ПРЕДЫСТОРИЯ ГЕОПОЛИТИКИ
Геополитические представления в учениях Древнего Востока (Китай, Индия) Первое протогосударственное образование па территории Китая, а именно в среднем течении Хуанхэ, возникло на рубеже III-II -тыс. до н. э. Это был союз племен Ся. Через несколько веков, уже в начале II тыс., племя Инь добивается гегемонии. Иньская династия правила первым китайским государством до конца II тысячелетия, пока иньский ван (правитель) не был свергнут предводителем племени Чжоу У-ваном. Чжоуский Китай пережил период централизации (до VIII в. до н. э.), когда местные правители (чжухоу) беспрекословно подчинялись правящей династии, и период децентрализации (VIII-VII вв. до н. э.), когда власть вана стала номинальной, а чжухоу постоянно вели междоусобные войны. Это время вошло в историю Китая как «Борьба царств» («Чжаньго»). В VII в. до н. э. империя Чжоу испытывала сильное давление кочевых племен ди, имевших, по-видимому, скифское происхождение. Борьба с кочевниками способствовала не только самоидентификации этнической общности древних китайцев — хуася, но и упадку, а затем и падению империи Чжоу. В то же время именно тогда в науке и массовом сознании постепенно консолидирующегося древнекитайского общества оформляется «китаецентристская», точнее чжоуцент-ристская, геополитическая картина мира (тогда еще не было представления о Китае в его современных границах), в соответствии с которой в центре обитаемой Вселенной (Поднебесной, или, по-китайски, «Тянься») находится облагодетельствованная богом чжоуская Срединная империя. Отсюда, кстати, и происходит само название Китая — Чжунго (чжун — «середина», го — «государство»). Эта империя, используя свое выгодное географическое положение и покровительство богов — чжоуский ван носил титул «Сын неба», — по развитию техники, культуры и военной мощи далеко обошла все страны Поднебесной — отсюда геополитические представления о богоизбранности китайских императоров, мессианской роли империи в обитаемом мире, ее самодостаточности и оправдание автаркии. Царство Чжоу занимало лишь среднее течение Хуанхэ, но постепенно, по мере расширения пределов Срединного царства, представление о Поднебесной как обо всем обитаемом мире перенеслись на него. Таким образом, понятия «Срединная империя» и «Поднебесная» стали синонимами. Тогда же, в.середине I тыс. до н. э., возникают первые представления о военной мощи государства. Так как основу боевого порядка составляли колесницы, то и военная мощь государства измерялась их количеством. Идеальным, непревзойденным государством в Поднебесной признавалась держава, имеющая 10 000 боевых колесниц («ван чэн го»). Эпоха Борьбы царств, начавшаяся в V в. до н. э., завершилась в III в. до н. э., когда к власти пришла династия Цинь (-221 г. до н. э.), а затем — Хань (206 г. до н. э.). Она тоже пережила период централизации царств и консолидации общества (III в. до н. э. — III в. н. э.) и период децентрализации (III-VII вв.). Ханьская империя расширила свои владения далеко за пределы чжоуского мира, при этом свою экспансию она также вела с позиции ханьского этноцентризма. и «средишюсти» Поднебесной империи. Именно циньцами, или хань-цами, по названию самой мощной империи в истории Древнего Китая называют себя современные китайцы. В эпоху Великих географических открытий у европейцев в отношении китайцев закрепился этноним «цинь». Отсюда итальянское название Китая Сinа и английское China. Русское название берет свое начало с XI в., со времени правления династии Сун, ведшей непрерывные войны с монголоязычными киданями, захватившими север Срединной империи. Этноним «кидань», в тюркоязычной передаче «китай», лег в его основу. Борьба с кочевниками занимает важную часть истории Китая, являясь неотъемлемой частью геополитики китайских императоров, После отражения киданей наступает длившийся весь XII в. период воин с чжурдженями, предками маньчжуров; XIII-XIV в. были временем монгольских завоеваний, когда китайская территория вплоть до Хуанхэ входила в состав монгольской державы. Постоянная борьба с кочевниками ставила перед китайским обществом те же геополитические задачи, которые решали в своем противостоянии с варварами Древние Греция и Рим. Это техническое укрепление границ (в частности, Великая Китайская стена), создание специальных войск для постоянной защиты созданных рубежей, завоевание новых земель с целью перемещения границ на более безопасное расстояние, заселение этих земель и т. д. На территории Индии, в долине Инда и