Два рода знания
Ученый спросил мудреца, как единичное сосуществует с целым и чем отлично знание о многом от знания о полноте. Мудрец ответил: «Становится разрозненное целым, когда находит средоточье и начинает действовать совместно. Лишь в средоточье множество становится действительным и важным, и полнота его тогда нам кажется простой, почти что малой, спокойною, на ближнее направленною силой, что остается внизу и близкой несущему. Поэтому, чтоб полноту постичь или о ней поведать, мне нет нужды в отдельности все знать, рассказывать, иметь, и делать.
Ибо, кто хочет войти в город, через одни пройдет ворота. Кто в колокол ударит раз, одним лишь звуком будит многие другие. Тому, кто с ветки яблоко сорвал, не нужно в суть вникать его происхожденья. Он просто держит яблоко в руке ™ и ест». Ученый возразил: «Кто хочет истины, тот каждую ее подробность знать обязан». Мудрец и это опроверг: «О старой истине известно очень много. Та истина, что путь прокладывает дальше, нова и требует отваги. Ибо исход ее, как дерево в ростке, в ней же самой сокрыт. И потому, кто действовать не смеет, желая больше знать, чем следующий позволяет шаг, тот упускает то, в чем сила. Он принимает монету за товар, а дерево за древесину». Ученый посчитал, что это только часть ответа, попросил дальнейших объяснений. Но мудрец лишь головою покачал, поскольку полнота сначала, словно бочка, молодого полная вина: оно сладко и мутно. Дать нужно время ему перебродить, пока оно прозрачным станет. Кто пьет его, не ограничившись глотком на пробу, тот, опьянев, теряет равновесье.
|