Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Примечания. 1 Ср. лекции в Коллеж де Франс от 5 и 12 марта 1980 г.





 

1 Ср. лекции в Коллеж де Франс от 5 и 12 марта 1980 г.

- У Сенеки часто встречается facere suum, но в общем смысле «при­своения»; ср. письмо 119, где говорится об Александре и его жажде присвоения: «quaerit quod suum facial» — «ищет, чего бы присвоить» (Lelircs a Lucilius, t. V, livre XIX—XX, lettre 119,7 (Нравственные пись­ма.,, с. 306)). Но зато встречаются такие выражения, как se facere (де­лать себя): «facio me et formo (сотворяю себя и формирую)» (Dc la vie he-ureuse, XIV,4 // Seneque. Dialogues, t.II / trad. A.Bourgery. Paris, Les Belles Lettres, 1923, p. 30) или fieri suum: «inaestimable bonum est suum fieri» — «принадлежать самому себе — неоценимое благо» (Lettres a Lucilius, t. Ill, livre IX, lettre 75, 18, p. 55 (Нравственные письма.., с. 145)).

3 Comment ecouter (О слушании) // Plutarque. Oeuvrcs morales,
t. 1—2 / trad. A. Philippon. Paris, Les Belles Lettres, 1989.

4 «Думаю, ты не без удовольствия прочтешь в качестве преамбулы
эти замечания Теофраста о восприятии на слух, в которых он утверж­
дает, что среди всех видов восприятия оно более всего связано со стра­
стями (pathetikotaten), ничто из того, что можно видеть, вкушать или
трогать, не вызывает столь сильных волнений, переживаний и чувств,
как те, что овладевают душой, когда громкий шум, 1рохот и крик про­
никают в нее через слух» (id., 37f—38a, р.37).

5 См. песнь XII «Одиссеи», ст. 160—200.

6 См. длинный пассаж в книге III «Государства» (397а—399е),
где отвергаются поэты-подражатели и осуждаются расслабляющие лады

 

 

7 «Но он (слух) еще теснее связан с разумом (logikdtera), нежели со
С1растям11» (Phttarque. Comment ecouter, 38а, p. 37).

8 Seneque. Lcttrcs a Lucilius, t. IV, livre XVII—XVIII, lettre 108, 4
(p. 178). (Сенека. Нравственные письма... Цит. С. 271)-

9 «Школа философии, люди, это iatTcion (лечебница). Выходить от­
туда должны не удовольствие испытав, но боль. Ведь вы приходите ту­
да не здоровые, но кто с вывихнутым плечом, кто с опухолью, кто со
свищом, кто с головной болью». (Epictete. Enlretiens, III, 23, 30, ed.
cilee, p. 92 (Эпиктег. Цит., с. 199)).

10 «В том и сила философии, что она помогает не только привер­
женным ей, но и всем, кто имеет с ней дело (еа philosophiac vis cst ut non
studcntis, scd ctiam conversantis iuvel)». (Sencqite. Lettre a Lucilius, loc.
cit. supra, note 8).

"Ibid.

i: «Как так? Разве мы не знаем таких, кто много лет просидел у фи­лософов — и ничуть даже не загорел? Знаем, конечно, и столь постоян­ных и упорных, что я называю их не учениками (non discipulos philosophorum), а жильцами (inquilinos) философов» (id., leltre 108, 5 p. 178 (там же, с. 271)).

13 Epictete. Entrcticns, II, 23, 40 (p. 108 (Эииктет. Цит. С. 148)).

14 «Поскольку... преподавание правил неизбежно должно вестись
и через определенное слово (lexis) и с каким-то разнообразием и тонко­
стью выражений, то некоторые, пленяясь именно этим, тут и остаются,
одни пленяясь словом (lexis), другой — силлогизмами...» (id. 23,
40-^1, р. 108 (Там же, с. 148)).

15 «И тут и там [и в искусстве врачевания и в искусстве красноре­
чия] нужно разбираться в природе, в одном случае — тела, в другом
души, если ты намерен пользоваться не навыком (tribe) и опытом (ет-
peiria), а искусством (tekhne)». (Platon. Phedre, 270b / trad. L. Robin, ed.
cilee, p. 80 (U.iamou. Соч. M., 1993, Т 2, с. 180—181)).

16 «Среди них царило исключительно молчание». (Porphyre. Vie
de Pylhagore / trad. E. Des Places, ed. citee, § 29, p. 195); ср. также сло­
ва Исократа в его Busiris об учениках Пифагора: они «вызывали
большее восхищение тем, что молчали, чем тс, кто прославился
своими речами» (Busiris, XI / trad. G. Mathieu & Bremond, ed. citec,
§ 29, p. 195), а также решающие свидетельства Ямвлиха в ею «Жиз­
ни Пифагора»: «После этих трех лет [предварительною испыта­
ния] тем. кто хотел стать его учеником, полагалось молчать пять лет,
чтобы выяснить, насколько они собой владеют, ибо из всех воздер­
жаний самое трудное — на язык» (trad. L. Brisson & A.-Ph. Se-
gonds, cd. citec, § 72, p. 41); ср. также: «Поначалу, стало быть, что­
бы ncnuiaib приходящих к нему, он смотрел, могут ли они „держать

 

 

язык за зубами" (ekhemuthein), действительно, это понятие было у них в ходу, он проверял, способны ли они хранить молчание и сбе­регать для себя то, что они поняли из преподанного им. Затем он смот­рел, скромны ли они, и больше молчал, чем говорил» (id., § 90, р- 55).

17 «Философии подобает благоговение»» (Lettres a Lucilius, t. II, livre V, lettre 52,13, p. 46 (Нравственные письма.., с. 88)).

((«В молчании есть что-то глубокое, религиозное, избыточное» (Traite sur le bavardagc, 504a // Plutarque. Oeuvrcs morales, t. VII—1 / trad. J. Dumortier & J. Defradas, ed. citec, § 4, p. 232).

19 Собственное свидетельство такого обучения см.: Dits et Ecrits, op. cit., t. IV, N336, p. 525.

;o «Должно быть, слуховой канал у таких людей ведет не к душе, а к языку» (Traite sur le bavardage, 502d, § 1, p. 229).

21 «Лечение, применяемое философией против болтливости, весь­
ма затруднительно; в самом деле, используемое ею средство — это
слово, его нужно выслушать, а болтуны никого не слушают, так как без
умолку болтают» (Id., 502b, §1, p. 228).

22 Для сопоставления правил молчания в пифагорейских и христи­
анских общинах^см.: Festugiere A.-J., Sur le dc Vita Pythagorica de Jam-

blique, reed. // Etudes de philosophic grecquc, op. cit., en particulier, p. 447_45i.

23 См.: лекцию от 20 января, второй час.

24 «Содействие с его стороны, внимательное слушание, он смотрит
только на него (eis auton), сохраняя неподвижность (epi mias kai tes
antes skhseos epimcnontes)» (Philon. De Vita contemplativa, 483M / trad.
P. Miquel, ed. citee, § 77, p. 139).

25 Насчет stultitia см. лекцию от 27 января, первый час.

26 Относительно фигуры effeminatus см. замечания Фуко в LUsage
des plaisirs, op. cit., p. 25.

-1 «Пусть все же будет разница между криками в театре и в школе! Ведь и хвалить можно разнузданно» (Lettres a Lucilius, t. И, livre V, let-to 52, 12, p. 45 (Нравственные письма.., с. 88)).

2Х В своем издании (цитируемом) Сенеки П. Вейн замечает по это­му поводу: «Скрести в затылке — „аутистический" жест, он указывает на отсутствие мужского достоинства, считалось, что это женский жест» (р. 720).

29 Leltres a Lucilius, t. II, livre V, lettrc 52, 12—1 (p. 45—46 (Нравст­венные письма.., с. 68)).

«Наклоном головы, взглядом они показывают, что поняли (sunie-1ai kai katcilephenai), улыбкой, легким движением бровей они выража-10' одобрение говорящему, медленно поднимая голову и указательный

 

 

палец правой руки, они показывают, что находятся в затруднении» (De vita conlemplativa, 483M, § 77, p. 139).

31 Entretiens, 11, 24, 1 (p. 114 (Беседы, с. 148)).

32 Id., 24, 27 (p. 115(c. 151)).

3i «Потому что ты нс вызвал во мне интереса (ouk erethisas) (id., 24, 28, p. 114 (с. 151)).

34 Id., 24, 15—16 (p. 112 (c. 149—150)).

35 Id., 24, 29 (p. 115(151)).

36 Речь о «юноше, обучавшемся ораторскому искусству», который
пришел «с чрезмерно изысканно уложенными кудрями» (Entrtiens,
111,1,1, р. 5 (с. 153)). См. разбор этого места в лекции от 20 января, пер­
вый час.

37 См.; Hadot P. II Concepts et Categories dans la pensec antique, s.dir.
P. Aubenque. Paris, Vrin, 1980, p. 309—320.

38 Насчет Sinn и Bcdeutung см. известную статью Фреге «Смысл и
значение» (Frege G. Ecrits logiques et philosophiques / trad. C. Imbert. Pa­
ris, Le Seuile, 1971, p. 102—126).

39 Парэнстический, «относящийся к нарэнезу, увещанию, убежде­
нию» (Littre; ср. глагол parainein, который означает «советовать, убеж­
дать»).

40 Lettres a Lucilius, t. IV, livre XVII—XV11I, lettre 108, 28 (p. 186
(Нравственные письма.., с. 275)).

41 «Так, — но бежит между тем, бежит невозвратное время (sed fu-
git interea, fugit inreparabile tempus)» (Virgile. Lcs Gcorgiques, livre III,
vers 284 / trad. H. Goclzer. Paris, Les Belles Letlres, 1926, p. 48 (Вергилий.
Георгики. Кн. Ill, стих 284/пер. С.Шервинского. М., 1971, с. 99)).

42 Lettrcs a Lucilius, t. IV, livre XVII— XVIII, lettre 108,28 (p. 186 (с.
275)).

43 Id., lettre 108, 25 (p. 185 (c. 274)).

44 На самом деле сентенция, которую Сенека преподносит как дол­
женствующую быть запечатленной в душе, такова: «Лучшие самые
дни убегают для смертных несчастных ранее всех» (Там же, с. 275); это
ст.66 из третьей книги Георгик, цитируемый Сенекой в другом произ­
ведении: «О быстротечности жизни», VIII, 2.

 







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 402. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия