Требования к результатам освоения программы
В процессе изучения данной дисциплины студенты должны: 1. Понимать пути развития ДРЛ X – ХVII вв.: знать этапы ее развития особенности культурных и литературных стилей эпохи; 2. Иметь целостное представление об особенностях жанровой системы ДРЛ; 3. Уметь анализировать произведение ДРЛ, учитывая специфику художественного метода и стиля. Общий объем дисциплины:
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Разделы дисциплины и виды занятий Содержание разделов дисциплины Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины 1. Основные этапы развития древнерусской литературы. Возникновение ДРЛ (понятия литературная трансплантация, литература-посредница, источники). Периодизация. Основные особенности поэтики. Основные особенности поэтики древнерусской литературы. (анонимность, ансамблевость, синкретичность, историзм, анфиладность, тавтологичность, этикетность, церемониальность, эмблематичность и орнаментальность, молитвословность). 2. Система жанров древнерусской литературы. Иерархия жанров древнерусской литературы. Церковные и светские жанры. Эволюция жанровой системы древнерусской литературы (секуляризация жанров). Особенности жанра жития первых русских святых. «Сказание о Борисе и Глебе»,«Житие Феодосия Печерского».Ораторские и учительные жанры. «Поучение» Владимира Мономаха. (Своеобразие этических взглядов Мономаха, поэтика его произведений. Письмо, поучение, автобиография). 3. Стиль монументального историзма в литературе периода Киевской Руси. Определенный литературный принцип изображения действительности, выработанный уже в XI-XIII вв. и получивший у исследовавшего его Д. С. Лихачева название «стиля монументального историзма». Монументальный историзм пронизывает в культуре Киевской Руси; его отражение в литературе. Историзм. Панорамное зрение. 4. «Повесть временных лет» как литературный памятник XII века. Генезис «Повести временных лет». Гипотезы А.А.Шахматова, В.М.Истрина, Д.С.Лихачева, Б.А.Рыбакова. Исторические и литературные источники «Повести временных лет». Композиция «Повести временных лет». Погодный принцип повествования. Типы летописного повествования и стили «Повести временных лет». Стилевое строение текста. Особенности мировоззрения летописца; летописное время. Философия истории летописца. 5. Поэтика «Слова о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» и русская культура XII века. Система образов «Слова о полку Игореве». Символическая образность «Слова…». Образ русской земли в «Слове…». Проблема жанра «Слова о полку Игореве». Проблема автора «Слова о полку Игореве». «Слово…» как памятник стиля монументального историзма. 6. Творчество Епифания Премудрого в контексте эмоционально-экспрессивного стиля: «Житие Стефана Пермского»; «Житие Сергия Радонежского». Общая характеристика эпохи русского Предвозрождения. Отражение идеи «Москва — третий Рим» в древнерусской литературе. Второе южно-славянское влияние и стиль «плетения словес» и в литературе Древней Руси. 7. Литература конца XVI – начала XVII в. Литература конца XVI – XVII вв. (открытие внесословной ценности человека, «открытие характера», трансформация жанров, сатира, демократическая литература, барочная лирика и драматургия).«Житие протопопа Аввакума» как автобиографический роман. Общая характеристика литературы «смутного времени». Общая характеристика литературы периода Раскола. Появление вымысла в литературе. Сатирические повести. «Повесть о Фоме и Ерёме», «Лечебник на иноземцев». «Повесть о Фроле Скобееве». «Повесть о Горе-Злочастии». Аввакум Петров и его роль в Расколе. История создания «Жития…» и его литературная история. Сюжет и композиция «Жития…». Проблема жанра «Жития протопопа Аввакума.
|