Древнерусское искусство эпохи раздробленности
Княжеские междоусобные войны набеги монголо-татар привели к распаду Киевского государства на удельные княжества, в каждом из которых быстро развиваются и получают индивидуальную окраску традиции прежде цельной,общей культуры.Появляются так называемые «художественные школы».Художественные школы – искусствоведческое понятие объясняющее различие художественных приемов в разных регионах, развивающихся внутри одного художественного периода,единой конструктивной системы и художественного языка. Большие храмы княжеского периода Киевской Руси уступают место скромным однокупольным церквям. Владимиро-Суздальское княжество достигло своего расцвета при Андрее Боголюбском. Особенности –строят из белокаменных блоков, используют полуколонки (аркатурные пояса), перспективные окна и порталы. Белокаменные соборы покрыты резьбой, изменились и форма куполов,они стали похожи на шлемы и луковки, все это придавало постройкам нарядность, праздничность. · Успенский собор (1158-1160) во Владимире. Первоначально храм был однокупольным (купол золоченый).Именно здесь впервые появляется белокаменная резьба. Тематика резьбы –маски, библейские сюжеты, история жизни Александра Македонского. Храм многократно перестраивался и в середине Х1У века обрел современный вид- торжественного пятикупольного сооружения. Здесь хранилась величайшая русская святыня – икона Владимирской Богоматери. Иконостас и некоторые фрески были выполнены Андреем Рублевым (иконостас был разобран на отдельные иконы, фрески сохранились). · Дмитриевский собор (1194-1197) во Владимире. Храм строился как дворцовая церковь князя Всеволода Большое гнездо.Идеальные пропорции делают собор торжественно величавым. Фасады здания разделены на три яруса.Нижний практически лишен украшений и на гладком фоне белокаменной стены выделяются резные перспективные порталы. Средний ярус, украшен поясом-колоннадой(аркатурным поясом) В колончатом поясе помещена целая галерея образов русских князей в том числе Бориса и Глеба. Под каждой фигурой - причудливое растение или животное, все окружении богатейшего резного орнамента. Верхний ярус прорезан узкими окнами и резьбой где изображения святых мирно уживаются с образами народной мифологии- грифонов, животных, птиц, сюжетами средневековой литературы, различными растительными орнаментами, отражает причудливую картину мира в понимании современника. На южном фасаде выделяется композиция «Вознесение Александра Македонского на небо»- его несут на спине два грифона.Есть сцены посвященные подвигам Геракла-Самсона, библейскому царю Давиду.Целый пояс составляют 12 всадников. святое воинство Христово, среди них небесные покровители русских князей. · Храм Покрова на Нерли (река близ Суздаля)построена на месте гибели молодого князя Изяслава в 1164г.По своей конструкции это простой крестовокупольный одноголовый храм, но зодчие смогли воплотить в нем совершенно новый наполненный лиризмом образ, используя немногие приемы: как вытянутость пропорций, легкий наклон стен внутрь, большое количество вертикалей (удлиненные полуколоннки аркатурного пояса, узкие,высокие окна, вытянутый высокий барабан. изящная луковка купола).Стены храма украшает белокаменная резьба.На всех фасадах одинаковый сюжет – царь Давид на троне, по обеим сторонам голуби и фигуры львов. Еще ниже три женские маски с волосами заплетенными в косы. Эти маски символизируют Деву Марию и опоясывают весь храм. Внутреннее пространство тоже подчинено идее движения вверх.4 столба на которых опирается купол слегка сужаются кверху, зрительно увеличивая высоту храма.Живопись покрывала стены и купол сплошным ковром. До наших дней не сохранилась.
|