Студопедия — ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ






 

Экономические представления арабов неразрывно связаны с изменениями, происходившими в аравийском обществе. В Аравии феодальные отношения возникли в результате разложения первобытных отношений на бόльшей части полуострова и кризиса рабовладения. В древности на юге Аравии существовали государства, где рабство играло определенную роль. Однако основная масса населения была представлена свободными общинниками, занятыми в земледелии, основанном на искусственном орошении. Особенности географических условий Аравийского полуострова (пустыни и полупустыни) способствовали развитию кочевого и отгонного скотоводства. Внутри племен происходил процесс имущественного расслоения. Во время перекочевок многие семьи оседали в оазисах, устанавливая собственность на землю. Процесс разложения первобытных отношений ускорялся развитием торговли (караванная торговля с отдаленными районами полуострова, с соседними государствами, с Индией и странами Дальнего Востока) и ростовщичества.  
Идеи объединения Аравии высказывались задолго до возникновения ислама. Но ислам дал идеологический лозунг объединению – учение о единобожии. В 7 в.все бедуинские племена вместе с оседлыми земледельцами и горожанами впервые были включены в единую политическую систему – Арабский халифат (общеаравийское государство). В последующий период (7 – 8 вв.) с введением ислама как общей религии почти всех арабов ускоряется политическое, социально-экономическое и культурное развитие арабского мира. За этот период была завоевана огромная территория. Арабский халифат превосходил Римскую империю и простирался от Испании до Индии. В его состав вошли многие развитые страны, население которых, переходя в ислам, вносило свой вклад в формирование мусульманской культуры. В частности, бывшие византийские провинции Сирия и Египет стали проводниками античной культуры, в т.ч. и философии, в исламский мир.  
Но уже с 9 в.начинается процесс распада арабской империи. В 1258 г.монголы, завоевав Багдад, положили конец Арабскому халифату. После его падения арабские территории развивались самостоятельно или в составе более сильного государства. В 16 в.почти все арабские страны были захвачены и включены в состав Османской империи с различным политическим статусом. Арабское общество вступило в период затяжного экономического, политического и духовного упадка, что положило конец и развитию ЭМ в этом регионе.  

 

 

ИСТОЧНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ АРАБОВ
раннее средневековье (до образования халифата)   Коран 610 – 632 гг. Жизнеописания Мухаммеда
классическое средневековье   Ибн-Хальдун 1332 – 1406 гг.

 

Возникновение ислама совпало с переходом к феодальным отношениям и созданием единого государства в Аравии. Глава первого общеарабского государства Мухаммед имел сан пророка, осуществляя светскую и духовную власть. Это единство светского и духовного начал отразилось на всем последующем развитии мусульманских стран, на идеологии, правоведении, ЭМ и т.д. Идейной основой Корана стали высказывания Мухаммеда, которые записывались его сподвижниками и после его смерти были сведены воедино и разделены на 114 сур (глав), включающих 6219 стихов (аятов). Самые ранние сохранившиеся списки Корана относятся к рубежу 7 – 8 вв. Указания Корана, «регламентирующие» экономическую жизнь в мусульманском обществе, в основном формулируются в мединский период, причем звучат они преимущественно в форме предписаний. В них Мухаммед обращается уже к конкретным вопросам. В мединских сурах определяются отношения собственности, права наследников, имущественные отношения супругов, в 5-й суре говорится о наказании за покушение на собственность. К 624 г. Мухаммед уже провозгласил новый порядок наследования, при котором были обеспечены условия для накопления собственности в рамках семьи и передачи ее прямым наследникам. Введение принципа раздела военной добычи, когда часть ее шла в пользу общины (уммы), создавало экономическую основу для существования общины мусульман, а позже явилось основанием для формирования государственной казны.
В Коране заложеныосновы социально- экономической доктрины ислама • осуждение чрезмерного богатства (ранние суры – 104,102); • осуждение ростовщичества (30: 38; 3: 125); • поощрение торговли (17: 37; 6: 153; 11: 85 – 86; 55: 6 – 8; 21 – 48; 83: 1 – 3); • отношения собственности (в основном мединские суры); • наказание за покушение на собственность (5: 42); • право наследования (4: 8 – 15; 4 – 175); • имущественные отношения супругов (4: 38); • милостыня и получение процента (2: 263 – 281); • ссудный процент (4: 159); • долги (2: 282 – 284); • расходование накопленного (2: 274 – 283)
Основные проблемы 1. Учение о собственностивсе имущество принадлежит Аллаху, право индивида сводится к праву на использование. Если имущество используется неправильно, то оно может быть конфисковано или распределено среди нуждающихся;
2. Учение об источниках приобретения богатства (земных благ), главным среди которых называется труд. Причем каждый мусульманин должен принимать участие в деятельности, направленной на повышение благосостояния всей общины (государства);
3. Учение об использовании богатства материальные блага, являющиеся собственностью общины или одного мусульманина, должны быть использованы "наилучшим образом", т.е. с максимальной пользой для индивидуума и общества. В рамках этого же учения действует положение о необходимости справедливого распределения материальных благ
     
