правда? {Пауза.) Доверять — не доверять; заслуживает доверия — не заслуживает доверия... Важно то, что люди разные, продолжают оставаться разными, по-разному... они становятся не теми, что прежде... они постоянно меняются. И чем больше ты над этим думаешь, тем глубже и глубже, постепенно эта мысль проникает в твое сознание, знакомя тебя с новыми возможностями, всегда новыми и отличными возможностями.

 

Резюме

В этой главе приведено несколько примеров гипнотических процедур, которые могут способствовать улучшению психологического функционирования психически устойчивых индивидов. К другим квазигипнотическим техникам, ^применявшимся на протяжении веков, относятся молитва и медитация. Всем нам порой бывает трудно, как правило временно, справиться с определенными аспектами нашей жизни. Наряду с тем, что гипноз не устранит и не в состоянии устранить всю боль, сопря-женную с человеческим бытием, он может ослабить ее в определенные периоды. Используя основные принципы, описанные в предложенных примерах, творческие, гипнотерапевты могут создать новые направления в работе с клиентами, отличные от тех, что были изложены в этой главе.

 


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 217. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.099 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7