Модуль 1. Тема 3. Формирование жанров жития, проповеди и хождения в русской литературе
Тема 3. Формирование жанров жития, проповеди и хождения в русской литературе Становление жития как движение к византийскому канону. Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси: совмещение житийных и летописных элементов. Отсутствие ряда канонических элементов: нет судьбы, нет подвига, отделенного от смерти и пр. Черты жанра мортирия в Сказании. Сказание о Борисе и Глебе, канонические элементы: развернутое повествование, вступление (хоть и неканоническое), часть чудес и т.д. Отличия от византийского канона. Чтение о Борисе и Глебе Нестора как каноническое житие. Причины его непопулярности. Житие Феодосия Печерского как удачное каноническое житие. Национальное своеобразие русских житий: психологизм, бытовая детализация, политический ракурс. Проповедь как наиболее свободный жанр средневековой литературы. Отражение личности проповедников в тексте проповеди. «Простота» Луки Жидяты, полемический задор Феодосия, философичность Илариона, эмоциональность Кирила. Художественные средства, используемые проповедниками: риторическая амплификация (Кирил), параллелизм и антитеза (Иларион). Причины создания жанра хождения игуменом Даниилом. Структура произведения в целом и каждой главы в связи с задачами, стоявшими перед автором. Отличие хожений от европейских жанров (путешествия, паломничества и пр.). Образ автора. Специфика отражения стиля монументального историзма в каждом из рассмотренных жанров.
|