Студопедия — Христианское сознание как основа средневекового менталитета
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Христианское сознание как основа средневекового менталитета






 

Главной, центральной идеей картины мира средневекового человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, была христианская идея Бога. Средневековому мировосприятию и мироощущению, основу которого составляло христианское сознание, присущи следующие черты:

"Двумирность" - восприятие и объяснение мира исходит из идеи двумирности - разделения мира на реальный и потусторонний, противопоставления в нем Бога и природы, Неба и Земли, "верха" и "низа", духа и плоти, добра и зла, вечного и временного, священного и греховного. В оценке любого явления средневековый человек исходил из принципиальной невозможности примирения противоположностей, не видел "промежуточных ступеней между абсолютным добром и абсолютным злом"

Иерархизм - согласно богоустановленному порядку мир виделся выстроенным по определенной схеме - в форме двух симметричных, сложенных основаниями пирамид. Вершина верхней - Бог, ниже апостолы, далее соответственно архангелы, ангелы, люди (среди которых "верхний" - папа, затем кардиналы, ниже епископы, аббаты, священники, карлики более низких ступеней и, наконец, простые верующие). Верхняя иерархическая вертикаль включала животных (сразу же за мирянами, затем растения, у основания верхнего ряда находилась земля). Далее шло как бы негативное отражение небесной и земной иерархии по мере нарастания зла и приближения к Сатане.
Иерархическая организация церкви оказала влияние на формирование социальной структуры средневекового общества. Подобно девяти чинам ангельским, образующим три иерархические триады (сверху вниз) - серафимы, херувимы, престолы; господства, власти; ангелы - и на земле существуют три сословия - духовенство, рыцарство, народ, причем каждое из них имеет собственную иерархическую вертикаль (вплоть до "жена - вассал мужа", но одновременно - "сеньор домашних животных" и т.д.). Таким образом, социальная структура общества воспринималась средневековым человеком как соответствующая иерархической логике построения мира небесного.

Символизм. Огромную роль в картине мира средневекового человека играл символ. Иносказание было привычной формой существования смысла для средневекового человека. Все так или иначе было знаком, все предметы - лишь знаки сущностей. Сущность не требует предметного выражения и может явиться созерцающему ее непосредственно. Сама Библия была наполнена тайными символами, скрывающими истинный смысл. Средневековый человек рассматривал окружающий его мир как систему символов, правильно истолковав которые, можно постичь божественный смысл. Церковь учила, что высшее знание открывается не в понятиях, а в образах и символах. Мышление символами позволяло найти истину. Главным методом познания становилось постижение смысла символов. Символично было само слово. (Слово было универсальным, с его помощью можно было объяснить весь мир.) Символ был универсальной категорией. Мыслить и означало - обнаруживать тайный смысл. В любом событии, предмете, явлении природы средневековый человек мог увидеть знамение - символ, ибо весь мир символичен - природа, животные, растения, минералы и т.д. Глубоко символичный менталитет средневекового человека определил и многие особенности художественной культуры средневековья, и прежде всего - ее символичность. Символичен весь образный строй средневекового искусства - литературы, архитектуры, скульптуры, живописи, театра. Глубоко символична церковная музыка, сама литургия.

Универсализм. Мировосприятие средневекового человека отличалось универсализмом. В основе средневекового универсализма - идея Бога как носителя универсального, всеобщего начала. Духовный универсализм христианства сформировал духовную общность людей - единоверцев. Христианство утверждало универсальность человека, трактуя его, как уже отмечалось, вне зависимости от этнической принадлежности и социального статуса как земное воплощение Бога, призванное стремиться к духовному совершенству (хотя идея эта находилась в глубоком противоречии с сословной структурой общества). Идея религиозного единства мира, преобладание универсального над индивидуальным, преходящим играла огромную роль в картине мира средневекового человека. Вплоть до позднего средневековья доминирующим было стремление к общему, типичному, принципиальный отказ от индивидуального, главным для средневекового человека была его типичность, его универсальность. Средневековый человек отождествлял себя с какой-либо моделью или образом, взятым из древних текстов - библейских, отцов церкви и т.д.