Признание в качестве основ экономики двух видов собственности – частной и общественной. При этом утверждается принципа неприкосновенности частной собственности и гарантий ее защиты. Одновременно из права частной собственности исключаются "ресурсы общественной полезности": водные ресурсы (моря, реки), леса. Потребность иметь собственность - это врожденное качество, которое внушил Аллах человеку, поэтому подавлять это стремление и запрещать частную собственность является неразумным.
Обоснование божественного предопределения имущественного и социального неравенства, наличия богатых и бедных, господ и подчиненных. Именно Аллах дал "преимущество одним пред другими в жизненном уделе". Признание святости самой зависимости одних от других было направлено на предотвращение социальных конфликтов, "чтобы был общий порядок" "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас"
Порицание скупых и жадных,с одной стороны, и забота о сохранении богатства, призыв к бережливости, против расточительства,с другой.
Обязанность всех верующих платить очистительную милостыню Но в понимании Корана это не было добровольной благотворительностью. Это была благотворительность, возведенная в степень общерелигиозного и общегосударственного обязательства.
Отмена при наследовании имущества права старшего наследника над младшим. Все дети мужского пола независимо от возраста наследуют имущество в равных долях, женщины – в половинном размере. Род терял право на имущество любого члена рода, если тот завещал его тому, кому считал нужным. Таким образом, человек получал право распоряжаться своим имуществом.
Благосклонное отношение к торговле при строгом соблюдении мер и весов и отрицательное – к ростовщичеству. "...Бог позволил прибыль в торговле, а лихву запретил".
Признание права государства вмешиваться в экономическую деятельностьэто должна быть не роль тотального вмешательства в дела граждан, а роль наблюдателя и контролера.

 

 

Из Ветхого завета в Коран
• учение о "правде и справедливости" неукоснительное следование установленным нормам и законам
• понятие о собственности вверена Богом во врéменное управление семье, общине и нуждается в рачительном использовании и приумножении
• отношение к семье (роду) как к самодостаточной социальной и хозяйственной единице и более важной ценности, чем отдельная человеческая жизнь
• обязательное требование оказывать помощь "слабым" и участвовать в делах общины (жертвовать на общественные нужды 1/40 часть своего дохода) 2.5 %
• непримиримое отношение к ростовщичеству  
• терпимое отношение к торговле при соблюдении правильных систем мер и весов
• понятие о миссии "построить дом, посадить дерево, продолжить род" (оставить после себя сына)

 

Средневековая исламская философия, в рамках которой разрабатывались и экономические проблемы, также как и в Европе имела богословское оформление. Подъем исламской философии начался с 9 в.,а ее расцветприходится на 11 – 12 вв., связанный с именами Абу Али Ибн-сины (Авиценна) (уроженец Бухары) и Мохамеда Ибн-Рушда (испанская Кордова). В последующие столетия в связи с постепенным упадком мусульманской культуры в исламском богословии усиливаются догматизм и мистицизм. Исключением стал философ и историк, уроженец Туниса Ибн-Хальдун (1332 – 1406), теоретик и практик, в различные периоды жизни занимавший высокие административные посты. В 1382 г. уехал из Магриба в Египет, где в течение 20 лет вел активную научную и политическую жизнь, пытался бороться с коррупцией судебного аппарата, но безуспешно. Он выступал против тех феодальных слоев, политика которых вела к общему упадку экономики, к застою общественной жизни. Наследие Ибн-Хальдуна изучается во всем мире, его называют арабским Монтескье, отмечают сходство его взглядов со взглядами Макиавелли. Это был первый ученый со своей теорией.  
Предмет исследования макроэкономика
Метод 1) сочетание позитивного и нормативного анализа, 2) признание существования определенных законов развития общества: окружающий мир – это "мир упорядоченный и совершенный, в котором причины связаны со следствием, вселенные соединяются со вселенными, одни существующие вещи превращаются в другие" и частью этого мира являются взаимоотношения людей.  
Основная работа Большая история (Книга поучительных историй), 1377 – 1382
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Теория общественного прогресса,в основе которой лежат экономические факторы
    Платон Основой исторического процесса является совместная производственная деятельность людей, связанная с естественными потребностями человека в жизненных средствах. Это была одна из первых попыток материалистического объяснения стремления человека к объединению. Поэтому общество трактуется как совокупность людей, объединенных на основе разделения труда и производства материальных благ.
Выдвигая свою периодизацию истории, Ибн-Хальдун считает, что общество развивается циклически – от подъема к упадку, − проходя 3и этапа, различающихся по способу добывания людьми жизненных средств:
1) дикость присваивающее хозяйство: охота, рыболовство, собирательство  
2) примитивность производящее хозяйство: земледелие и скотоводство В политике: строй военной демократии: выборный вождь, но без особых привилегий, первый среди равных, за ним следуют без принуждения
3) цивилизация возникновение городов, развитие ремесла, торговли, науки, искусства В политике: переход от отношений равенства и племенной демократии к отношениям неравенства и подчинения (власть-собственность), обозначаемые понятием "мульк", – это "благородная и приятная доля, охватывающая все земные блага, удовлетворение телесных страстей и духовные наслаждения".
Мульк принадлежит тому, кому удастся подчинить подданных. Владыка отделяется от своих соплеменников, его солидарность с ними "превращается в страх за то, чем он владеет, и он начинает их убивать, унижать, лишать благополучия". Он создает вокруг себя новую группу людей, основанную не на родстве, а на службе ему.
Появляется государство как аппарат насилия над собственным народом, вождь превращается в эмира. Поначалу носитель власти опирается на членов своего рода, затем склонность властителя к самообожествлению и стремление к единовластию ведут к отстранению от власти родственной правителю группы, к созданию искусственной группировки лиц, служащих ему за деньги. Общество делится на классы исключительно по имущественному признаку, а не по крови.
В Европе такие идеи появятся только через 150 – 400 лет! "Азиатские" системы с неразрывной связью между властью и собственностью начнут анализироваться в Европе только в 18 в.
     
Стремление государя, его чиновников и армии к обогащению и роскоши требует новых налогов, что снижает деловую активность. В результаты доходы государств сокращаются, казна пустеет,армии нечем платить. Такое государство – легкая добыча для соседей или оно распадается на более мелкие, и все начинается сначала. Таким образом, по теории Ибн-Хальдуна, экономика создает материальную основу государства, но государство подрывает экономику, а тем самым и свое существование.Но гибнет не государство вообще (как институт общества), а конкретное государство. Отсюда Ибн-Хальдун делает вывод о неизбежности гибели любого государства, средний возраст которого он определяет в 120 лет, периоду смены трех поколений правящей династии: первому поколению свойственны простота нравов и относительное равенство; второе поколение уже изнежено роскошью, живет в условиях неравенства и взаимной враждебности, трусливо, неспособно к самозащите, нуждается в наемной армии и охране; при третьем поколении происходит окончательная деградация, разрушение государства, распад его на более мелкие или захват другим государством.   В течение 3х поколений государство проходит 5 этапов: 1) возникновение новой принудительной власти взамен прежней; 2) расправа правителя с теми, кто помог ему прийти к власти, сосредоточение власти в одних руках; 3) расцвет государства, утверждение порядка, спокойствия и уверенности; 4) переход к насилию и деспотическим методам для подавления оппозиции; 5) упадок и гибель государства.  
Понятия "необходимого" и "избыточного" труда (продукта) Переход общества к цивилизации обусловлен производством избыточного (прибавочного) продукта, который "многократно превышает необходимое, в чем нуждаются члены группы". "Основной труд" дает необходимый продукт, "избыточный труд" – избыточный (прибавочный) продукт. На стадии примитивности необходимым было то, что поддерживало физическое существование человека. Труд, превысивший необходимые потребности, становится основой появления роскоши. Увеличение избыточного труда связано с повышением производительности труда. "И когда труд жителей города превышает (по количеству) труд, необходимый для (произведения) средств к жизни, они, эти жители, обращают свой взор на то, что выходит за пределы забот о средствах к жизни и что присуще исключительно человеку, а это – науки и искусства..."
Выводы: • понятия необходимого и избыточного (прибавочного) продукта и труда связаны с удовлетворением потребностей в предметах 1ой необходимости и в предметах роскоши; •само удовлетворение потребностей связано с количеством затраченного труда и его производительностью; •забота о пище "в силу ее необходимости" предшествует наукам и искусствам.
     

