Примечания. 1 «Приобретение книг—сколько бы ни мог ты пробрести — разумно лишь в определенных пределах
1 «Приобретение книг—сколько бы ни мог ты пробрести — разумно лишь в определенных пределах. К чему иметь несчетное количество книг и библиотек, если владельцу за всю жизнь едва удастся прочесть названия? Множество прочитанных книг загромождает, а не обогащает дух, и гораздо лучше прилепиться к малому числу авторов, чем блуждать повсюду». (Seneque. De la tranquillite dc Tame, IX, 4 / trad. R.Waltz, ed. citee, p. 89—90). 2 С'м. лекцию от 24 февраля, второй час. 3 Это размышление о смерти разобрано в лекции от 24 марта, вто-рой час.
4 Эйдетическая вариация — это метод, с помощью которого в чем-то данном выделяют инвариантное смысловое ядро, конститутивное для данного сущего и называемое иначе его эйдосом. Вариация предполагает ряд воображаемых трансформаций этого сущего, выявляющих границы, переступая которые мы имеем дело уже с иным сущим и, таким образом, позволяет очертить его инвариантный смысл (сущность). «Эйдетическая», стало быть, относится не столько в самой вариации, сколько к ее результату. 5 Надо заметить, что в ответе Дсррида (1972) Фуко уже вывел смысл картезианского «размышления» за рамки установления чистых правил метода, рассматривая его в контексте необратимых процессов субъективации; «Напротив, „медитация", как и прочие мыслительные операции, производи! новые содержания, которые влекут за собой целый ряд изменений в высказывающем их субъекте [...]. В размышлении субъект непрестанно изменяется в результате собственного движения; его речь производит последствия, в которые он вовлечен, она подвергает его риску, заставляет пройти через испытания и искушения, приводит в то или иное состояние, она придаст ему статус, которым он изначально вовсе не обладал. Короче говоря, размышление подразумевает изменчивого субъекта, который меняется под воздействием самих происходящих с ним дискурсивных событий» (Oils et Ecrits, op. cit., II, N 102, p. 257). 6 Фуко собирался опубликовать сборник статей, посвященных 7 Нельзя только писать или только читать; одно из этих дел удруча- 8 «Вот к чему следовало бы приучать себя занимающимся филосо 9 Entretiens, HI. 5, 11 (p. 23 (Эпиктет. цит.. с. 163)). 10 Id., 24. 103 (p. 109 (Там же, с. 209)). 11 Id., 24. 104 ((Там же, с. 209)).
12 См. лекцию от 24 марта, первый час. 13 Насчет hupomnemata см. пояснения Фуко в «Ecriturc de soi» // Dits ct Ecrits, IV, N 329, p. 418-^123. 14 На самом деле смысл hupomnemata в греческом — более широ 45—49). 15 Cicero. Letters to Atticus, ed. et trad. D. R. Shackleton Bailey. Har 1(1 Речь о 99-м письме (Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Цит. С. 247—251), где Сенека переписал для Луцилия письмо, отосланное им Маруллу. 17 «Я слишком поздно получил твое письмо, в котором ты просишь меня написать о спокойствии души [...]. У меня совсем нет свободного времени, чтобы заняться тем, о чем ты просишь, но для меня еще более непереносима мысль, что человек, через которого мы общаемся, придет к тебе с пустыми руками. Посылаю тебе выписки (hupomn-ematon), сделанные мной для себя» (De la tranquillite dc fame, 464e—f, § I, p. 98). 1S Обо всем этом см. лекции в Коллеж де Франс с 6 февраля по 26 марта 1980 года, в которых Фуко (в рамках общетеоретического подхода, определенного им как изучение обязательств по отношению к истине) рассматривает взаимосвязь между явлением истины и прощением ошибок, отталкиваясь от проблем крещения, канонического покаяния и руководства сознанием. Также надо обратиться к лекциям от 19 и 26 февраля 1975 года, в которых Фуко разбирает историю пасторства (Les Anormaux. Cours аи College de France, 1974—1975, ed. s. dir. F. Ewald & A. Fontana, par V. Marchctti & A. Salomoni. Paris, Galli- mard/Seuil, 1999). 1д В связи с этим переходом от техники признания, ограниченного монастырской средой, к общеобязательной практике исповеди см.: La Volonic dc savoir. Paris, Gallimard, 1976, p. 28—29 et 84—86. 20 Фуко занялся анализом процедур признания в судебной системе после первых лекций в Коллеж де Франс (1970—1971 гг., о «Воле к знанию»; резюме этого курса в: Dits et Ecrits, II, N 101, p. 240—244), начав с изучения эволюции феческого права с VII по V век до н. э. В качестве образца был взят «Царь Эдип» Софокла.
21 Об испытании сознания (Гсхатеп de conscience) в стоицизме, и в 22 См. точное определение термина «признание» в неизданной лек 23 Записи Арриана не содержат первой, собственно технической и 24 Письмо Арриана Геллию. Эпиктет. Беседы. С. 39. 25 См. лекцию от 27 января, первый час. 26 См. данную лекцию, первый час.
|