Студопедия — Древнерусские боги (Русь языческая).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Древнерусские боги (Русь языческая).






 

Древние славяне являлись составной частью индоарийского этнического массива, возникшего на территории Восточной Европы в III тыс. до н. э. В последние годы археологи открыли здесь много поселений, расположенных по принципу солнцеворота (вращающегося креста – свастики) – магического знака Ариев, означающего защиту богов в борьбе с физическими и оккультными врагами.

Древние арийцы говорили на санскрите, который и сейчас является лингвистической основой всех современных индоевропейских языков. В эту эпоху также шло развитие общих для всех индоевропейцев культовых систем, основу которых составляли «Веды». Тогда же формировался солнечный (солярный) культ, связанный с обожествлением вечного круговорота движения солнечного диска и представлениями о том, что весь мир построен по принципу замкнутого круга. В этой связи сформировалась особая солярная символика, основанная на использовании всего, что напоминало круг и солнечный свет. К ней относились: золотые кольца, диски, воинский культ коня – животного, посвященного солнцу, золотой пояс силы, а также золотистый отвар красного мухомора, дающий жрецам просветление, а воинам – бешеную силу. Солнце также помогало Ясуням (ясным, светлым субстанциям – покровителям всего арийского племени) в их борьбе с демоническими силами Дасу.

Древнеарийский бог Солнца именовался Гором и также имел свою особую систему лингвистических символов. Например, «горизонт» - то есть, что разграничивает движение Гора, «хор» - обрядовое пение в кругу, «коло» - круг, «хорошо» - солнечно. Сюда же относился и Хорс – бог жертвенного зимнего солнца, который ценой своей жизни противодействовал царству порока и тьмы.

В начале II тыс. до н. э. одна часть арийских племен (германцы, греки, латины) стала продвигаться на запад, другая (хетты, иранцы, индийцы) начала заселять Переднюю Азию и полуостров Индостан. Предки славян остались в зоне прежнего проживания, что позволяет их считать прямыми потомками древних Ариев.

Главным источником по истории славянского язычества, является «Власова книга», составленная, по преданию в IX в. н. э. новгородскими жрецами. Само же ведическое (т. е. основное на индоарийских «Ведах») язычество можно определить как опыт освоения Мирового закона, т. е. всей системы законов мироздания через образы поклонения. Носителями высшего языческого знания была каста жрецов. Жрецы «переводили» знания с языка Мирового закона на язык, доступный простым смертным. Существовали 3 ступени жреческого сословия. На высшем уровне находились волхвы-прорицатели, жившие, как правило, в языческих капищах, расположенных в геопатогенных зонах Земли, в которых эзотерические способности волхвов резко усиливались. Основную массу жреческого сословия составляли ведуны («вещие»), которые могли общаться с богами, но в отличие от волхвов не умели предсказывать будущее (см. «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина). На низшей жреческой ступени находились «калики перехожие», которые непосредственно распространяли языческие знания по всем славянским землям.

По представлениям славян-язычников, окружающий мир включал в себя три субстанции: «Явь» - видимый, материальный мир, «Навь» - нематериальный, потусторонний мир, и «Правь» - истину и закон, управляющий всей Вселенной.

Первоначально во Вселенной существовало два царства: Бездна и Светожары, то есть царства огня, распростертое над Бездной. Светожарами правил бог-гигант небесный кузнец Сварог. Пытаясь оживить Бездну, он постоянно слал туда священный огонь, который безвозвратно затухал в ней.

Тогда Сварог отковал сгусток энергии – Сварожига и разделил его на три состояния: созидание – «Яви», разрушение – «Нави» и управления – «Прави». Сварог оживил Бездну, разбудил великана Рода и из его частей создал весь материальный мир. Один из сыновей Сварога – Стрибог начал царствовать в мировом пространстве: он укротил ветры, скрутил их в рога и заковал в четырехрогий шлем, который преподнес в дар Сварогу. Другие сыновья Сварога: Перун, Яровит и Троян продолжили строительство мира. Они подняли Мировое дерево, завернули в дугу небо, прогнали под землю часть океана, победили демонов и создали первых людей – Одинца и Деву.

«Явь», «Навь» и «Правь» символизировали собой триединую структуру мира, которая сходна с идеей христианской Троицы. Первоначально триглав включал Сварога, бывшего языческим аналогом бога-отца, Перуна-бога грозы и войны (бога-сына) и Световита – бога неба и света у западных славян, являвшегося языческим подобием святого духа. До переселения в Новгород балтийских славян-лютичей и ободритов, спасавшихся от немецкой агрессии, в новгородский триглав входил вместо Световита Велес – покровитель земледелия и скотоводства.

В древнем Киеве произошло усложнение триглава: небесный отец был представлен сразу тремя ипостасями: Родом, Сварогом, Перуном. Сын Сварога Даждь бог был солнечной «Правью» и символизировал бога-сына, а Стрибог – бог ветра являлся языческим воплощением святого духа.

Древние славяне поклонялись также праматери Богов – Берегине (Рожанице), что привело в последствии к особому почитанию уже в христианскую эпоху культа Богородицы на Руси. Богом огня и царем подземного мира был Семаргл. Молились также богам – антагонистам: Белобогу и Чернобогу, Живее (жизни) и Марене (смерти). Их постоянная борьба отражала различные состояния яви (как избытка энергии) и нави (как ее угасания). В Киеве особо чтили также Мокошь-богиню судьбы, женского начала и водной стихии.

Еще в эпоху единой индоарийской общности произошло религиозное размежевание родов и племен. Южные племена, жившие в условиях патриархата, занимались преимущественно скотоводством и создавали воинственные конные дружины, совершавшие набеги на соседние народы (например, археологическая культура «боевых топориков»). Скотоводы-арийцы стали обожествлять небо и поклонялись Громовержцу – воителю, имевшему безграничную власть над солнцем. Так возник культ Неба как мужского активного начала жизни. Во главе индоарийского пантеона становиться Перуна (в переводе с санскрита – «первый»), который у славян именовался Перуном.

Земледельческие общины, находившиеся на стадии матриархата, поклонялись женскому началу – Матери-Земле. Матриархальное направление в язычестве во многом было связано с обожествлением таинства произрастания семени и получения урожая. Это подчиняло сознание земледельцев вере в женскую первооснову жизни. Мужское начало здесь было связано с процессом вспахивания и оплодотворения семенем Матери – сырой Земли и выражалось в создании культа быка (тавра). У славян его воплощением являлся рогатый «скотий бог» Велес (Волес). Главный центр поклонения этому божеству находился на севере Руси, на острове Валааме.

Воины земледельческих родов были приверженцами культа быка, главным элементом их воинской символики являлись рога на шлемах, а основу их боевой подготовки составляло развитие грубой физической силы как главного показателя мужского воспроизводящего природного начала.

Взаимоотношение земных (рогоносных) и небесных (нимбоносных) богов носили характер постоянного противоборства. Одним из главных индоевропейских мифов является сказание о схватке Перуна с Велесом. Их поединок закончился победой Громовержца и священным дождем, приносящим плодородие Матери-Земле.

Такое религиозное деление затрагивало и славянский мир и отражало сложные процессы смены матриархата патриархальными родовыми связями. Вместе с тем, религиозно-идеологическое противостояние у славян протекало в более спокойных формах по сравнению с другими индоевропейскими народами. Его отголоски дошли до нас в цикле былин об Илье Муромце. В первой из них три старца – «калики перехожие» с помощью ковша с водой, в который были заключены «хляби небесные» (мужское силогонное начало) ставят на ноги больного Илью Муромца и по велению Перуна наделяют его богатырской силой. Будучи крестьянским сыном, Илья идет на родительское поле и начинает корчевать пнища и освобождать землю от валунов, принося таким образом искупительную жертву взрастившей его Матери – Сырой Земле, прежде чем вступить на ратный путь Перуна. Затем Илья ломает стопудовые запоры и совершает солярные обряды обретения меча-кладенца и освобождения из заточения богатырского коня. Затем он осуществляет одну из древнеарийских воинских инициаций – объезжание боевого коня. По пути на службу к киевскому князю Илья побеждает Соловья-разбойника – демоническое воплощение самого Велеса. Эта победа отражает общее превосходство культа Перуна-Громовержца над земледельческими богами.

Однако в былинах о великом пахаре – Микуле Селяниновиче воины - носители культа Громовержца терпят поражение от земледельцев. Так, гигант-богатырь Святогор, обладающий такой чудовищной силой, что его в состоянии держать сама Мать-сыра земля, не может оторвать от нее маленькую котомку, которую легко несет на своих плечах Микула, потому что в ней была заключена вся тяга земная, не подвластная воинам, а послушная только мирным хлебопашцам.

К X в. это религиозное противостояние было преодолено, о чем свидетельствует договор 911 г. киевского князя Олега с Византией. При его заклячении русские дружинники («Перуновы внуки») и ратники-земледельцы («Волесовы внуки»), составляли единое войско и «кляшися оружием своим и Перуном-богом своим и Волесом-скотьим богом».

Вся многовековая история Древней Руси проходила в постоянных схватках с внешними врагами. Главным противником Руси была кочевая Степь. В начале I тыс. до н. э. оттуда наступали кочевники-киммерийцы, для защиты от которых праславяне построили мощные укрепления («Змиевы валы»). Это нашло свое отражение в былинах о Никите Кожемяке и Змее Горыныче, которого победитель Никита запряг в плуг и пропахал огромную разделительную борозду между Русью и Степью. Змеиная символика была характерна для многих кочевых народов (см. былину об Алеше Поповиче и Тугарине Змеевиче).

В VI – IV вв. до н. э. славяне были подчинены иранскими кочевниками-скифами и входили в их племенной союз под именем «скифов-пахарей». О них впервые сообщил великий греческий историк Геродот.

Во II – I вв. до н. э. славяне вели упорную борьбу с кочевниками сарматами. Период I – III вв. н. э. был для наших предков относительно спокойным и благотворным, поскольку в это время установились нормальные торговые и культурные связи с Римской империей (см. «века Трояни» в «Слово о полку Игореве»).

Однако уже в IV - VI вв. н. э. славяне вновь вступили в смертельную схватку сначала с германскими кочевниками-готами, а затем с тюрко-монгольскими объединениями гуннов и аваров. Наконец, в VIII – X вв. языческая Русь упорно боролась в военной и религиозной экспансией иудейского Хазарского Каганата. Многовековая борьба завершилась в 965 г. полным разгромом этого торгово-посреднического паразитического государственного образования великим киевским князем Святославом.

Все это предопределило особую роль воинского начала в жизни Древней Руси. В этой связи интересным является вопрос о происхождении самого названия «Русь».

В санскрите есть термин «arusa» - что означает «красный воин». В жизни славян красный цвет всегда играл особую роль. Это был цвет земной жизни и плодородия. Недаром слово «урожай» в древнерусском языке обозначалось термином «красьнаа». Красный цвет как символ начала новой жизни был главным цветом языческой свадьбы. (Белый же цвет у славян-язычников был символом смерти. Поэтому белые одежды надевали перед смертельной схваткой). Красные вышивки на белых рубахах оберегали от порчи. Но главным образом красный цвет использовался в военном деле: циты, стяги и паруса русских боевых кораблей имели алую окраску. Даже название «Черное море» может происходить от слов «чремное-червленое», обозначающих цвета русского флота во время походов на Царьград, когда тысячи русских судов под красными парусами покрывали всю поверхность моря и наводили ужас на византийцев.

Таким образом, «рус» - это военный человек, член воинского сословия (касты). Воинские рода Руси могли входить в племенные союзы славян и даже возглавлять их, но часто они жили относительно обособленно и занимались войной и торговлей военной добычей.

Одним очагом расселения профессиональных воинских родов Руси было западное побережье Балтийского моря, где на острове Руяне (Рюгене) в городище Арконе располагалось Святилище богов-воителей Световита и Руевита («… на море-Окияне, на острове Буяне»). Аркона была не только религиозным центром, но и своеобразной кузницей боевых искусств языческого Севера. Средневековый хронист Герард Меркатор в своей «Космографии» писал: на острове том живали люди-идолопоклонники, люты и жестоки в бою, таковы вельможны, сильны и храбрые воины они бывали …(что) не только против недругов своих отстаивалися крепко, но и на острове многие грады под державу свою подвели и всем окрестным государствам грозные были … а язык у них был славянский».

Морские дружины западных славян назывались варягами, а сухопутные отряды именовались русью. При этом не следует путать варягов со скандинавскими викингами, которых на Руси называли нурманнами (мурманнами). Викинги совершали набеги на земли восточных славян, торговали с ним либо становились наемниками славянских князей.

У себя на родине в Скандинавии викинги создали уникальную культуру Севера под названием «Теология борьбы». Ее мистическим концентратором была Валгалла, воинский рай скандинавов, где души погибших героев вместе с богами-воителями Вотаном, Одином, Тором, вели предельно напряженный поединок с силами зла, прекрасно осознавая свою неизбежную грядущую гибель в этой неравной битве, именуемой Рагнарек – конец мира.

Викинги принесли «Теологию борьбы» на Русь, значительно усилив таким образом славянский воинский пантеон идеей жертвенного подвига.

В 862 г. ильменские словене изгнавшие за море нурманнов, пытавшихся захватить Новгород, во избежание возникших внутренних распрей пригласили на княжение варяжского (западнославянского) князя Рюрика с братьями Синеусом и Трувором. «… Избрашися братья роды своими и пояша собь всю Русь и придоша к словенам…, и от тех варягъ прозвася рускаа земля…»

В результате этих событий в восточнославянском этносе резко усилилась роль воинского сословия. Варяги и наемники-скандинавы принесли на землю восточных славян особый культ ярых воинов-берсерков («бешеных»), которых сами славяне звали борьсеками.

Воин-берсерк во время битвы становился невменяемым, он как бы отключал сознание и сражался на уровне рефлексов (поэтому и до сих пор говорят, что русские в драке «теряют голову»). Берсерк, находившийся в этом состоянии проявлял не человеческую силу и был практически неуязвим. Даже будучи раненым он не испытывал боли и мог драться, насквозь пробитый стрелами, что вызывало у врагов суеверный ужас.

Берсерк постоянно нападал, ибо обороняющийся противник всегда становился легкой мишенью для врагов. Скандинавские берсерки бились огромными секирами, а русские витязи сражались двумя мечами сразу, одновременно вращаясь по кругу, и таким образом создавали вокруг себя непробиваемый кокон из движущейся стали.

Такая гиперактивность позволяла берсеркам побеждать численно превосходящего противника, что имело особое значение для Руси, жившей в условиях постоянной угрозы вражеских набегов. Поэтому исключительную роль здесь играла индивидуальное ратное мастерство воинов-одиночек, которые часто ценой собственной жизни сдерживали натиск врага до подхода основного войска.

В истории сохранились имена выдающихся русских воинов-берсерков: киевских богатырей Рогдая и Демьяна Куденевича, бившихся в одиночку с сотнями кочевников, Александра Поповича и Ольбега Ратиборича, победивших половецких предводителей Илтаря («Идолище поганое») и Тугоркана («Тугарина Змеевича»). Однако самым знаменитым русским берсерком был рязанский воевода Евпатий Коловрат, который в 1238 г. во главе горстки храбрецов вступил в битву со всем монголо-татарским войском, истребил тысячи врагов, а главного ордынского богатыря Хостоврула «разрубил на-полы» вместе с конем. Татары не могли справиться с Евпатием и его воинами, и тогда Батый велел расстрелять их из камнеметов. Героизм русских настолько потряс татарского предводителя, что он приказал похоронить погибшего Евпатия с воинскими почестями, а оставшихся в живых его товарищей отпустил с миром.

Основой для появления выдающихся воинов-одиночек был очень высокий уровень военно-состязательной культуры Древней Руси, которая охватывала всех взрослых мужчин страны, превращая их в случае необходимости в храбрых умелых заступников родной земли.

Поэтому Древняя Русь всегда была страной воинов. Отличительными чертами воина во все времена являются волевая несгибаемость, стабильность характера, развитое чувство долга и готовность преодолевать любые жизненные невзгоды. Эти воинские качества должны быть присущи любому мужчине независимо от рода его занятий, поскольку без борьбы как нормы бытия мужчина деградирует (также как в постоянной борьбе деградирует женщина).

Вершиной язычества в стране воинов был культ Перуна, который олицетворял собой идею небесной «прави» - то есть мировой справедливости. Целью Перуна являлось создание справедливого социального мироустройства. В отличии от классической христианской идеи непротивления злу насилием принцип Перуна требовал восстановления попранной справедливости в виде праведного возмездия: словом надо отвечать на слово, ударом на удар, железом - на железо.

Этот принцип прекрасно действовал в условиях относительного равенства людей в рамках родового строя. Однако переход к феодализму с его жесткой социальной иерархией и требованиями беспрекословного подчинения сильным мира сего, заставили формирующуюся феодальную знать Руси искать новую религию. Ей стало христианство, освещавшее общественное неравенство и в отличии от язычества обещавшее восстановить попранную справедливость не теперь же, как требовал принцип Перуна, а на будущем Страшном Суде, на котором Христос явится уже не жертвенным агнцом, а карающей за грехи десницей божией.

 







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 375. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия