Есть несколько видов мудрости.
1) мудрость Благодати,возникающая в конце, 2) мудрость богословская — мудрость веры, использующая разум, вопрос об интерпретации. 3) метафизическая мудрость- соотношение истины, веры и знания. Истина — это «соответствие интеллекта и вещи». То есть понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога. Есть истина ревитаблия- человек может дойти сам, эта истина может быть доступна, не является необходимой. Истина Ревилата - истина веры. дойти самому нельзя. Открывается рациональное и нерациональное Универсалии есть в трех смыслах. Существуют после жизни. 1) Универсалия, содержащаяся в вещи, в качестве ее сущности, непосредственная универсалия; 2) Универсалия, абстрагированная от субстанции, то есть существующая в человеческом уме. В этом виде она реально существует только в уме, а в вещи имеет лишь свою основу. Эту универсалию Фома называет рефлексивной; 3) Универсалия, не зависимая от вещи в божественном уме. Универсалии в уме творца. Существуют после жизни. Акт актов – чистейший акт, единство мира не в формах, а в том, что все было сотворено. Акт бытия пребывает внутри всякого «сущего» как его сокровенная глубина, как его подлинная действительность. Принцип Фомы - существование важнее сущности,по Фоме неверно, что нас всех объединяют некие приобретенные качества,а объединяет нас всех мистический Акт успюрис - чистый акт творения, избавленный от всего несовершенного. Сущность вещей - сопричастность к акту творения, в этом смысле божественный оттенок есть у всего. В акт успюрис материя пассивна, из нее лепил Бог. Эманация - распространение избыточной полноты абсолютного Бытия за пределы собственно своего бытия. Разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Эссенция – материальное. Экзистенция- Субсистемная форма,жизнь без материальности. Бог не правит непосредственно, он правит через законы. Есть предел познания,не зная Бога, нельзя его логически обосновать, а мы не знаем Бога. Познать можно только:после смерти, через веру, через разум
|