Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Примечания. 1 Peri askescos // Musoniits





 

1 Peri askescos // Musoniits. Reliquiae, ed. О. Hense citee, p. 22—27 (ср. французский перевод Fcsiugierc: Deux prcdicateurs dans TAntiquite, Teles ct Musonius, ed. citee, p. 69—71).

: «Добродетель, говорил он, — не только созерцательная наука (episteme theoretike), но также и практическое знание (alia kai praktike), как врачебное искусство или музыка. Подобно тому как врач или му­зыкант должны не только усвоить начала своего искусства, но и вы­учиться действовать согласно им (me monon aneilephenai ta thcoremata tes hautou tekhncs hekatcron, alia kai gegumnasihai praitein kala ta theorc-mata), гак и tot, кто хочет быть человеком добродетельным, должен не только глубоко знать (ekmanthanein) все, что касается добродетели, но и натренироваться в применении этих знаний, трудясь ревностно и упорно (gumnazesthai kata tauta philotimos kai philoponos)». (Deux predi-

cateurs dans I'Antiquite.., p. 69).

3 Об идее askesis tes aretes у пифагорейцев см.: VernantJ.-P. Le fleu-
ve «amcles» ct la «melete thanaton» // Mythc ct Pensee chez les Grecs, op.
cit..t. I, p. 109—112 (начало статьи).

4 См. заключение рассказа Протагора о добродетели как предмете
упражнений: «Но если у кого нет тех добрых свойств, которые, как
считаю!, приобретаются старанием (epimeleias), упражнением (ask-
eseos) и обучением, зато есть противоположные им недостатки, это
влечет за собою гнев, наказания и увещевания» (Protagoras, 323d //
Platon. Oeuvrcs completes, I. Ill—1 / trad. A. Croisct. Paris, Les Belles Let-
fres, 1966, p. 38 (Платон. Соч., т. 1, с. 433)); см. также сразу после зна­
менитого пассажа в «Государстве» об образовании как обращении
Души: «Некоторые положительные свойства, относимые к душе, очень
олизки, пожалуй, к таким же свойствам тела; в самом деле, у человека
сперва их может и не быть, они развиваются позднее путем упражне­
ния и входят в привычку (ethesi kai askesesin)». (La Republique, livre
VH, 518d—e, t. VII—1 / trad. E. Chambry, ed. citee, p. 151 (Платон. Соч.,
т-3,с. 300)).

«Для воспитания душ у них (египетских жрецов) служат заня-1Ия Философией (fhilosophias askesin)» (Busiris // Jsocrate. Discours,

 

 

XII, 22, t. I / trad. G. Mathieu & E. Bremond. Paris, Lcs Belles Lettrcs, 1923, p. 193).

6 Насчет askesis у Диогена см. § 23 («он пользовался всем, чтобы
поупражняться») и прежде всего § 70—71 книги VI «Vies et Doctri­
nes des philosophcs illustres» (trad, s.dir. M.-O.Goulct-Gaze, ed. citee,
p. 736—738), а также на эту тему см. книгу: Goulet-Caze M.-O. (Гу-
лэ-Газэ М. О.) LAscese cyniquc. Un commentairc de Diogene Lae'rce VI
70—71, op. cit.

7 Об отказе от себя в христианстве см. лекцию от 17 февраля, пер­
вый час.

8 См. первый час лекции об упражнениях Марка Аврелия в реду­
цирующем восприятии.

9 Ср. разбор того же текста в лекции от 10 февраля, второй час.

10Marc Aurele. Pensces, VII, 61, ed. citee, p. 19 (Марк Аврелий. К себе самому. Цит. С. 102).

11 Намек на растительную метафорику из 8 параграфа (Lettres a Lu-
cilius, t. И, livre V, leltre 50, 8, ed. citee, p. 79 (Нравственные письма...
С. 84)).

12 Фуко несомненно имеет здесь в виду decreta (так переводит Се­
нека на латынь греч. dogmata; ср.: Marc Aurele. Pensees, VII, 2), отсыла­
ющие к общим началам некой системы в противовес praecepta,
конкретным практическим предписаниям. См. письмо 95, где Сенека
восхваляет мораль decreta (общих правил, основоположений): «А
основоположения (dccrcta) — это то, что укрепляет наш дух, сохраняет
наше спокойствие и безмятежность, объемлет всю жизнь и всю приро­
ду. Разница между основоположениями философии и наставлениями
(decreta philosophiae et praccepta) та же, что между первоначальными
веществами и отдельными предметами [...]. Но до истины не дойти, не
зная основоположений [sine decrctis]: они заключают в себе всю
жизнь» (Lettres a Lucilius, t. IV, livre XV, lettre 95, 12 и 58, p. 91, 107
(Нравственные письма... Цит., с. 232 и 238), см. также § 60, а равно
лекцию от 17 февраля, первый час, об Аристоне из Хиоса, к которому
Сенека в 94-м письме возводит этот различение). Общее видение проб­
лемы: Boyance P. Le Stoicisme a Rome // Association Guillaume Bude,
VII-е congres, Aix-en-Provencc, 1963. Paris, Les Belles Lettres, 1964,
p. 218—254.

13 «И то же самое надо сказать о доводах (logon), с помощью кото­
рых умеряют страсти (pros ta pathd bocthousi). Их надо применять до
прихода страстей, ибо если доводы разумны, то при длительном усвое­
нии (paraskeuasmenoi) они оказываются более действенными». (№-
larque. De la tranquillite de Tame, 465b / trad. J. Dumorticr & J. Defradas,
ed. citee, § I, p. 99).

 

 

14 Эта метафора есть у Плутарха в его «Утешении Аполлонию»,

101Г

15 См. лекцию от 17 февраля, первый час.

'о Ср. этот образ у Плутарха (О сдерживании гнева, 453е).

!• «Как врачи всегда держат наготове (prokheira) инструменты и железные приспособления для срочных операций, так и ты имей наго­тове основоположения для рассмотрения дел божеских и человече­ских...» (Afoir Aurele. Pensees, III, 13. p. 25 (Марк Аврелий. К себе самому. Пит., с. 47) — сходное употребление prokheiron см. также XI, 4; VII, 64; VII, 1; V, 1).

1S См.: VernantJ.-P. Aspects mythiqucs de la memoire // Mythe ct Pen-seec chcz les Grecs, 1.1, p. 80—107, а также Detienne M. La memoire du poete// Lcs Maitres de veritc dans la Grecc archai'que (1967). Paris, Pocket, 1994, p. 49—70.

 







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 383. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия