Студопедия — Стержневые государства, концентрические круги и цивилизационный порядок» в понимании С. Хантингтона.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Стержневые государства, концентрические круги и цивилизационный порядок» в понимании С. Хантингтона.






Уже с конца XIX века появляется множество геополитических концепций, пытавшихся дать чёткую картину международных отношений практически во все исторические периоды. Более того, создатели этих концепций строили геополитические прогнозы на будущее, пытаясь как-то предсказать политическую и стратегическую расстановку сил на мировой арене. Одной из таких концепций является цивилизационная модель современного социолога и политолога Самюэля Филипса Хантингтона (1927-2008 гг.), опубликовавшего в 1993 году свою статью «Столкновение цивилизаций?» в журнале «Foreign Affairs», которая вызвала огромный резонанс в научных кругах. В ней он провёл геополитический анализ мировой политики после «холодной войны» и высказал мнение, что «центральным и наиболее опасным аспектом зарождающейся глобальной политики станет конфликт между группами различных цивилизаций». Окончательно свои взгляды он сформулировал в работе «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка», вышедшей в 1996 году.

В своей работе С. Хантингтон выделяет следующие цивилизации: 1) Синская; 2) Японская; 3) Индуистская; 4) Исламская; 5) Православная; 6) Западная; 7) Латиноамериканская; 8) потенциальная Африканская. Структура цивилизаций имеет следующий вид (на период после «холодной войны»):

- страны-учатницы – в культурном плане они полностью отождествляют себя с одной цивилизацией;

- стержневые государства – наиболее могущественные, центральные в культурном отношении страны. В Синской цивилизации стержневое государство – Китай, в Японской – Япония, в Индуистской – Индия, в Православной – Россия, в Западной – это США, а также франко-германский стержень в Европе и дрейфующий между ними дополнительный центр власти – Великобритания. Исламская, Латиноамериканская и Африканская цивилизации не имеют стержневых государств, в настоящее время на их роль претендуют несколько стран, например, среди исламских государств – это Саудовская Аравия, Иран, Пакистан, Индонезия, Египет, Турция; среди африканских стран – вероятнее всего ЮАР;

- страны-одиночки – не имеют культурной общности с другими народами;

- расколотые страны – большие группы населения этих стран принадлежат к различным цивилизациям. Пример: Судан (мусульманский север и христианский юг), Индия (мусульмане и индуисты);

- разорванные страны – имеют одну господствующую культуру, которая соотносит их с одной цивилизацией, но лидеры этих стран стремятся совершенно к другой цивилизации. Пример: Австралия (являются представителями Западной цивилизации, но стремятся стать частью Азии).

По мнению С. Хантингтона, странам свойственно “примыкать” к странам со схожей культурой и противостоять тем, с кем у них нет культурной общности. Это особенно верно в случае со стержневыми государствами, чья мощь привлекает родственные культурно страны и отталкивает культурно чуждые. По соображениям безопасности стержневые государства пытаются включить в свой состав или подчинить влиянию народы других цивилизаций, которые, в свою очередь, пытаются сопротивляться или уйти из-под такого контроля (Китай, тибетцы и уйгуры; Россия и татары, чеченцы и мусульмане Центральной Азии).

Порядок, сложившийся во времена “холодной войны”, был результатом господства сверхдержав двух блоков и их влияния на третий мир. В зарождающемся мире глобальная власть уже устарела, а глобальное сообщество остается далекой мечтой. Ни одна страна, включая Соединенные Штаты, не имеет значительных глобальных интересов безопасности. Условия для установления порядка в сегодняшнем более сложном и однородном мире лежат как внутри цивилизаций, так и между ними. В мире сложится либо порядок цивилизаций, либо вообще никакого. В этом мире стержневые страны цивилизаций являются источниками порядка внутри цивилизаций, а также влияют на установление порядка между цивилизациями путем переговоров с другими стержневыми государствами.

Мир, где стержневые страны играют доминирующую роль, – это мир сфер влияния каждой из них. Но это также и мир, где влияние стержневой страны ограничивается и ослабляется культурой, общей с другими представителями цивилизации. Культурная общность делает законным лидерство стержневого государства и его роль гаранта порядка как в глазах стран-участниц, так и внешних держав и институтов. В своей работе Хантингтон утверждает, что бесполезно поступать так, как делал Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали в 1994 году, и бороться за правило “сферы поддержки интересов”, согласно которому доминирующая в регионе страна должна быть представлена не более чем одной третью в составе миротворческих сил ООН. Такое требование игнорирует геополитическую реалию, что в каждом регионе, где есть доминирующее государство, мир может быть достигнут только под предводительством этой страны. ООН не является альтернативой региональной власти, а региональная власть становится ответственной и легитимной только в том случае, когда она применяется стержневыми государствами по отношению к другим странам этой цивилизации.

Стержневая страна может выполнять свои функции по поддержанию порядка только потому, что другие страны воспринимают ее как культурного родственника. Цивилизация – это большая семья, и стержневые государства как старшие члены семьи поддерживают своих родственников и обеспечивают порядок. Если подобное родство отсутствует, способность более могущественных держав улаживать конфликты и наводить порядок в своем регионе ограничена. Пакистан, Бангладеш и даже Шри-Ланка ни за что не воспримут Индию как гаранта порядка в Южной Азии, и ни одно восточно-азиатское государство не даст Японии выполнять эту роль в Восточной Азии.

Стержневое государство притягивает более слабые, но культурно близкие страны, образующие концентрические круги. В православной цивилизации, по Хантингтону, стержневым государством является Россия, к которой испытывают притяжение православные Белоруссия, Молдова, Украина, Грузия, Армения. Прибалтийские республики, напротив, испытывают притяжение Европы; они покинули концентрический круг влияния России.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 3084. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия