НАТУРЦЕНТРИЗМ
| АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
| ЭКОЦЕНТРИЗМ
|
1. Высшую ценность представляет природа.
| 1. Высшую ценность представляет человек.
| 1. Высшую ценность представляет гармони‑
чное развитие человека и природы.
|
2. Иерархическая картина мира: на верхнем
уровне иерархии находится первозданная
природа.
| 2. Иерархическая картина мира: на верхнем
уровне иерархии располагается человек.
| 2. Отказ от иерархической
картины мира: имеет место почти полный
паритет природы и человека.
|
3. Целью взаимодействия с природой является
обучение жизни в природе, следуя ее законам
при полном отказе от прагматизма
| 3. Целью взаимодействия с природой яв‑
ляется удовлетворение прагматических
потребностей эгоцентристски и
меркантильно ориентированного общества.
| 3. Целью взаимодействия с
природой является удовлетворение как
потребностей человека, так и потребностей
природы при соблюдении меры между праг‑
матизмом и репродуктивностью экосистем.
|
4. “Натуралистический императив”: правильно
только то, что не наносит вреда природе.
| 4. “Утилитарный императив”: правильно
только то, что полезно человеку.
| 4. “Утилитарный императив”: правильно
только то, что полезно человеку.
|
5. Природа воспринимается как единый
субъект, живой организм, из которого человек
автономно не выделен.
| 5. Природа воспринимается как объект
человеческой деятельности.
| 5. Природа воспринимается как относительно
равноправный человеку партнер по
взаимодействию.
|
6. Этические нормы и правила
распространяются на живую природу, а поэто‑
му и на людей, т.к. они свойственны
отношениям всех живых организмов.
| 6. Этические нормы и правила либо вовсе не
распространяются, либо распространяются
очень ограниченно на взаимодействие
общества с миром природы
| 6. Этические правила и нормы равным
образом распространяются как на взаимо‑
действие людей, так и на взаимодействие их с
природой, наделяемой предморалью.
|
7. Развитие природы мыслится
самодостаточным процессом, подчиненным
своим законам
| 7. Развитие природы мыслится как процесс,
который должен быть подчинен целям и за‑
дачам человека.
| 7. Развитие природы мыслится в рамках
взаимосогласованного устойчивого соразви‑
тия ее и общества.
|
8. Деятельность по охране природы про‑
диктована необходимостью сохранить приро‑
ду ради нее самой.
| 8. Деятельность по охране природы
продиктована дальним прагматизмом: не‑
обходимостью сохранить природную среду
для будущих поколений людей.
| 8. Деятельность по охране
природы продиктована необходимостью
сохранить природу ради нее самой и ради
людей.
|
9. Культурно‑воспитательная ориентация на
интровертный тип поведения, склоняющий к
преобразованию внутреннего, духовного
мира, сознания.
| 9. Культурно‑воспитательная ориентация на
экстравертный тип поведения, склоняющий
к интенсивному преобразованию внешней
материальной среды.
| 9. Культурно‑воспитательная ориентация на
умеренно экстравертный тип поведения,
сбалансированный с умеренно интроверт‑
ным типом поведения.
|
10. Приоритет при познании проблемы
соотношения экосферы как целого и
общества, человека, природы как частей
отдается частям (природе).
| 10. Приоритет при познании проблемы
соотношения экосферы как целого и
общества, человека, природы как частей
отдается частям (обществу и человеку).
| 10. Приоритет при познании проблемы
соотношения экосферы как целого и об‑
щества, человека, природы как частей
отдается не целому и не частям, а их
соподчиненности.
|
11. Примат либо чувственно‑практических и
иных внерациональных форм познания
экореальности, либо этически окрашенного
логического мышления.
| 11. Примат рационального, формально‑
логического, аналитического познания эко‑
реальности.
| 11. Логическая сопряженность в диалектиче‑
ском синтезе форм рационального и вне‑
рационального (в том числе эмпирического)
познания экобытия.
|
12. Мистическое, наивно‑стихийное,
алогическое, а также гуманистико‑романтиче‑
ское синкретическое постижение экобытия.
| 12. Отраслевой характер научного познания
экобытия.
| 12. Проблемно‑ориентированный характер
научного познания экобытия.
|
Источник: [22с. 220]