Студопедия — Древнехристианская книжность на Руси, библейские канонические книги и апокрифы.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Древнехристианская книжность на Руси, библейские канонические книги и апокрифы.






Апокрифы “книги не для всех”, тайные книги, потому что книги ложные, не признанные церковью. Есть сказание среди апокрифов о сотворении Адама (IV в.) – описывается, как Бог сотворил человека из 8 частей. Для апокрифа характерно обилие чудес, фантастики. Апокрифы для людей, кто размышляет. Характерна примитивизация. Апокрифы – книги запрещенных индексов, хотя написаны на библейские и евангельские сюжеты. Они были ярче, конкретнее, интереснее, привлекали внимание. Ложно в апокрифах: 1) как слишком конкретно изображается человек, языческая конкретика; 2) вид творца – умелый, мастеровитый старичок, ругающийся с дьяволом, приземленный образ; 3) идея о том, что в создании человека принимает участие не только Бог, но и дьявол: Бог создает душу, дьявол - тело). Апокрифы – легендарно-религиозные произведения. Они создавались до христианских времён и в первые времена христианской эпохи. Апокрифы опираются на легенды и предания др. времён, т.е. опираются на более древнюю культуру и связано с: 1)фольклором; 2) античной культурой; 3) древнееврейской культурой. В 4 в. на вселенском соборе были классифицированы священные книги на канонические и неканонические (отречённые). Апокрифы были отнесены к неканоническим, как к лит-ре еретической. Ересь- оппозиционные крестнические течения. На Руси апокрифы бытовали с 10-13 вв. Они делятся на: 1) ветхозаветные (легенды о сотворении мира, об Адаме, о12 патриархах,) 2) Новозаветные (О Христе). 3) Апокрифические евангелия (евангелие от Никадина; от Фомы; от Иакова; от Иуды); 4) Эсхатологические. О потусторонней жизни (хождение Богородицы по мукам; о страшном суде). Т. о. тематические апокрифы близки к религиозным каноническим текстом, но в трактовке событий или персонажей расходятся с каноном. Апокрифы всегда были интересны т.к. они связаны: 1)хождениями, мучениями, искушениями, откровениями, деяниями; 2) Они часто передавались из уст в уста, т.е. апокрифический текст воздействовал на чувства и исключал богословные длинные рассуждения. Древнехристианская книжность на Руси. Принятие Русью христианства должно было сопровождаться притоком на Русь книжности, уяснявшей и развивавшей его основные религиозные положения. Прогрессивное значение крещения Руси как раз определялось приобщением её к христианской книжности, явившейся продуктом более высокой культуры, чем культура языческая. Христианская книжность на первых порах не только расширяла умственный горизонт древнерусского писателя и читателя, но и знакомила его с новыми общественными и нравственными понятиями, содействовала усвоению более передовых форм гражданского общежития. Вместе с тем она пополняла тот запас средств словесного выражения, который уже имелся в русском языке. Языческая Русь, точно так же как и другие страны, только что приобщившиеся к христианству, должна была прежде всего воспользоваться главнейшими, давно уже выработанными и устоявшимися видами церковно-христианской литературы, без которой невозможны были укоренение и пропаганда нового вероучения и нового мировоззрения. Таковы были библейские книги Ветхого и Нового заветов и примыкавшие к ним апокрифические сказания, произведения житийной («агиографической») литературы, религиозно окрашенные исторические хроники, излагавшие исторические факты в свете церковно-христианской идеологии, сочинения по вопросам миротворения и устройства Вселенной, трактовавшимся в духе той же идеологии, сочинения «отцов церкви», посвященные вопросам христианской догматики и морали, и др. По своему происхождению это была в основном литература, созданная или оформившаяся в Византии и в переводах распространявшаяся на Руси, как она распространялась и в других странах средневековой Европы. Русская литература не могла не воспользоваться опытом старшей по возрасту христианской литературы, и сама по себе способность новообращённой Руси к широкому и очень быстрому освоению византийской книжности, а также живой интерес к ней — непререкаемое свидетельство высоты культурного уровня древней Руси.

