Накопление психологических знаний в античной философии
Античная философия возникла в первой половине VI в. до н. э. в малоазиатской части тогдашней Эллады — в Ионии, в городе Милете. Поэтому первая древнегреческая философская школа называется милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики. В своих еще наивных философских представлениях о мире милетцы опирались на более древнее мировоззрение Гомера и Гесиода, освобождая его от мифологической формы и перерабатывая в соответствии с начатками научного мышления своего времени. Работы этих первых мыслителей не дошли до нас, их философско-психологические воззрения известны нам по работам более поздних античных философов, излагавших взгляды милетцев.
Фалес (ок. 624-547 до н.э.) О происхождении мира Диоген Лаэртский: [Фалес], как [сообщают] некоторые, первый стал рассуждать о природе... Началом всех вещей он полагал воду, а космос – одушевленным и полным божественных сил. Аристотель: Из первых философов большинство полагало в виде материи единое начало всего: то, из чего все сущее состоит, из чего как первого оно рождается и в чем как последнем оно гибнет... При этом о числе и виде такого начала не все говорят одно и то же. Фалес — родоначальник этой философии — говорит, что это вода (поэтому и земля из воды появилась); сделал он это предположение, вероятно наблюдая, что все питается влагой и что сама теплота из нее рождается и ею живет... а еще потому, что семена всего [сущего] имеют влажную природу.
О душе Аристотель: Некоторые говорят, что душа размешана во Вселенной. Вероятно, исходя из этого воззрения, Фалес полагал, что все полно богов. …Припоминают, что Фалес предположил, что душа есть нечто движущее, если он действительно говорит, что камень имеет душу, потому что он двигает железо. Аэций: Фалес первый провозгласил, что природа души такова, что она находится в вечном движении или самодвижении…Согласно Фалесу, ум есть божество мироздания, все одушевлено и полно демонов. Сеида. Изречения Фалеса весьма многочисленны, среди них и общеизвестное: «Познай самого себя». Текст печатается с сокращениями по: Антология мировой философии: В 4-х т. – Т.1. Философия древности и средневековья. – Ч.1. / Редактор-составитель В.В. Соколов. – М.: Мысль, 1969. – С.268-270. .
|