Целостность. Мировосприятие средневекового человека отличалось целостностью. Все области знания - наука, философия, эстетическая мысль и т.д. - представляли собой нерасчленимое единство, т.к. все вопросы решались ими с позиций центральной идеи картины мира средневекового человека - идеи Бога. Философия и эстетика ставили целью постижение Бога, история рассматривалась как осуществление планов Творца. Сам человек осознавал себя только в христианских образах. Целостный охват всего сущего, характерный для средневековой ментальности, выразился в том, что уже в период раннего средневековья культура тяготела к энциклопедизму, универсальности знания, что нашло отражение в создании обширнейших энциклопедий. Энциклопедии или энциклопедические своды (суммы) не просто давали читателю сумму знаний, а должны были доказывать единство мира как Божьего создания. В них содержались всеохватывающие сведения по различным отраслям знаний. К энциклопедичности тяготела и средневековая литература - здесь и многочисленные житийные своды, сборники сентенций и знаменитый "Роман о Лисе" - своеобразная энциклопедия басен о животных, и другие памятники. Крупнейший богослов средневековья Фома Аквинский (XIII в.) в двух колоссальных трудах "Сумма истины католической веры против язычников" и особенно в "Сумме теологии" создал поражающую своей грандиозностью и широтою охвата всего сущего картину мира от бездны ада до божественного мира. Стремление к универсальности знания закреплено в названии центров развития средневековой научной мысли и образования - университетах.

Дидактизм мышления. Средневековый человек был расположен видеть нравственный смысл во всем - природе, истории, литературе, искусстве, быту. Нравственная оценка ожидалась как необходимое завершение, как справедливое воздаяние за добро и зло, как нравственный урок, назидательная мораль. Отсюда такая открытость средневекового искусства и литературы моральным выводам.

Историзм миросозерцания. История как наука в эпоху средневековья не существовала, она была существенной частью миросозерцания, что было обусловлено ее христианским пониманием. Бытие человека разворачивается во времени, начиная с акта творения, затем грехопадения человека и кончая вторым пришествием Христа и Страшным судом, когда и осуществится цель истории. Христианскому пониманию истории присуща идея духовного прогресса, направленного движения истории человечества от грехопадения к спасению, утверждению царства Божьего на земле. Идея духовного прогресса стимулировала направленность на новизну в период зрелого средневековья, когда рост городов и развитие товарно-денежных отношений обусловили новый этап в развитии средневековой культуры.

 

Богословие. Еретизм. В иерархии сфер средневековой культуры бесспорное лидерство имело богословие (теология), в рамках кт осуществлялись распространение идеи христианства, воспитание священнослужителей, разработка эффективных методов воздействия на чел-ка. Теология сыграла не последнюю роль в защите официальной церковной доктрины в области догматики и культа от многочисленных ересей (от греч. особое вероучение), возникновение кт относится ко времени Раннего Средневековья.

Еретические движения классического средневековья носили ярко выраженный сословный характер, выступали против церковного землевладения, церковной десятины и т.п., проповедовали философию аскетизма.

Римско-католическая церковь с момента своего оформления активно боролась с распространением ересей. Среди различных методов борьбы с ними в период Классического Средневековья наибольшее распространение получила инквизиция (от лат. розыск), действовавшая с 13 в. как регулярный церковный суд. Террор инквизиции был направлен не только против еретиков, но и против различных проявлений вольнодумства, колдовства, знахарства и т.п. итогом тайного дознания с применением пыток в застенках инквизиции стали не менее устрашающие публичные казни, сожжения еретиков (аутодафе, букв. акт веры). интересно отметить, что расходы по содержанию этого репрессивного органа церкви покрывались из сумм, конфискованных у еретиков. Наряду с традиционными источниками пополнения церковной казны, широкой коммерческой, общеэкономической деят-ю, значительное распространение получает продажа индульгенций (от лат. милость). Это грамоты об отпущении грехов, как уже совершенных, так и предполагаемых. Цена индульгенции зависела от тяжести совершенного преступления, зависело также и от срока действия. По сути, церковь, призванная стоять на страже христианской морали, в действительности поощряла преступления, что не могло не вызвать роста возмущения, в частности, распространения еретического движения.

 

Философия. Заметное место в иерархии сфер средневековой культуры занимала философия. Она являлась первой «служанкой» богословия. Главной ее задачей относительно религии было предоставлять доказательства истинности христианской веры. Самое веское доказательство существования Бога представил Томас Аквинат (1225-1274), доминиканский монах, объявленный католической церковью во 2 пол. 19 в. непререкаемым авторитетом в области богословия, философии, истории. Т.Аквинат утверждал, что в поисках причин всех явлений человеческий разум неизбежно должен прийти к идее верховной причины всех явлений и процессов (Богу).