5. ПВЛ: худ. своеобразие, значение: Художественное своеобразие:1)Сюжетная занимательность; 2) Присутствие коротких живых диалогов; 3)Присутствие психологических сцен; 4)Панорамное зрение, взгляд с больш. удаления; церимониальность, наличие шаблонных, стереотипных сюжетов, образов, метафор. Они рассчитаны на узнавание. Показана стандартная модель поведения, мышления. Значение:1) Является архивом погибших для нас произведений;2) Летопись- это особое назидание, урок нам; 3) Источник сюжетов, образов, крылатых выражений; 4) Основа написания общерусской истории. ПВЛ сыграла важную роль в развитии областных летописей и в создании общерусских летописных сводов 15-16 вв.: она неизменно включалась в состав этих летописей, открывая историю Новгорода, Твери, Пскова, а затем историю Москвы, Московского гос-ва. В лит-ре 18-19 вв. ПВЛ служила источником поэтических сюжетов и образов (Я.Б. Княжнин свою трагедию «Вадим Новгородский» строит на мат-ле летописи. Большое место занимают образы Владимира, Олега в романтических «Думах» Рылеева. Поэтичность летописных сказаний прекрасно почувствовал, понял и передал А. С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге». И в наши дни повесть не потеряла своего большого не только историко-познавательного, но и воспитательного значения. Она продолжает служить воспитанию благородных патриотических чувств, учит глубокому уважению к славному историческому прошлому нашего народа.

 

7. ПВЛ как лит-ый памятник. Её состав, редакции и источники. ПВЛ- выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший становление древнерусского гос-ва, его политический и культурный расцвет, а так же начавшийся процесс феодального дробления. Созданная в первые десятилетия 12 в.она дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них —Лаврентьевская летопись — 1377 г., Ипать­евская, относящаяся к 20-м годам XV в., и Первая Новгородская летопись 30-х годов XIV в. В Лаврентьевской летописи «Повесть временных лет» продолжена северорусской Суздальской летописью, доведенной до 1305 г., а Ипать­евская летопись помимо «Повести временных лет» содержит летопись Киевскую и Галицко-Волынскую, доведенную до 1292 г. Все последующие летописные своды XV—XVI вв. непременно включали в свой состав «Повесть временных лет», подвергая ее редак­ционной и стилистической переработке.

В число материалов для «ПВЛ» входили византийские хроники, тексты договоров Руси с Византией, памятники переводной и древнерусской литературы, устные предания. Источники повести: летописные своды, хроники (Георгий Амартов), фольклор. «ПВЛ» использовала и письменные источники, русские и иноземные. Например, Хроника Георгия Амартола, мораво-паннонский источник, житие Василия Нового, греческий источник.
Русские источники «ПВЛ»: фольклор, воинские повести, монастырские сказания, жития (Борис и Глеб), поучения, легенды. Формирование летописи. ГипотезаШахматоваА. А. Шахматову, выдающемуся русскому филологу, в начале нынешнего столетия удалось создать наиболее ценную научную гипотезу о составе, источниках и редакциях «Повести временных лет». При разработке своей гипотезы А. А. Шахматов применил сравнительно-исторический метод филологического изучения текста. В 1039 г. в Киеве учредили митрополию - самостоятельную цер­ковную организацию. При дворе митрополита был создан «Древней­ший Киевский свод», доведенный до 1037 г. Этот свод, предполагал А. А. Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. В Новгороде в 1036 г. создается Новгородская летопись, на ее основе и на основе «Древнейшего Киевского свода» в 1050 г. возникает «Древний Новгородский свод». В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, ис­пользуя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод», куда включил также записи исторических событий, происшедших после смерти Ярослава Мудрого (1054). На основании «Первого Киево-Печерского свода» и «Древнего Новгородского свода» 1050 г. создается в 1095 г. «Второй Киево-Печерский свод», или, как его сначала назвал Шахматов, «Начальный свод». Автор «Второго Киево-Печерского свода» дополнил свои источ­ники материалами греческого хронографа, Паремийника, устными рассказами Яна Вышатича и житием Антония Печерского. «Второй Киево-Печерский свод» и послужил основой «Повести временных лет», первая редакция которой была создана в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая редакция — игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 г. и третья — неизвестным автором —духовником князя Мстислава Владимировича. Первая редакция ( Выдубецкий монастырь) «Повести временных лет» Нестора основное внимание в повествовании об исторических событиях конца XI — начала XII в. уделяла великому киевскому князю Святополку Изяславичу, умершему в 1113 г. Владимир Мономах, став после смерти Святополка великим киевским князем, передал ведение летописи в свой вотчинный Выдубицкий монастырь. Здесь игумен Сильвестр и осуществил редакторскую переработку текста Нестора, выдвинув на первый план фигуру Владимира Мономаха. Несохранившййся текст первой Несторовой редакции «Повести временных лет» А. А. Шахма­тов реконструирует в своей работе «Повесть временных лет». Вторую редакцию, по мнению ученого, лучше всего сохранила Лав­рентьевская летопись (Выдубецкий монастырь), а третью — Ипатьевская. (В Киево-Печерском монастыре). Гипотеза А. А. Шахматова пока остается гипотезой. Так же есть ещё гепотизы Лихачёва и Рыбакова.

 

8.Летописное время. Концепция Лихачёва, своеобразие композиции. Летописи, исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Летописи — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Летописи свидетельствуют о высоком патриотическом сознании русского народа в XI-XVII вв. Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Хожение за три моря” Афанасия Никитина и др. Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, — “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора — монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд ок. 1113. В Киеве в XII в. летописание велось в Киево-Печерском и Выдубицком Михайловском монастырях, а также при княжеском дворе. Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из “Повести временных лет”, продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской летописи (кончая 1289-92). Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается “Повестью временных лет”, продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305. Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах. Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания. В XIV-XV вв. оно вновь развивается. Крупнейшими центрами летописания являлись Новгород, Псков, Ростов, Тверь, Москва. В летописных сводах отражались гл. образом события местного значения (рождение и смерть князей, военные походы, битвы и т.д.), церковные (поставление и смерть епископов). Новые явления в летописании отмечаются в XV в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве. Политика московских вел. князей нашла свое отражение в общерусских летописных сводах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись. В XVII в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. Слово “летопись” продолжает употребляться по традиции даже для таких произведений, которые слабо напоминают Летописи прежнего времени. Концепция: Интересные уточнения гипотезы А.А.Шахматова сделаны советским исследователем Д.С.Лихачевым. Он отверг возможность существования в 1039г. Древнейшего Киевского свода и связал историю возникновения летописания с конкретной борьбой, которую вело Киевское государство в 30-50 годах 11 столетия против политических и религиозных притязаний Византийской империи. Византия стремилась превратить церковь в свою политическую агентуру, что угрожало самостоятельности Русского государства. Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в сере дине 11 века. Политическая борьба Руси с Византией переходит в открытое вооруженное столкновение: в 1050г. Ярослав посылает войска на Константинополь во главе со своим сыном Владимиром. Хотя поход Владимира закончился поражением, Ярослав в 1051г. возводит на митрополичий престол русского священника Иллариона. Это еще больше укрепило и сплотило русское государство. Исследователь предполагает, что в 30-40 годы в 11 веке по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христьянства. Этот цикл послужил будущей основой летописи. Д.С.Лихачев предполагает, что " Сказания о первоначальном распространении христьянства на Руси " были записаны книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Очевидно, под влиянием пасхальных хронологических таблиц-пасхалий, составляющихся в монастыре. Никон предал своему повествованию форму погодных записей - по ~ летам ~. В созданный около 1073г. пер вый Киевско-Печерский свод Никон включил большое количество сказаний о первых русских, их многочисленных походах на Царьград. Благодаря этому свод 1073г. приобрел еще более антивизантийскую направленность. В " Сказаниях о распространении христьянства " Никон придал летописи политическую остроту. Таким образом первый Киево-Печерский свод явился выразителем народных идей. После смерти Никона работы над летописью непрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря и в 1095 году появился второй Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печерский свод продолжал пропаганду идей единства русской земли, начатую Никоном. В этом своде также резко осуждаются княжеские междоусобице. Далее в интересах Святополка на основа второго Киево-Печерского свода Нестером создается первая редакция " Повести временных лет ". При Владимире Мономахе, игумен Сильвестр по поручению великого князя в 1116 году составляет вторую редакцию " Повести временных лет ". Эта редакция дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году в Выдубицком монастыре неизвестным автором была создана третья редакция " Повести временных лет ". Она была доведена до 1117г. Эта редакция лучше всего сохранилась в Ипатьевской летописи. В обоих гипотезах есть много различий, но обе эти теории доказывают, что начало летописания на Руси является событием огромной важности. Своеобразие композиции. Условно можно поделить на 2 части: I) а) О разделе земли между сыновьями Ноя (Сим, Хам, Иофет); б) О вавилонском столпотворении; в) О разделе единого родна на 72 народа, языка; г) О том, что язык «славенеск» - славянский пошёл от племени Иофета; пишет о славянах, их землях, обычаях; д) об истории полян; о возникновении Киева; е) 852 г. с этого момента Русь упоминается в летописании. Такую композицию называют конусной, т.е. от большего к меньшему. Значение этой части: 1) Нестор вводит историю Руси во всемирную историю. 2) Он укрепляет версию Никона о происхождении княж. династии от призванного норманнского князя (Рюрика). 3) Утверждает право князя на власть над всей Русью. 4) Утвержд. идею о том, что все князья- братья и должны подчиняться старшему в роде - киевскому князю. 5) Утвержд. идею независ. княжеской власти от Византии. II) Строится иначе – хронологически, по летам, она называется анфиладной: 1)Она позволяет свободно распоряжаться с мат-ом, вносить новые сказания, исключать старые, дополнять. 2) Позволяет включать разнородный мат-л: по хар-ру и жанрам.

 

9.Абстагированность,и лит-ый этикет в ДРЛ. Литературный этикет. Абстрагированность. Это хар-ая черта всей ДР лит-ры, т.к. отражает идеалистическую средневековую модель мировоззрения.1) Во всём тленном, временном средневековый человек видит знаки вечного, духовного. 2)Для лит-ры хар-но стремление к отвлечённости, абстрагированности, разрушение конкретного, мат-го. 3) В произв-ии не употребляется: а) бытовая, политическая, военная, экономическая терминология (вместо «Князь» говориться «властитель той земли», «Вельможа некий»), б) Конкретное явление природы, в) Имена собственные, если это лицо эпизодическое («некая дева»). 4) В этот период лит-ра пытается обособиться, выделиться из ряда обыденной речи, отсюда стремление, чтобы язык лит-ры был прямой, приподнятый, абстанированный. Слово воспринимается как священное слово, кот. не всем доступно: а)боязнь употребл. худые, грубые, некрасивые слова; б) Часто с просторечным словом присутствует его греческий эквивалент («зверь рекомый аркуда еже сказается медведь»); в) манера говрить об известном, как о чём-то неизвестном; г) нагромождение синонимов, сходных сравнений («Молчати и на устех своих перст положити»); д) Слово воздействует не столько своей логической стороной, сколько таинственной многозначимостью, оно завораживает созвучьями, оно подчёркивает зыбкость всего мат-го и повторимость, извечность всего духовного. Этикет. В Др. Руси взаимоотношения людей м/у собой и с Богом подчинялись этикету (обычаи, традиции, церемонии). Из жизни это переходит в искусство. Писатель стремиться писать как подобает, подчинить лит-ым канонам всё то, о чём он писал, т.о. лит-ый этикет складывается: 1) Из представлений о том, как должен действовать человек; 2) Как должно свершаться событие; 3)Какими словами должно описываться это. Т.о. перед нами этикет миропорядка. Этикет зависит не от жанра, а от предмета изображения (князь). Лит-ый этикет повлёк за собой: 1)традиционность лит-ры (украшал произведение); 2)Появление устойчивых стилистических формул. 3) Перенос отрывков одного произведения в другое. 4) Устойчивость образов, метафор, сравнений. Постепенно система лит-го этикета разрушается с 16в., но полностью от лит-го этикета освобождается лит-ра 18в. т.к. меняется порождающий лит. этикет феодализм.

 

10. Жанр Житие. Житие – жанр литературы. Житие – это небольшое прозаическое произведение, рассказывающее о жизни святого (человека, возведенного церковью в ранг святых). Житие – жанр строгий, он строится по определенному канону (своду правил), поэтому в житиях разных святых почти всегда присутствуют одни и те же моменты. Начинается житие с описания чудес, предшествовавших рождению святого. Далее идет рассказ о его детстве, в котором особо отмечается момент внутреннего просветления святого, его решения посвятить свою жизнь служению Господу. Читатель жития узнает о добрых делах преподобного, о его подвигах. Нередко жития включают и эпизоды искушения святого. За описанием смерти святого (часто мученической) следует рассказ о посмертных чудесах, которые он совершает. Смысл жития состоит в том, чтобы показать, как святой прошел жизненный путь, подобный жизни Иисуса Христа. Именно поэтому святого иначе называют преподобным. Сказание о Борисе и Глебе. “Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси” – еще не житие, но есть описание подвигов, рассказы о смерти (например, “Борис и Глеб”). Из него вырастает первое русское житие, которое не имеет всех житийных черт (сказание о Борисе и Глебе).Исследователи до сих пор выясняют, какое из сказаний о Борисе и Глебе появилось позже: сказание или чтение. Чтение написано Нестором – это правильное житие, каноническая форма.Из летописной истории вырастает анонимное сказание о Борисе и Глебе. Анонимный автор расширяет и дает нам подробное описание того, как Борис и Глеб приняли смерть. Здесь нет канонического вступления, младенчества их и отрочества. Затем рассказ о сыновьях Владимира, а потом рассказ о смерти Бориса и Глеба, которых убивает Святополк, их брат (сын убитого брата Владимира). Он боялся соперничества с братьями как князьями.. княжеский род тогда еще воспринимается как единый. Но Ярослав затем победил Святополка. В этом сюжете все внимание – событие смерти, которое описывается очень подробно (рассказывается то, что они чувствуют). Монологи братьев очень похожи (мы видим, что Борис догадывается, что происходит: он умен, а Глеб не может поверить в братоубийство). Описывается ощущение тоски (то, что дети не похоронили своего отца. Для него – Глеба – отец все еще жив; усиливаются его переживания; хорошо описывается психологическое состояние). Также после смерти брата Глеба Бориса еще сильнее усиливается его переживания.Но это еще и не каноническое житие (поэтому оно такое насыщенное и эмоциональное). Так как оно не каноническое, Нестор взялся сделать его каноническим. Он добавил вступление, рассказ о юности (а так как мало знал, то добавлял то, что нужно: читали божественные книги, не играли с детьми). Нестор убрал всю конкретику (имя отрока, который пытался спасти Бориса). Конкретика принижала их поступки, приземляла. Когда ушла конкретика, острота, эмоциональность, получились так называемые риторические упражнения. Нестор отредактировал и часть чудес (убирает социальные мотивы, конкретику). Это неудачная модель построения жития.

 

11. «Житие Феодосия Печерского», его сюжет и композиция.

В конце 11 в. Нестором было написано «Житие Феодосия Печерского». Героем этого оригинального произведения древнерусской агиографической лит-ры является монах, один из основателей и первых игуменов Киево-Печерского монастыря, посвятивший свою жизнь устроению обители и служению братии и мирянам. Житие имеет характерную трехчастную композиционную структуру: авторское предисловие – вступление, центральная часть – повествование о деяниях героя – и заключение. Главная, повествовательная часть распадается на ряд завершенных эпизодов, связанных не только центральным героем, но и другими персонажами, его сподвижниками. Цель жития – «похваление» героя. В соответствии с этим Нестор и отбирает лишь те факты, которые «достойны», т.е. способствуют прославлению героя. Собранный материал Нестор излагает в «Житии» «по ряду», т.е. придает ему строгую временную последовательность, постоянно оговаривая свои отступления от принятого порядка. «Житие Феодосия Печерского содержит богатый материал, позволяющий судить о монастырском быте, хозяйстве, характере взаимоотношений игумена с монахами, великим князем, боярами и простыми мирянами. Следуя традициям византийского преподобнического жития, Нестор в своем произведении последовательно использует символические тропы: Феодосий – «светильник», «свет», «заря», «пастух» и т.д. По жанру «Житие Феодосия Печерского» можно отнести к житийной повести, состоящей из отдельных эпизодов, объединенных главным героем и автором-повествователем. Оно отличается от византийских произведений своим историзмом, патриотическим пафосом и отражением особенностей русской политической и монастырской жизни 11 в. В дальнейшем развитии древнерусской агиографии «Житие» служило образцом для создания житий Авраамия Смоленского и Сергия Радонежского.

 

12. «Монументальный историзм» литературы Древней Руси. 1) стремится писать обо всём с точки зрения обобщённого смысла. 2) Писатель изображает только самое крупное и значительное. 3) Предмет рассматривается с большой дистанции и временной и пространственной и иерархической. Поэтому говорят о панорамном зрении - это возможность сопрягать в изложении различные удалённые др. от друга объекты. особенностью ДР монументализма явл. его подвижность, отсутствие инертности. Писатель и персонаж легко перемещаются из одной точки в др. Историзм выражается в особом пристрастии к исторической теме, т.е. и событие и лицо не вымышлены, а так же в том, что историч. события и лица связаны с др. историч. событиями и лицами. «Монументальный историзм» литературы Древней Руси заключается прежде всего в том, что художественное обобщение в Древней Руси строится в подавляющем большинстве случаев на основе единичного конкретного исторического факта. Новые произведения литературы Древней Руси всегда прикреплены к конкретному историческому событию, к конкретному историческому лицу. Это повести о битвах (о победах и поражениях), о княжеских преступлениях, о хождениях в. святую землю и просто о реально существовавших людях: чаще всего о святых и о князьях-полководцах. Но нет новых произведений на явно вымышленные сюжеты. Вымысел, со средневековой точки зрения, равен лжи, а любая ложь недопустима.

13. Красноречие в Древней Руси. Его виды. «Поучения» Владимира Мономаха

12 век – Золотой век древнерусского красноречия. В литературе 17в. ораторское красноречие ограничивается церковной сферой. Во 2ой пол. 19в. красноречие проявляется как ораторское искусство на суде(суд присяжных). 11-12 вв.: в этот период развивалось и светское и духовное красноречие. Эти памятки можно поделить на 2 разряда: А)Дидактические(поучительные) беседы и поучения – Владимира Мономаха, «поучение к чадам» Б)Эпидиктическая(торжественная), так называемые «слова» авторского явления-митрополит Илларион и Кирилл Туровский «Поучения Владимира Мономаха»:1053-1125 годы жизни Мономаха. За время правления прекратились междоусобные войны. Он был активным участником съезда в Любече. В 1094 добровольно уступил престол Черниговский Олегу Святославичу. С 1113 по 1125 был Киевским князем. Поучение относится к 1117-1125; оно дошло в единственном списке-ПВЛ в лаврентьевской летописи. Под этим заглавием объединяются и самостоятельные произведения: А)Поучения чадам:обращение к детям и к слышащим Б)Автобиография В)Письмо Олегу святославичу, который был виновен в смерти младшего сына Мономаха- Изяслава Г)Молитва Поучение построено: Вступление (обращение к детям), самоуничижение -- Центральная часть (дидактическая), включает в себя О милосердии Бога, О необходимости победы добра над злом, О необходимости покаяния, слёз и милости, О красоте мира, О пользе молитвы. Практические наставления: что должен делать князь—заботиться о государстве, его единстве и мире, соблюдать клятвы и договоры, заботиться о благе церкви, заботиться о сиротах убогих и вдовах. Нравственный человек должен трудиться, т.к. лень – главный порок. Мономах предостерегал от лжи, блуда и пьянства, говорил что князь должен быть щедрым. Автобиография – подкрепляет личным примером свои взгляды, идеи; рассказывает, что он участвовал в 83 военных походах. Не следует бояться смерти и смело исполнять мужское дело. Письмо:мономах верен принципам братолюбия и миролюбия и призывает к примирению, демонстрирует великодушие и гос. мудрость. Он оплакивает сына как отец и просит освободить сноху, чтобы оплакивать смерть мужа. Выводы: мономах выступает высокообразованным человеком, цитирует Псалтырь, сочинения Василия Великого, деяния апостолов. Владеет разными стилями, употребляет их в зависимости от жанра и темы. Так в Поучении исп-ся высокая лексика, а в автобиографии -- разговорная

14. Торжественное красноречие, «Слово о законе и благодати».

XI - XII века называют «золотым веком» русского ораторства. Эпидиктическое красноречие занимает ведущее место в литературе. Речи (слова) на Руси не произносились непосредственно перед аудиторией (ср. с устной импровизацией Древней Греции и Рима), а писались и распространялись в многочисленных рукописных списках. Особенности эпидиктических текстов: содержание - обсуждение глобальных проблем общественно-политического охвата, «патетическая лирика» (термин И. П. Еремина). В отличие от поучений и бесед произведения эти обозначались термином «слово». От писателя требовалось строгое соблюдение правил, подражание античным образцам. Композиция, стилистика, язык произведения тщательно прорабатывались. Иларион – первый русский митрополит. «Слово...» - это церковно-политический трактат, в котором прославлялись русская земля и князья. Он отличается по содержанию, форме, языку. Построено по четкому логическому плану и обращено к церковной элите. Композиция: 1. Богословское рассуждение – противопоставление Агари и Сары подчеркивает, что иудаизм родился в условиях рабовладельческого строя. Свобода пришла с христианством. Так подчеркивается равенство всех людей. Иларион пишет не просто о равенстве, а о преимуществе молодых народов. «Новое учение - новым мехам». Иларион уравнивает русских царей с византийскими, ставит в один ряд Владимира, Иоанна Богослова, Фому и т.д. 2. Похвала Владимиру. 3. Молитвенное обращение к Богу. Основной антитезой является борьба между истиной и заблуждением. Звучит жизнеутверждающе.

 

15.История открытия и значение «Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» было открыто собирателем древнерусских рукописей А. И. Мусиным-Пуш­киным в конце 80-х—начале 90-х годов XVIII в. Он приобрел у архимандрита Иоиля, настоятеля упраздненного Екатериной II Спасо-Ярославского монастыря, рукописный сборник, который, судя по описанию, был написан в XVI в. на северо-западе Руси (в районе Пскова или Новгорода). В состав сборника входили произведения светского характера: «Хронограф»; «Временник, еже порицается летопи­сание русских князей и земля Русьскыя»; «Слово о полку Игореве» и «Девгениево деяние». Первое упоминание о находке Мусина-Пушкина сделал в 1792 г. журналист и драматург П. А. Плавильщиков. В начале 1797 г. М. М. Хе­расков в примечании к 16-й песне поэмы «Владимир» известил чита­телей о найденном произведении древней письменности. В октябре 1797 г. в гамбургском журнале «Spectateur du Nord» Н. М. Карамзин поместил заметку с сообщением о находке «песни Игоревых воинов, которую можно сравнить с лучшими Оссиановыми поэмами». Для работы над рукописью Мусин-Пушкин привлек ученых А. Ф. Малиновского, Н. Н. Бантыш-Каменского и в качестве консуль­танта Н. М. Карамзина. Благодаря их труду в 1800 г. был опубликован текст «Слова» с переводом на современный русский язык, вступитель­ной статьей и примечаниями. В 1812 г. рукописное собрание Мусина-Пушкина погибло в огне московского пожара. В руках исследователей остались лишь печатный текст и выписки, сделанные из рукописи ее первыми издателями. Значение. “Слово...” — это призыв к объединению накануне татарского нашествия. Да, князья, ослепленные борьбой за власть, не вняли призыву, не услышали русского Бояна. Но идеей единства, так прекрасно воплощенной в поэме, вдохновлялись поколения русских на борьбу за свободу своей земли против татарского ига. Автор стремится достичь политических целей. Политическая злободневность, высокохудожественная народная форма выражения обеспечили «Слову…» бессмертие в веках. Оно было популярно среди современников и оказало влияние на последующее развитие нашей лит-ры. К «Слову…» обратился автор «Задонщины», прославляя победу русского народа на поле Куликовом. Для нас поэма — прекрасный памятник русской культуры, историческое свидетельство. И в том, что и через 800 лет мы не остаемся равнодушными, читая ее, быть может, и есть главное значение этого произведения. С момента открытия и особенно издания «С. о п. И.» начинается новый этап в лит-ой судьбе памятника: он не только становится в центре внимания исследователей-специалистов, но и воскресает в своей живой художественной действенности: завоевывает признание крупнейших поэтов и критиков (Пушкин, Белинский и др.), становится объектом подражаний 908 [906]и вольных стихотворных переводов, вдохновляет художников других областей искусств (живописи, музыки).

16.»Слово о полку Игореве». Историческая основа и главная идея. В поэме речь идёт о событиях, которые больше всего волновали людей в XII веке. О борьбе с половцами, “погаными”, что разоряли Русскую землю. Кочевники-половцы жили на юго-востоке от Руси. Грабеж был важным источником обогащения их князей и воинов. Часто совершали они походы на своих быстрых конях, сжигали и разрушали города и села, уводили в плен русичей, чтобы продать их на рабских рынках в Крыму, вытаптывали посевы. Ходили и русские князья на них и часто громили врагов. Но среди них не было единства, и половцы этим пользовались. Двоюродный брат киевского князя Святослава, князь Новгорода-Северского, Игорь, не захотел участвовать в походе вместе с другими князьями. Он решил добиться единоличной славы себе, а своим воинам — чести. Он пригласил своего брата Всеволода, собрал дружину. Настроение у всех было радостное. Вначале русские разбили половцев. “Рано утром в пятницу они смяли поганые половецкие полки”. Захвачена добыча. Игорь надеется теперь зачерпнуть шлемом воды из Дона. Русские уходят дальше в степи. Но радость русичей была преждевременной. Зловещей тучей надвинулись на Игореву дружину главные силы кочевников, которые ведет хан Кончак. Стойко сражаются русские витязи, но гибнут один за одним под натиском превосходящих сил. Сам Игорь попадает в плен. Нет больше защитников, открыта теперь поганым дорога на Русь. В то время, когда дружина Игоря храбро сражалась, князю Святославу приснился вещий сон, который его встревожил. Узнав о поражении Игоря и Всеволода, он горько упрекает своих братьев за необдуманный шаг. “Золотое слово” обращает князь ко всем сильным властителям русских княжеств с призывом вместе — как было прежде, при Владимире Мономахе — бороться против половцев, оборонять родину. Он хочет военного единства русских земель перед лицом всегда грозной и неожиданной опасности. Заветную свою мысль, боль и надежду вкладывает автор в уста Святослава. А далеко на Путивле плачет красавица Ярославна. Она будто забыла, что христианка, так по-язычески древним славянским богам возносит свою молитву. И плач ее — такое поэтическое место в поэме, что вечно будет волновать людей. Томится Игорь в плену. Ничто ему не мило, кроме свободы. Отомстить, смыть позор — вот его главное желание. Он знает, что его ждут с нетерпением жена, жители родного города и русские князья. Наконец ему удается бежать. Игорь идет в Киев. Старший брат прощает его, он знает, что Игорь еще послужит родной земле. “Тяжко голове без плеч, горе и телу без головы. Так и русской земле без Игоря”. События эти происходили в далеком 1185 году. Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

17.Проблема жанра «Слова о полку Игореве». Весьма сложным оказывается и вопрос о жанровой принадлежности «Слова». Автор памятника не может нам помочь: он сам называет свое произведение то «слово» («Слово о пълку Игореве...»), то «песнь» («Начата же ся тъи песни по былинамь сего времени...» Не имеет «Слово» аналогий среди других памятников древнерусской литературы. Следовательно, это либо произведение исключительное в своем жанровом своеобразии, либо — представитель особого жанра, памятники которого до нас не дошли, так как жанр этот, сочетающий черты книжного «слова» и эпического произведения, не был традиционным. Быть может, произведения этого жанра, предназначенные в первую очередь для устного исполнения, вообще редко записывались. Д. С. Лихачев пишет, что появление таких памятников, «стоящих на грани литературы и фольклора» (а именно таким является «Слово»), могло быть вызвано следующим обстоятельством. В связи с происходящим ускоренными темпами образованием феодального государства «возникает новое историческое и патриотическое самосознание, которое требует особых жанровых форм своего выражения. Ни система фольклорных жанров, ни система византийско-славянских литературных жанров, перешедшая на Ру







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 1938. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия