Студопедия — Структура эстетического сознания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Структура эстетического сознания

 

Эстетический вкус. Как узнать, что вкус появился: 1. человек сам может осуществлять эстетическую активность; 2. функциональная оборотная сторона – эстетическая потребность. Если хочется воспринимать мир эстетически, значит, есть эстетический вкус. Эстетический вкус оказывается ядром и психическим телом эстетического сознания. Его недостаточно для функционирования эстетического отношения к миру, это двигатель, сила, пусковой механизм эстетического отношения. Но нужны информационные, энергетические, функционально-психологические основания.

Функции вкуса: 1. онтологическая – вкус – механизм, который включает эстетическую реальность, сила, актуализирующая для человека эту реальность. 2. семиотическая функция: попав в реальность надо уметь ее читать, вкус – незримый переводчик. Происходит движение через предметность форм к смыслу их, через предметность к означаемому вкуса. 3. ценностно-интерпретационная функция вкуса – вкус – толкователь эстетической содержательности мира. Сила, осуществляющая интерпретацию – вкус. 4. оценочная функция вкуса. Вкус – механизм запуска эстетических эмоций, переживаний. Вкус работает как интуитивная сила, это мгновенное усмотрение, прочитывание.

Эстетический вкус – особая психическая способность через восприятие чувственной формы интуитивно понимать и эмоционально переживать эстетические ценности.

Существование и действование вкуса носит бессознательный характер. Главная задача эстетического воспитания – сформировать эстетический вкус, эстетическую и содержательную наполненность человека. Без вкуса для человека нет эстетической реальности. На этот механизм – вкус – наращиваются другие элементы эстетического сознания.

Эстетический вкус: в докантианской эстетике – особенность человека, позволяющая ему понимать эстетические ценности (в том числе англ. эст – Бёрк). Эстетика Канта – этапная в исследовании эстетического вкуса – это особая специфическая способность – суждение вкуса. Правильнее было бы переводить – оценочная способность. Важная способность – интуиция. Это индивидуальная способность, хотя она формируется культурой, но действует она как сугубо личностная.

Начнем с эстетической потребности, которая является одним из состояний эстетического вкуса. Потребность – нехватка, дефицит чего-то, ощущение недостачи, нужда, внутренняя необходимость чего-то. Это состояние всегда переживается человеком, ее ощущает всякий. Вкус – эстетический аппетит личности. Потребность трактуют как потребность в прекрасном, в особого рода информации. Закс – «это не точное, узкое понимание, ибо первично для человека не прекрасное, а сама эстетическая активность». Это потребность в актуализации эстетического отношения. Информационная потребность – потребность психики и деятельность на основе психики. Функциональные потребности – потребности в деятельности, активности. Когда у ребенка формируется эстетическая потребность, он уже носитель эстетического вкуса. Потребность оказывается непосредственным функциональным продолжением и обнаружением вкуса. Потребность выступает энергетическим, силовым аспектом эстетического сознания. Она стимулирует эстетическую активность, запускает работу всех элементов эстетического сознания.

3 уровня, стадии развития вкуса, это связано с тем, что это потребность в деятельности; если не удовлетворяется эстетическая потребность, эстетическая потребность – орган, который умирает в бездеятельности; если вы не идете навстречу этому зову, орган утрачивает способность деятельности, определенная духовная деградация.

0 – уровень (нулевой) – вкус во внутреннем в себе бытии – есть активное эстетическое побуждение, он просыпается. Здесь – отсутствие эстетической потребности.

1. Следующий уровень – устойчивая, регулярная, сильная эстетическая потребность – переживание готовых, известных эстетических ценностей. Вкус большинства людей – рецептивные, созерцательные отношения с миром.

Устойчивая потребность к созиданию новых ценностей, новых форм – это высший уровень – способность открывать новые ценности.

Другой срез эстетического сознания – эстетические ценности, эталоны; ценности как матрицы, определяющие отношение человека к миру. Это информационное основание эстетического освоения мира. Информационная сторона эстетического сознания. Эталоны – содержание эстетической памяти личности. Чем больше эталонов, тем больше память. Осмысленное восприятия любого объекта предполагает наличие некоего образца. Вкус начинает работать, перетасовывает эталоны. Двойственная природа эталонов. 1. Нужен некоторый предметный опыт человека: ребенок не может видеть красоты объекта, которого он никогда не видел. 2. Ценностно-смысловая сторона – эталоны маркированы в определенной значимости.

Формы бессознательного, нерефлексирированного существования, латентные психические структуры. Здесь, пожалуй, можно употребить понятие архетипа. Со временем, архетипы осознаются и существуют как представления об определенных эстетических ценностях. Здесь 2 источника: коллективная память, содержание эстетических традиций, к которым мы приобщаемся через эстетическую социализацию. Затем – личные переживания, личный чувственный опыт. Коллективные эталоны – инвариантны, личные – вариация инвариантов.

Ценностные оппозиции:

развитый вкус – неразвитый вкус – в основе оценки – богатство, разнообразие эстетических эталонов личности к множеству общественных эталонов.

хороший вкус – дурной вкус другая ценностная пара, здесь речь идет не о количестве, а о качестве. В обществе существуют разные эстетические ценности. Общество ревниво отстаивает созданную систему ценностей: здесь классовые, национальные эстетические субкультуры.

С эстетическими эталонами связаны эстетические интересы или эстетические ценностные ориентации. Интересы – структура, размыкающая эстетическое сознание человека вовне, некая система устойчивых интенций сознания, которая реализуется в стремлениях человека. Интерес к прекрасному. Эстетический интерес в содержательном плане продолжает систему эстетических эталонов, нам интересно то, что мы знаем. Интерес превращает эталон в некую цель эстетической активности. Интерес – связующий параметр эстетического отношения. Кому-то интересен мир природы, кому-то – культуры, у кого-то – художественные интересы, у кого-то – нехудожественные. Функциональное значение эстетического интереса – перевод потенциальной активности субъекта в актуальную.

2 момента всестороннего, гармонического развития личностного критерия развитости интересов:

а) универсальность интереса, полнота интереса – 1й критерий эстетической развитости.

б) взаимодействие интересов друг с другом, гармонические отношения.

Включение вкуса через потребность к эстетической активности. Эстетические интересы находят нужные объекты. Поиск ценностных эталонов и последний, четвертый, элемент, дополняющий вкус, – эстетические чувства.

Это не то же самое, что эстетические переживания, хотя они и близки, взаимооборачиваемы. Не только опознание, но и переживание ценности имеет матричную основу. Определенные способы, матрицы переживания, это и есть эстетические чувства. Вопрос о соотношении эстетических чувств и эстетических переживаний. Эстетические переживания актуальны, они существуют здесь и сейчас, они ситуативны, конкретная встреча с объектом. Эстетические чувства – субъектная возможность переживания, это определенное продолжение ипостаси эстетического вкуса. Эстетические чувства – потенциальны, они актуализируются в процессе переживания, они сверхситуативны; в этом смысле они априорные, доопытные. Переживания – сам опыт; чувства – априорная форма любого возможного опыта. Переживания конкретны, уникальны, неповторимы, единственны; а чувства носят обобщенный, инвариантный характер, в них запакованы ситуации разных переживаний. Чувства – устойчивая программа возможных эстетических переживаний. Как они существуют психологически.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технологически-расчетная часть | Анкета Ф. Татла и Л. Беккера, которая дает общее представление относительно данных ребенка.

Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 1495. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия