Студопедия — Примечания. 1 Предисловие к первой части «Исследований о природе», разо­ бранное в лекции от 17 февраля, второй час.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Примечания. 1 Предисловие к первой части «Исследований о природе», разо­ бранное в лекции от 17 февраля, второй час.






 

1 Предисловие к первой части «Исследований о природе», разо­
бранное в лекции от 17 февраля, второй час.

2 Marc Aurele. Pensees, VI,3, ed. citee, p. 54 (перевод, исправленный
Фуко) (Марк Аврелий. К себе самому. М, 1998. С. 77).

3 Pensees. 111,11 (р. 24). (К себе самому. Цит., с. 46—47).

4 «Ты же, говорю я, избери просто и как подобает свободному выс­
шее благо и придерживайся его. Высшее благо означает [высшую] поль­
зу. Если оно тебе как разумному существу [полезно], соблюдай его»

(id., 6, р. 22 (там же, с. 45)).

5 «Тщательно наблюдай за способностью восприятия ({moXirtiKriv
5\>vauiv; во французском переводе — faculte d'opinion. —А. П.). В ней
содержится все нужное...» (id., 9, р. 23 (там же, с. 46)).

6 «И ешс помни, что каждый человек живет лишь в этом длящемся
мгновении, а остальное или уже прожито, или неизвестно» (id., 10,
р. 23 (там же, с. 46)).

7 La physique comme exercice spirituel ou pessimisme et optimisme
chez Marc Aurele («Физика как духовное упражнение, или Пессимизм и
оптимизм у Марка Аврелия») // Hadot P. Exercices spiriluels et Philoso­
phic antique, op. cit., p. 119—133.

8 Подробное описание этого концептуального различия находят у
Диогена Лаэрция в его книге о Зеноне: «Определение — это предложе­
ние, произносимое при разборе в точном значении (так говорит Анти-
патр в I книге „Об определениях"), или же „отдача собственного" (так
говорит Хрисипп в книге „Об определениях"). Описание — это пред­
ложение, лишь примерно вводящее в предмет, или же определение,
лишь упрощенно выражающее свое значение» (trad. R. Goulet // Dioge-
пе Laerce. Vies et Doctrines des philosophcs illustres, VII, 60, ed. citee,

* Просвещение (нем.). ** Познание, упражнение. После познания — упражнение (грея.)

 

 

р. 829; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова, М.: Мысль, 1979. С. 287).

4 Об этом процеживании представлений, в частности у Эпиктета, см.: Lc Souci de soi (op. cit., p. 79—81) со ссылками на Entretiens, III, 12, 15: «... нсисследуемым представление нельзя принимать, но нужно го­ворить ему: „Погоди, дай посмотрю, кто ты и откуда идешь", как ноч­ная стража: „Покажи мне условные знаки"» (ed. citee, p. 45 (Беседы Эпиктета. Цит., с. 174), а также I, 20, 7—11).

10 Ср. классическое представление Фуко картезианского метода (с
опорой на Regulae) в Les Mots et les Choses. Paris, Gallimard, 1966,
p. 65—71 (русский перевод: Фуко М. Слова и вещи. М., 1979. С. 100).

11 Pensees. VI, 16 (р. 128). «Нужно жить наилучшим образом. Воз­
можность для этого есть в душе, если человек безразличен к вещам
безразличным. Будет же он безразличным к ним, если каждую из них
будет наблюдать по частям и в целом...» (К себе самому. С. 154.)

12 Фуко возвращается здесь к третьей книге, 11: «Ведь ничто так не
возвышает душу, как способность исследовать (elegkhein) путно и по
правде каждый подпадающий в жизни [под представление] пред­
мет...» (id., p. 24 (там же, с. 46)).

13 Elegkhos означает на древнегреческом «стыд», «позор» и затем,
в словаре классики, «опровержение» (см.: Dictionnaire etymologique
de la langue grecque de P.Chantraine. Paris, Klincksieck, 1968—1980,
p. 334—335). Изучение этого понятия, в частности в его сократовском
смысле, см.: Dorion L.-A. La Subversion de Telenchos juridique dans
FApologie de Socrate // Revue philosophique de Louvain, 88, 1990,
p. 311—344.

14 Pensees, HI, 11 (p. 24 (К себе самому. С. 46—47)).

13 О совокупном видении утих упражнений Эпиктета см. часто ци­тируемую Фуко работу: Hijmans В. L. Notes on Epictetus' Educational System. Utrecht, 1959.

Entretiens, HI, 3, 14—19 (p. 18) (Беседы Эпиктета. Цит., с. 160— 161).

1 Тексты Кассиана разобраны в лекции от 26 марта 1980 г. 1К Сошел J. Premiere Conference de Fabbc Moi'se // Conference, t. I, 18 / trad. Dom E. Pichery. Paris, Ed. du Cerf, 1955, p. 99 (см. по пово-ДУ того же текста: Dits et Ecrits, op. cit., IV, N 363, p. 811).

Id. § 20—22, p. 101—107 (по поводу того же текста см.: Dits et, loc. cit.).

Pensees, HI, 11 (p. 24 (К себе самому. Цит., с. 46-^7)).

«Спасение жизни в том, чтобы каждую вещь рассматривать, ка-°ва она в целом, какова ее материальная часть, какова причинная си-Ла--.» (Pensees, XII, 29, р. 142 (К себе самому. Цит., с. 168)).

 

 

22 «Этот предмет — что он такое сам но себе по своему устройству?
Каков он по своей субстанции и веществу?» (Pensees, VIII, 11, р. 85
(К себе самому. Цит., с, 109)).

23 «Постоянно и по возможности при всяком представлении при­
меняй учения физики (phantasias phusiologein)...» (id, 13, p. 85 (гам же,
с. 109)).

24 Панкратисм называлось жестокое упражнение, некое соедине­
ние кулачного боя и борьбы, в котором «побеждали, либо выведя про­
тивника из строя, либо он поднятием руки признавал себя
побежденным. Поэтому допускались любые удары — не только кула­
ком — и приемы, разрешенные в обычной борьбе, и любой способ на­
падения: удары ногой в желудок или в живот, выкручивание рук и ног,
укусы, удушение и т. п.». (Marrou H.-l. Histoire de Peducation dans ГАп-
tiquite, op. cit., p. 190).

25 «Очаровательная песня, танец, двоеборье будут выглядеть менее
привлекательными, если гармонию голоса разделишь на отдельные
звуки и спросишь себя самого о каждом, покоряешься ли ты ему. Ведь
ответишь отрицательно. Подобным образом раздели и танец на каждое
отдельное движение или остановку. То же самое сделай и с двоеборь­
ем» (Pensees, XI,2, р. 124 (К себе самому. Цит., с. 150)).

26 Там же.

27 Pensees, VI, 15 (р. 57 (К себе самому. Цит., с. 80)).

28 Pensces, XI, 2 (р. 123—124 (К себе самому. Цит., с. 150)).

29 «Все, что я собой представляю, есть только плоть, дыхание и ру­
ководящее начало. Оставь книги, не разрывайся: нет времени. А плоть
презирай так, словно умираешь: она кровавая грязь, кости, сплегение
нервов, жил и артерий. Рассмотри и дыхание — что оно такое? Дунове­
ние, и не всегда одинаковое, но каждое мгновение выдыхаемое и опять
вбираемое. Итак, остается третье: руководящее начало». (Pensees, H, 2,
р. 10 (К себе самому. Цит., с. 32—33); Pensees, VI, 15, р. 57 (К себе са­
мому. Цит., с. 80)).

30 Pensees, VI, 15 (р. 57 (К себе самому. Цит., с 80)).

31 См. выше, прим. 28.

32 Вся эта тематика стоической вечности, завоевываемой в совер­
шенном и строго имманентном акте, понимаемой не как sempcrnilas
(всегдашносгь), но как замыкающий время миг, изложена в классиче­
ском труде В. Гольдсмидта «Le Systeme sto'icien et I'ldce dc temps»
(1953). Paris, Vrin, 1985, p. 200—210.

33 Речь идет о пурпурной ленте, нашиваемой на тунику как знак от­
личия (сенатора от всадника).

34 «Как о мясных блюдах и другой подобной пище нужно представ­
лять себе, что это вот труп рыбы, а это — труп птицы или поросенка,

 

 

что фалернское, опять же, — виноградная жижица, а претскста [тога, окаймленная пурпуром] — волосы овцы, смоченные кровью улитки, так и о том, что происходит при совокуплении (sunousia), [представ­ляй] что это [всего лишь] трение о внутренний орган и сопровождаю­щееся некоторым содроганием выделение слизи» (Pensees, VI, 13, р. 55 (К себе самому. Цит., с. 79)).

35 «Подобные представления есть именно такие, которые проника­
ют в самую суть вещей и проходят сквозь них (kathiknoumenai auton),
так что видно, каковы эти последние. Так следует поступать и по отно­
шению ко всей жизни в целом (houtos dci par' holon ton bion poiein),
и там, где вещи кажутся внушительными, срывать с них покровы
(apogumnoun) и созерцать (kathoran) их ничтожество (euteleian), и уда­
лять с них прикрасы, благодаря которым они кажутся значительными.
Ибо видимость (tuphos — спесь, пустое воображение) — ужасный об­
манщик, и когда тебе кажегся, что ты занят важным делом, тогда-то ты
более всего введен в заблуждение» (id., p. 55—56 (там же, с. 79)).

36 Pensees, II, 2 (р. 10 (К себе самому. Цит., с. 32—33)).

37 «Ведь, например, часть меня, родственная земле, уделена мне от
какой-то части земли, а влажное естество — от иной [материальной]
основы, дыхательная часть — из какого-нибудь другого источника, а
теплое и огневидное естество — из какого-нибудь соответствующего
источника. [...] Таким же образом и мыслительное естество приходит
откуда-нибудь». (Pensees, IV, 4, р. 29 (К себе самому. Цит., с. 51)).

3* Pensees, X, 19 (р. 115 (К себе самому. Цит., с. 142)).

39 Doctor Faustus // The Works of Christopher Marlowe, ed. Tucker
Brooke. Oxford, 1910.

40 Письмо от 16 февраля 1759 г. в: Leasing G.E. Briefe die neucste Li-
teratur betreffend. Stuttgart, P. Reclam,,1972, р. 48—53.

41 Goethe. Faust / trad. Gerard de Nerval, premiere partie: «La Nuit». Paris, Gamier, 1969, p. 35—36.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 437. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия