Основные проблемы средневековой философии.
План.
I. Средневековье. Хронологические границы весьма неопределенны и во многом совпадают с поздним эллинизмом (1-V вв. -XV вв. н.э.). Философия средневековья развивается под определяющим воздействием христианства. Основные этапы: 1. Патристика (II-VIII вв.) – совокупность богословских, философских, социально-политических доктрин, представленных Отцами Церкви (Августин Аврелий (Блаженный), Василий Великий, Григорий Нисский). Черты: · Канонизация текстов Библии: в Новый Завет вошло только 4 текста Евангелия, послания апостолов, откровение Иоанна Богослова и др. тексты. Большое количество произведений первоначальной христианской литературы были признаны апокрифическими (не вошедшими в библейский канон). · Разработка христианской догматики (создание Символа веры, принятого на Никейском Вселенском Соборе в 325 г. и дополненного в 381 г. на Никео-Константинопольском Вселенском Соборе). · Борьба с христологическими ересями (арианством, не признающим божественную природу Христа, монофизитством, признающим только божественную природу Христа, несторианством, признающим божественную природу Христа лишь как результат духовного приобщения к Богу). · Создание комментариев к Библии, необходимых для правильного понимания Священного текста. · Опора на тексты Платона (линия мистицизма). 2. Схоластика ( IX-XV) – средневековая «школьная философия», представители которой – схоласты (Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский) – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. В схоластике философию понимают не как свободное исследование, а как обучение и преподавание (как культура школы). Схоластика как разновидность философии Средневековья представляла собой одновременно и как религия, и как форма любого иного типа мировоззрения. Одна формулировка Петра Дамиани много значит: "Философия есть служанка богословия". Черты:
2.Особенности средневековой философии: 1). Теоцентризм – такая доминанта культуры, при которой определяющей реальностью является не природа, а Бог. 2). Креационизм – идея о том, что Бог сотворил мир из ничего, и его всемогущество сохраняет, поддерживает бытие каждый миг. 3) Историчность – представление об истории как линейном и прогрессивном движении, восхождении от несовершенного «града земного» (государства, державы дьявола) к совершенному «граду Божьему» (царствию небесному, сообществу праведников) (взгляд Августина). Идея истории как последовательности событий, имеющих смысл единственных и неповторимых, - это завоевание иудео-христианской мысли, оформившейся только в средневековье. Основные проблемы средневековой философии. 3.1. Проблема человека:
3.2.Проблема соотношения знания и веры. Эта проблема стала актуальна с возникновением христианства и с последующим развитием христианской культуры и общества. Выделилось три позиции: 1). На этапе патристики существовал абсолютный приоритет веры над разумом: «Верую, ибо это абсурдно» (Тертуллиан). 2). В дальнейшем стало признаваться, что знание дополняет, укрепляет веру: «Знаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр). Философы стали заниматься доказательствами существования Бога, так как одной веры стало мало. Ансельм Кентерберийский дал свое онтологической доказательство бытия Бога:
3). На этапе схоластики произошло разделение знания и веры (возникла теория гармонии знания и веры Фомы Аквинского): знание принадлежит миру, вера – Богу. Оба метода познания (религиозное откровение, вера и рациональное обоснование) не исключают друг друга. 3.3. Спор между реалистамии номиналистами по поводу природы универсалий (общих понятий): что первично в акте сотворения мира Богом – общие понятия или единичные вещи.
Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм был осужден. Вывод: период средневековья ни в коем случае нельзя считать временем застоя и упадка философском мысли. Средневековье внесло новое представление о человеке как личности, обладающей свободой, без чего не было бы последующего развития культуры, науки, общества. Средневековая философия несла позитивный вклад в развитие гносеологии, формальной логики, обосновало необходимость изучения природы.
|