Институт монашества. Огромную роль в распространении религиозного мировоззрения как на Западе, так и Востоке, играл институт монашества. Максимально приближенная к христианскому идеалу аскетизма, самоотреченной любви к Всевышнему и ближнему позволила превратить монастыри в подлинные центры средневековой культурной жизни, образования, воспитания, науки. Например, еще в период Раннего Средневековья, в 529 г. Бенедикт Нурсийский основал католический монашеский орден в Монтекассино (Италия), по образцу монастырей на Востоке, поставив задачу накопления знаний и развития науки. Монахи бенедиктинских монастырей вскоре стали известны как искусные врачеватели и фармацевты, научившиеся выращивать лекарственные растения и изготавливать лекарственные средства. На рубеже 7-8 вв. англосаксонский летописей Беда Достопочтенный (672-755) произвел расчет церковного календаря, связанного с периодичностью астрономических явлений. В нач. 13 в. возникли нищие монашеские ордена, члены кт в поисках хлеба бродили по городам и селам, оказывая влияние на народную культуру.

Средневековое мировоззрение реализовывалось и в системе образования, кт, прежде всего, выступало как образование религиозное. Ученики читали и комментировали Библию и труды отцов церкви в приходских монастырских школах.

Школы, кт находились в руках церкви в 5-9 вв. играли главную роль в становлении системы образования. Целью школ была подготовка служителей церкви, кт составляла программы обучения и осуществляла отбор учащихся. Наряду с изучением богословских наук в церковных школах сохранились предметы, доставшиеся ей в наследство от античной системы светского образования: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Параллельно с этими школами церковь открывала «внешние» школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры; там также доминировали богословские знания.

В 1088 г. на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет (от лат. совокупность, общность). В 12-13 вв. возникают университеты в др. странах Зап.Европы. В Англии первым был университет в Оксфорже (1167), 2-м – университет в Кембридже (1209). Первый университет Франции был основан в Париже (1160). Это был типичный средневековый университет, где преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты со всей Европы. В Парижском университете имелось 4 факультета: общеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавались 7 свободных искусств) и богословский, медицинский, юридический (старший факультет, куда принимались студенты, окончившие общеобразовательный факультет). В 15 в., когда в Европе насчитывалось уже 65 университетов, в них кроме богословия изучали право, медицину, искусство, а в дальнейшем – и естественные науки.

 

Искусство и архитектура. Художественное творчество Средневековья также испытало сильнейшее влияние церкви. Средневековый художник был призван отображать лишь совершенство миропорядка, строго следуя церковным канонам. Характерно в этой связи распространенное название художника – геометр, кт лишь в 15 в. было заменено на аджест (художник). В западноевропейском искусстве раннего Средневековья господствовал романский стиль (10-12 вв.). Его принято считать первым архитектурным каноном европейского Средневековья. Сам термин был введен в научный оборот в нач. 19 в. французскими археологами, кт увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками, элементами украшений и т.д. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен. Характерными образцами романской архитектуры явл-ся собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале, соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия) и др.

Синтез романского художественного наследия и христианских основ европейского искусства в зодчестве порождает готический стиль. Его расцвет относится к 13-15 вв. В отличие от суровых, монолитных, внушительных романских храмов готические соборы украшены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышаются на 150 м. шедеврами это стиля явл-ся собор Парижской Богоматери, Реймсский и Кельнский соборы. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью. Готика символизирует смещение культурного центра из уединенных монастырей в шумные кварталы средневекового города, духовным центром становится собор. На смену культуре монастырей приходит культура соборов.

В 14 в. возникает новая техника – пламенеющая готика, для кт было характерно украшение здания каменным кружевом, т.е. тончайшей резьбой по камню. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах Амбере, Амьене, Аласоне, Корби (Франция).

В духовной культуре средневековой Европы достаточно сложными и противоречивыми были положение и роль искусства (взаимоотношения с христианской идеологией, кт отвергала идеалы, воодушевлявшие художников – радость бытия, чувственность, телесность, воспевание чел-ка); разрушалась античная гармония тела и духа. Главное внимание художники Средневековья уделяли миру потустороннему, божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения чел-ка к Богу.