 

2. Богатство скопление товаров, созданных человеческим трудом считал ошибочной трактовку золота и серебра в качестве единственной формы богатства
типы богатства: по способу его получения   • "естественное" богатство создается трудом: сельское хозяйство, ремесло, торговля • "неестественное" богатство получают насилием: налоги, монопольная государственная торговля, военная добыча, судебные конфискации
Аристотель: по цели
     

 

3. Деньги
происхождение и сущность:     золото и серебро изначально являются деньгами: таковыми их создал Господь  
функции денег:   1) мера стоимости 2) средство обращения 3) средство накопления  
сторонник обращения полноценных монет обличал фальшивомонетчиков и правителей, осуществлявших "порчу монет"

 

4. О товаре указывает на двойственную природу товара
 
    шаг вперед в развитии ЭМ потребительная стоимость – способность продукта удовлетворять определенную потребность. Потребительные стоимости: а) создаются трудом, б) являются результатом целесообразной деятельности человека в) удовлетворяют потребности
Такая трактовка потребительной стоимости имела большое значение для того времени, т.к. освобождала ее от этических мотивов.
    здесь Аристотель остановился   шаг вперед от Аристотеля     новое − выдвинул понятие стоимости, которая зависит от количества труда, затраченного на производство товара. Ибн-Хальдун показывает, что в условиях товарного производства удовлетворение потребностей возможно только через куплю-продажу товаров на рынке в результате эквивалентного обмена, в основе которого лежит равновеликое количество труда. Это значит, что приравнивание товароврассматривается как приравнивание труда. Состав стоимости: а) стоимость труда, непосредственно затраченного на производство товара, т.к. "если не было бы труда, не было бы и предмета", б) стоимость средств труда, в) стоимость сырья  
" (Труд) некоторых ремесел включает в себя (труд) других (ремесел); так, плотничество использует изделия из дерева, ткачество – пряжу, и (таким образом) труда в обоих этих ремеслах больше и его стоимость выше. Если предметы (создаются) не ремесленным трудом, то в их стоимость необходимо включать стоимость труда, благодаря (затрате) которого они были изготовлены, ибо, если не было бы труда, не было бы и предмета".  
     

 

Но Ибн-Хальдун не смог раскрыть механизма одновременного создания новой стоимости и перенесения на товар уже существующей стоимости, созданной трудом других людей. По мнению Ибн-Хальдуна, цена товара – это денежная форма проявления затраченного на него труда. Это значит, что он приблизился к пониманию цены как формы выражения стоимости товара.

 

5. О ценообразовании цена определяется соотношением спроса и предложения
со стороны предложения цена определяется затратами труда, живого и прошлого, т.е. издержками, в которые включены транспортные расходы и косвенные налоги;
со стороны спросацена определяется полезностью вещи и местом, которое занимает "данное изделие среди других видов изделий" (взаимозаменяемость и редкость).  
За несколько столетий до европейских авторов Ибн-Хальдун обратил внимание на влияние демографических факторов на уровень цен. Все предметы потребления он делит на 2е группы: • "необходимые" (предметы 1ой необходимости), • "лишенные необходимости", но приносящие пользу (предметы роскоши)  
и делает следующие выводы: • с ростом города предметы 1ой необходимости будут дешеветь, а предметы роскоши дорожать; • малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых населению материальных благ; • расцвет города (как и общества в целом) реален при снижении размеров налогов, в т.ч. пошлин и поборов правительства на городских рынках.  
     

 

 

6. Торговая прибыль разница между ценой продажи и ценой покупки
"Прибыли человек добивается или накапливая товары и ожидая повышения цен на них, или перевозя их в другую страну, где на эти товары бόльший спрос". При этом он выступает против спекулятивной торговли, особенно хлебом.  

 







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 354. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия