А это наше рассуждение показывает, что у каждого в душе есть
Такая способность; есть у души и орудие, помогающее каждому обу читься. Но как глазу невозможно повернуться от мрака к свету иначе, Чем вместе со всем телом, так же нужно отвратиться всей душой ото Всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет Выдержать созерцание бытия и того, что в нем всего ярче, а это, как мы Утверждаем, и есть благо [...]. Как раз здесь и могло бы проявиться ис Кусство обращения: каким образом всего легче и действеннее можно Обратить человека. Это вовсе не значит вложить в него способность Видеть — она у него уже имеется, по неверно направлена, и он смотрит не туда, куда надо. Вот здесь-то и надо приложить силы». (La Republi- Que, livre VII, 518c—d // Platon. Oeuvres completes, t. VII-1 / trad. E. Chambry, ed. citee, p. 151 (Платон. Соч.: В 4т. М., 1994. Т. 3. С. 299)).
Во-вторых, обращение на себя предполагает констатацию собственного незнания и решение начать заботиться о себе, заниматься собой.7 И наконец, третий момент: обращение на себя будит воспоминание, возвращающее душу на ее родину,—туда, где обитают сущности, истина и Бытие.8 из «Федра», Ь—с: «... ведь человек должен постигать [истину] в соответствии с Идеей, исходящей от многих чувственных восприятий, но сводимой Рассудком воедино. А это и есть припоминание (anamnesis) того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу»
|