Изобразительные виды искусства являлись главным языком христианства, поскольку непосредственное обращение к Библии (ее перевод с латинского появился лишь в 16 в.) подавляющему большинству было недоступно. Основным жанром была иконопись, кт выступала как немая проповедь. При помощи икон устанавливалась эмоциональная связь с Богом, доступная неграмотным массам. Изображения должны были восприниматься как воплощение божественного, показывать мировую скорбь Бога о своих грешных и страдающих детях.

 

Литература. Средневековая лит-ра также носила религиозный характер. В ней преобладали произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, кт были написаны на латинском языке. Светская лит-ра выступала не отражением действительности, а воплощением идеальных представлений о чел-ке и его жизни. Основными литературными формами были: героический эпос, лирика, романы. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалов. Например, в немецкой эпической поэме «Песнь о Нибелунгах» герой Зигфрид побеждает темные силы. Высокого развития достигает устная поэзия. Ее лучшими образцами явл-ся произведения героического эпоса Англии и Скандинавии. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии «Поэма о Беовульфе», созданная ок. 700 г., повествующая о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного витязя.

Памятник скандинавского эпоса – «Старшая Эдда» представляет сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях.

Весьма важный элемент устного творчества – саги, сохранившие память народа о действительных исторических событиях. («Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле» и др.)

Еще одно крупное направление художественного творчества – рыцарская лит-ра, получившая повсеместное развитие в период Классического Средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Она повествовала о войнах, вассальном служении Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. наиболее известны: французская поэма 12 в. «Песнь о Роланде» прославляются подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля, рыцарский стихотворный роман «Тристан и Изольда» (Германия), «Песнь о моем Сиде» и «Родриго» (Испания). Рыцарская лирическая лит-ра была особым явлением, Средневековья. Она воспевала образцы верности прекрасной даме, ради кт рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. В этих произведениях исп-ся разговорный, живой язык. Поэты-певцы, воспевавшие приключения, любовь, победы, в Германии назывались миннезингерами, на юге Франции - трубадурами (провансальские авторы песен и стихов в 11-13 вв.), а на севере страны – труверами.

В 12-13 вв. в Западной Европе во время всплеска вольнодумной, антиаскетической и антицерковной культуры бродячие нищие студенты, школяры – ваганты (с фр.- бродячий) исполняли пародийные, любовные и застольные песни. Это было значительное явление в литературе.

Городская культура. С развитием городской культуры связано творчество жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия), кт выступали в 11-12 вв. на площадях городов как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Среди шпильманов (букв. игрец) можно было встретить и небогатого рыцаря, и школяра. Церковь, как и светская власть, преследовала шпильманов. Например, по судебнику шпильманы, как преступники, стоят вне закона. Тот, кто становился шпильманом лишался наследства. Но после 12 в. среди шпильманов стали появляться странствующие клирики.

Театр. Одной из основных форм театрального искусства был церковный театр. С 11 в. во время литургии в храмах стали разыгрываться драматические религиозные сценки, основанные на библейской сюжете, называемые мистериями. В 13 в. эти действа стали выноситься на площади перед храмом. Участники представлений были горожане. По ходу представления появились различные импровизации, включавшие сценки из обыденной жизни, кт получили название фарс. Позднее фарсом стали называть самостоятельную форму средневекового сатирического, юмористического, персонажи кт представляли определенные социальные типы.

Одновременно широкое распространение с 13 в. получает особый жанр драмы в стихах – моралите, назидательной аллегорической пьесы, персонажи кт были олицетворением добродетелей и пороков.

Подводя итоги всему сказанному, важно подчеркнуть, что средневековая культура отражала идеи теоцентризма и креационизма. Для культуры Средних веков характерен также догматизм, идейная нетерпимость, страдальческое отречение от мира и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира в соответствии с идеей (крестовые походы). Эпоха Средневековья не может рассматриваться как период провала в развитии западноевропейской культуры от античности к Новому времени. Также нельзя смотреть на средние века как на период своеобразного застоя. Более правомерно утверждать, что именно в это время сложились важнейшие черты западноевропейского христианского типа культуры.

Уже в 14 в. в культурной жизни европейских стран возникают новые тенденции, проявляющиеся в усилении интереса к человеческой личности, реалистическому отображению действительности. Особенно эти тенденции стали заметны в культуре средневековой Италии. Приближался новый этап в культурном развитии Западной Европы – Ренессанс.

 

 







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 1310. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия