Новгород Великий
Это, пожалуй, одно из немногих княжеств Руси, которые не подвергались монголо-татарским нашествием и с Х11 века управлялось не князем а народным вечем. Это придавало демократический характер искусству, которое отличалось простотой и грубоватостью. некоторой суровостью.Соборы не имели украшений и были просто белеными.Характерно также случайная компоновка объемов,разномасштабность,неритмичное расположение окон-бойниц.Внутренние своды обусловили появление на фасадах арок-закомар венчающих стены собора. * Храм СпасаПреображения на Нередице (река близ Новгорода) построена в 1198году Это небольшой кубической формы одноглавый храм, стоит на высоком берегу реки, неразрывно связан с природой как и многие древнерусские храмы. Луковичной формы купол – позднейшая переделка. первоначально как и у многих русских соборов купол был шлемовидный. Собор сложен из пиленого белого известняка, который обладает неровной поверхностью,так что кажется будто все новгородские храмы вылеплены из глины. Неровные линии поверхности стен, углов здания придают сооружению мягкую пластичность. Фрески Спаса на Нередице самый знаменитый памятник русской средневековой монументальной живописи.Стены, своды, столбы арки, купол – все было покрыто сплошным ковром живописи, а нижнюю часть стен покрывал орнамент «под мрамор».Византийский канон наполнился новым содержанием. В образах святых с пламенными глазами, грозных и внушительны в своей неподвижности, тяжелой поступи, дышит некая первозданная мужественная сила. Среди росписей портрет строителя храма – Ярослава Мудрого, князей Бориса и Глеба Общий колорит фресок- голубоватый фон с охристыми, коричневатыми и белыми пятнами-ликами святых, нимбами, деталям одежды.
|