его притоков, уже в середине III тыс. до н. э. существовала протоиндская (харапнская) цивилизация. Около середины II тыс. до н. э. с северо-запада в Индию вторглись воинственные племена арьев, постепенпе распространившиеся на весь субконтинент и создавшие первые государственные образования. Геополитические представления правителей этих государств можно проследить по древнейшему памятнику духовной культуры арьев — Ведам. В ведической традиции принято изображать обитаемый мир как океан, в котором плавает цветок лотоса. Этот Лотос, или Падма, и есть обитаемая суша. При этом большие лепестки Лотоса-Падмы означают великие субконтиненты — двипа, т. е. полуострова, с двух сторон окруженные морем: северный — Куру-Двипа (вероятно, Сибирь), южный — Жамбу-Двипа (очевидно, Индия), западный — Кету малас-Двипа (Европа?) и восточный — Бадразвас-Двипа (Китай?). Четыре двипа представляют собой четыре великие геополитические державы (или территории). Между большими лепестками Лотоса-Падмы находятся восемь малых двипа, занимающих подчиненное положение по отношению к большим Двипа. Малые двипа символизируют собой малые державы. Например, Пегу-двипа ассоциируется с Ираном, Ава-двипа — с Аравией и т. д. Отдельно от цветка Лотоса-Падмы плавают в океане листья Лотоса, символизирующие другие континенты и острова. Важно отметить, что Лотос, его лепестки и листья представляют собой одно целое с океаном. Это означает не только единство земли и моря, но и взаимодействие государства (политики) и географии. Кроме того, Падма как живой организм (цветок) имеет завязь плода — Меру (вероятно, Гималаи) и органы оплодотворения — тычинки, символизирующие отдельные, наиболее высокие вершины гор и горных цепей, в которых берут начало главные реки мира. Таковы первые геополитические представления древних арьев, изложенные немецким географом XIX в. К. Риттером, из которых явствует, что природа (океан и суша) и человеческое общество (госу дарства) — единый организм (эту идею в свое время будут обосновывать К. Рихтер и Ф. Ратцель). В центре мироздания помещаются собственные народ (этноцентризм) и государсхво, общество и культура (индоцентризм), это характерно практически для всех школ классической геополитики. На индийском субконтиненте, так же как и в Китае, на протяжении всей истории возникали и распадались царства и великие империи. Каждый период распада империй характеризовался яростной борьбой за гегемонию среди отдельных царств, составлявших когда-то имперское объединение. Например, в VI-IV вв. до н. э. среди государств долины Ганга доминировало царство Магадха, в IV-II вв. до н. э. большую часть Индостана объединила под своей властью империя Маурья, в I-III вв. н. э. северо-запад Индии находился под властью Кушанской империи, образованной пришлыми сакскими кочевниками, на IV-V вв. приходится расцвет империи Гуптов. Геополитические проблемы аналогичны тем, что имелись в Древнем Китае: противостояние кочевникам, борьба разных цивилизаций, внутренняя борьба царств за гегемонию, становление, расцвет, закат и падение империй. Лао-цзы (579-499 до н. э.) Китайский философ Ли Эр, получивший прозвище Лао — «старец» («цзы» означает «учитель», так было принято называть философа, создавшего свою школу), жил в VI-V вв. до н. э. в царстве Чу. Лао-цзы служил архивариусом царского двора царства Чжоу и, видя кругом полный упадок, решил покинуть цивилизованное общество. Начальник заставы на западной границе царства попросил его оплатить таможенный сбор. Мудрец в качестве платы оставил свою рукопись «Даодэцзин», название которой можно перевести как «Путь добродетели» или «Книга о силе и действии». С тех пор никто ничего не слышал о Лао-цзы... В «Даодэцзине» около 5000 иероглифов, но только немногие из них имеют какой-либо геополитический смысл. Например, в § 61, где речь идет о великом и малом царствах, можно обнаружить начатки гидравлической теории (влияние великих рек на развитие человеческого общества и становление Срединной империи), геополитических концепций «притяжения» большим государством малых; «освоения» геополитического пространства с помощью соглашений, союзов, коалиций входящих в него государств. Конфуций (551-479 до н. э.) По преданию Лао-цзы встречался с Конфуцием — он отнесся к нему с уважением и дал несколько советов. Конфуций знаниями и известностью превзошел Лао-цзы, его изречения, собранные учениками в книге «Лунь-юй» («Беседы и высказывания»), устанавливали определенный социальный порядок в китайском обществе. Конфуций почти не оставил изречений по геополитике, к таковым можно отнести изречение № 23 главы шестой (Юн Е), в kotojjom Конфуций утверждает, что «если в Ци (это было сильное, но деспотичное царство) произойдут перемены, то Ци может сравняться с Лу (слабое моральное царство. — Б. Я.). Если в Лу произойдут перемены, то Лу достигнет вершин морального правления». Мэн-цзы (ок. 372-289 до н. э.) Китайский философ Мэн Кэ родился в царстве Лу (Юго-Восточный Китай, современная провинция Шандун), учился у Цзы Сы, внука Конфуция. После окончания учебы путешествовал, посетив многие царства Китая, где пытался заинтересовать правителей своими идеями государственного управления с целью осуществить их на практике. Однако ему удалось лишь небольшое время побыть советником в царстве Ци, Вернувшись на родину, Мэн-цзы основал школу и распространял свои идеи через учеников, он также написал книгу «Мэн-цзы». Л. Фейербах назвал его величайшим философом Китая после Конфуция. Учение Мэн-цзы содержит геополитический аспект. В частности, власть «в пределах четырех морей», т. е. на все четыре стороны света, или по любому из четырех геостратегических направлений, можно распространять, руководствуясь идеями Конфуция о почитании старших, заботе о народе, о милосердии. При осуществлении определенной геополитики («когда ван поднимает войска») следует сначала подумать о ее последствиях («взвешивают и тогда узнают вес») и об опасностях для людей и государства. «Великое желание Сюань-вана» (под которым можно понимать правителя вообще) Мэн-цзы отгадывает без труда: «Желаете расширить свою территорию, принудить царства Чу и Цинь покориться, управлять всей Срединной империей и умиротворить варваров». Это желание, очевидно, потому и считается великим, что решает основ ные геополитические проблемы правителя любого царства Древнего Китая. Но осуществимо ли оно для правителя Ци — одного из девяти царств Китая, если ему противостоят восемь других царств? Мэн-цзы в своем высказывании делает геополитическое обобщение: «Малое, безусловно, не в состоянии противостоять большому, одинокое, конечно, не в состоянии противостоять многим, слабый не в состоянии противостоять сильному». Но осуществить «великое желание» можно, если исполнять принципы «правильного (справедливого, человеколюбивого. — Б. И.) правления», сформулированные Мэн-цзы. Тогда чиновники, купцы, землепашцы, путешественники, а также все обиженные обратят взоры к справедливому правителю, и он может стать вершителем судеб "всей Поднебесной, если будет побуждать людей к добру, сумеет предоставить возможность каждому быть сытым, содержать семью, кормить своих родителей. Артхашастра (II-III вв. н. э.) Артхашастра («Наука государственного управления», «Наука политики») — ценнейший исторический, политический, правовой и литературный памятник древнеиндийской культуры, содержащий важные сведения о различных аспектах жизни древнеиндийского общества. Согласно индийской традиции, Артхашастра написана брахманом Каутильей, занимавшимся делами государственного управления при основателе династии Маурья Чандрагупте I (IV-III вв. до н. э.). По данным европейских ученых, Артхашастра создавалась на протяжении многих лет несколькими авторами примерно во II-III вв. до н. э. С геополитической точки зрения вызывает интерес раздел 19 второго отдела книги, в котором речь идет о правилах заселения пустующих или завоеванных областей. Артхашастра содержит тщательно продуманные и, наверное, апробированные нормы устройства селений, районирования, строительства волостных, районных и окружных центров власти, наделения землей представителей различных социальных групп, предоставления льгот и освобождения от налогов поселенцев, организации экономической жизни, политической власти и суда. Не остался в стороне такой важный геополитический вопрос, как устройство пограничных рубежей завоеванной или вновь заселяемой местности. «Границы селений, — отмечено в Артхашастре, — он (правитель. — Б. Я.) должен установить по рекам или горам, лесам, колючим кустарникам, оврагам, валам (или насаждениям деревьев)...», т. е. либо по естественным, либо по искусственным рубежам. Отдельно даны правила выбора места и постройки крепостей во вновь заселяемой области. Именно посередине последней следует устроить укрепленную сокровищницу, центр власти новой провинции, которую лучше расположить на местности у слияния рек или на берегу не пересыхающего водоема. Такая строгая и точная привязка любых действий в области военной (завоевательной), экономической, социальной политики к ландшафту вообще и конкретной местности в частности не может не навести на мысль о довольно жесткой детерминации любой политики в Древней Индии (и не только в ней) природными условиями, т. е. о связи политики и географии. Геополитические идеи античности (Древние Греция и Рим) Уже Страбон, живший в I в. до н. э., отметил, что география, как и политика, служит нуждам государства и государственного управления. Посредником между политикой и географией выступает особый класс людей — правители. Он же в своей «Географии», выражая точки зрения наиболее авторитетных географов (геополитиков?) античности, рисует весьма правдоподобную даже по современным представлениям картину земной поверхности. Согласно Страбону, Земля — это шар, на котором расположена суша, окруженная морем (океаном). Сушу он условно подразделил (линией экватора) на Северное и Южное полушария, а также на пять климатических поясов, из которых три (два полярных и экваториальный) необитаемы ввиду либо очень холодного, либо очень жаркого климата. Умеренные пояса по обе стороны экватора и составляют обитаемую сушу, т. е. ойкумену. Связь географии и политики признавали и древнеримские ученые. Так, Марк Туллий Цицерон, известный римский правовед и оратор, утверждал, что еще Ромул при основании Рима обратил самое пристальное внимание на место, где закладывалась будущая «столица мира». Особое внимание, по мнению Цицерона, следует обращать на положение относительно моря, а также на наличие реки как транспортной магистрали, запасов пресной воды (родники, колодцы), холмов для постройки крепостей и здорового климата. Древнегреческий ученый-историк Геродот, живший в V в. до н. э., кульминационным моментом развития древнегреческой цивилизации считал греко-персидские войны, а главным содержанием человеческой истории — противостояние Запада и Востока, Моря и Суши, Греческой федерации и Персидской державы, эллинов и варваров, демократии и сатрапии, свободы и принуждения. Вкладом историка и стратега Фукидида в развитие геополитических идей было представление об истории не как цепи о фактов и мифов (как у Геродота), а как едином военно-политическом процессе, так как почти вся его сознательная жизнь пришлась на время Пелопонесской войны (431-404 до н. э.) между Афинским морским союзом и Пелопонесским союзом во главе со Спартой, между морской мощью, олицетворяемой Афинами, и сухопутной силой во главе со спартанской армией. Несмотря на то что война носила региональный характер, по своему масштабу (были втянуты многие греческие полисы и колонии) и значению как для греков, так и для других народов (победа той или иной стороны означала долгое доминирование сил Моря или Суши, демократии или олигархии, прогрессизма или консерватизма) она имела геополитическое значение. Философ Аристотель жил в то время, когда по закону экспансии, сформулированному в XIX в. Ф. Ратцелем, древнегреческая цивилизация под руководством Александра Македонского двинулась на завоевание мира. Более того, сам Аристотель воспитал предводителя этого действительно геополитического похода, однако ученик не во всем следовал за учителем. Аристотель в своем сочинении «Политика» совершенно определенно связывает государство, его территорию и население, считая, что для «наилучшего» или «прекраснейшего» государства требуется территория, способная разместить все его население. При этом не следует искусственно расширять территорию, ибо это повлечет за собой присоединение чуждого данному государству населения (метеков) и трудности управления посредством неизменных законов. Вместе с тем, государство не может быть слишком маленьким, ибо оно может лишиться независимости. Особое внимание следует обратить на географическое положение, и в первую очередь на близость к морю и удобство мореплавания. Идеальное госу дарство должно не только процветать, но и быть готово к самозащите и оказанию помощи дружественным государствам на суше и на море. Примером такого процветающего, торгового и мощного в военном отношении государства Аристотель считал Критскую державу микенской эпохи, а главной причиной этого — выгодное географическое положение. Греческий историк и стратег Полибий, живший в эпоху заката и распада державы Александра Македонского и завоевания Эллады Римской державой, пытался найти причину расцвета Рима и постоянного роста его военной мощи. Описание Римской державы он как геополитически мыслящий ученый начинает с географического положения Рима и Италии, ее населения, климата, почв, рек, производимых в этих условиях продуктов. Важное внимание он уделяет политической системе Древнего Рима. Смешанное политическое устройство Рима, когда монархическую власть представляют собой консулы, аристократическую — Сенат, а демократическую — народное собрание и, таким образом, все римские граждане имеют возможность активно участвовать в политической жизни, Полибий не только считает наилучшим, но и способствующим процветанию и укреплению Рима. Подробнее о государственном устройстве Древнего Рима, и особенно о периоде трансформации его политической системы из республиканской в императорскую, писал уже в XIX в. тоже один из предтеч геополитики немецкий историк Т. Моммзен. Он сделал вывод о том,что политическое устройство Римской державы в процессе перехода от республики к империи прошло достаточно длительный переходный период, когда форма правления была уже не республиканской, но еще не императорской. Такое государственное устройство, созданное Октавианом Августом и просуществовавшее почти двести лет (начало I — начало III в. н. э.), Момзен назвал принципатом. При принципате сохраняются все выборные республиканские институты, но власть фактически находится в руках первого сенатора (принцепса). Геродот (ок. 484 — между 431-425 до н. э.) Сведений о жизни и научной деятельности одного из самых известных древнегреческих историков Геродота сохранилось немного. Даже даты рождения и смерти установлены приблизительно, известно только, что родился он в Галикарнасе (область Кария на юго-западе Малой Азии) в состоятельной аристократической семье. В то время власть в Галикарнасе принадлежала тирану Лигдамиду, против которого выступала группа заговорщиков, в том числе и молодой Геродот. Заговор не удался, и Геродоту пришлось бежать из родного полиса на остров Самос, бывший тогда одним из сильнейших государств ионического побережья Малой Азии. Следующий период жизни политического изгнанника связан с путешествиями. В течение десяти лет он посетил Египет, Ливию, Вавилон, Ассирию, Персию, объездил всю Малую Азию, Геллеспонт (Черноморские проливы и все Причерноморье, как Южное, так и Северное вплоть до города Ольвии); побывал в Западном Средиземноморье, в том числе на Сицилии, на Балканах (Македония, Фракия), на многих островах Эгейского моря. Везде он активно изучал и записывал историю племен и государств, этнографические и географические подробности. Примерно в середине 40-х гг. V в. до н. э. уже зрелым человеком, достигшим акмэ (сорокалетия), он поселяется в Афинах, которые переживали эпоху расцвета (450-430 гг. до н. э.). Геродот знакомится с Периклом и входит в его кружок (жена Перикла — Аспазия, философ Анаксагор, скульптор Фидий, драматург Софокл и др.). Он принимает предложение Перикла руководить новой колонией Афин — Фуриями (на юге Италии) и достаточно долгое время занимается политической деятельностью в Фуриях. Отсюда и разные имена, которыми называли его древние греки: по месту рождения — Галикарнасский, по месту правления — Фурийский. Неизвестно, сколько пробыл Геродот в Фуриях и где умер (в Фуриях или в Афинах). Кроме политической деятельности, и даже в первую очередь, Геродот прославился как историк. Для современного читателя древнегреческая история начинается с Геродота. Не меньше ценили его и античные ученые. Цицерон назвал Геродота «отцом истории». Фукидид — логографом наряду с Гекатеем Милетским, Хароном Лампсакским, Геллаником Митиленским, которые писали свои сочинения, основываясь на преданиях, рассказах местных служителей культа, очевидцев событий, переплетая реальные события и деяния богов, трактуя мифы и легенды с точки зрения здравого смысла. Современные историки считают Геродотову «Историю» переходной — от логографического к научно-историческому методу изложения. По мнению большинства современных геополитиков, именно с сочинений Геродота в античной традиции явственно просматривается геополитический подход. Свое главное произведение, включившее собранный исторический, политический, военно-стратегический, мифологический, этнографический и географический материал, Геродот назвал Histories Apodeixis («Изложение событий»). С тех пор термин «история», означающий также «исследования», «описания», заменил для данной науки термин «логос» — «проза», «речь», «рассказ», «учение». «История» Геродота, разделенная потом (II в. н. э.) александрийскими учеными на девять книг, названных по именам муз, охватывает весь известный автору исторический процесс от мифологического «умыкания жен» разными народами, становившегося поводом для войн, до «золотого века» Афин. Несмотря на свою явную проэллинскую позицию, Геродот старается объективно описывать факты истории, бесстрастно повествует о странных варварских обычаях, признает в некоторых случаях превосходство варваров над эллинами, указывает на преемственность греческой культуры в отношении Египта. По содержанию девять книг геродотовой истории можно разделить на две части: первая (I-IV книги и начало V) посвящена завоеванию гегемонии Персии в Азии. С приходом к власти Кира Древнего (559 г. до н. э.) Персия последовательно покоряет государства Малой Азии, Вавилон, Египет и становится крупнейшей, как сказали бы сегодня, геополитической державой. Геродот подробно рассказывает о странах и народах, завоеванных персами, их географическом положении и обычаях, рисует общую картину возвышения Персии. Во второй части «Истории» (книги V-IX) Геродот освещает положение дел в Элладе и ход греко-персидских воин, показывая роль армии и особенно флота. Эта часть для Геродота, несомненно, главная, а задача первой — ввести читателя в курс событий и выявить причины и цели походов персов против Эллады, которая под действием персидской угрозы прекращает междоусобную борьбу, объединяется и превращается в морскую военную федерацию, давшую отпор и одержавшую окончательную победу над агрессорами. Индуктивный подход Геродота, заключающийся в описании исторического процесса от частного к общему, «снизу вверх», от отдельных правителей, политических деятелей, племен, полисов, стран до объединения их в региональные «супердержавы», объединившие многие государства Европы с одной стороны и Азии — с другой, противостояние этих континентальных гигантов ассоциируется с современной континентально-региональной геополитикой (недаром один из наиболее известных современных региональных геополитиков француз Ив Лакост назвал свой научный журнал «Геродот»). Ниже представлена карта (рис. 2.1), исполненная современным картографом на основании представлений Геродота об ойкумене V в. до н. э. Рис. 2.1. Представления о Земле Геродота (V в. до н. э.}. Источник: Словарь античности /Сост. И. Ирмшер,-Р. Ионе. Пер. с нем. М., 1989. С. 251 Фукилид (460-396 до н. э.) Фукидид родился в Афинах в богатой аристократической семье. Его отец Олор был прямым потомком фракийского царя Олора, мать также принадлежала к знатному фракийскому роду. Очевидно, Фукидид учился у лучших педагогов своего времени: философа Анаксагора, софистов Протагора и Горгия, слушал речи оратора Антифонта. Но самое большое впечатление на молодого Фукидида произвел Перикл. Именно поэтому, вопреки традициям семьи и родственным связям с аристократическими олигархическими группировками, он был сторонником демократической партии. Во время Пелопонесской войны (431-404 до н. э.) между Афинским морским союзом и Пелопонесским союзом во главе со Спартой тридцатишестилетний Фукидид был избран (424 до н. э.) членом коллегии десяти стратегов (фактически — правительство Афин), а затем как стратег получил командование над всеми войсками, дислоцированными во Фракии. Во время похода спартанской армии Брасида во Фракию Фукидид оказался в главе эскадры кораблей и не смог вовремя оказать помощь фракийскому полису Амфиполю, который был взят Брасидом. За это Фукидид был приговорен к пожизненному изгнанию из Афин (423 до н. э.). Лишь после двадцатилетнего отсутствия он смог вернуться на родину (404 до н. э.). Точных сведений о том, где и чем занимался Фукидид в изгнании, нет. Скорее всего он жил на родине предков во Фракии и посвятил свой досуг написанию знаменитой «Истории». Возможно, в это время он совершил путешествие по Средиземному морю (Македония, Сицилия, Италия, Спарта). Обстоятельства и место смерти его неизвестны известно лишь, что останки Фукидида были перевезены и захоронены в Афинах. В своей «Истории» Фукидид поставил задачу описать «войну пелопонесцев с афинянами, как они воевали между собой». Таким образом, он решал не глобальную, а региональную проблему, но проблема эта была геополитической, поскольку война между Афинами и Спартой носила характер соперничества за гегемонию в Элладе. Кроме того, учитывая противоположности общественных укладов и форм правления, эта война решала вопрос о направлении дальнейшего развития всех греческих полисов. Речь идет об альтернативе между демократией и олигархией, торгово-промышленными и традиционно-сельскохозяйстненными путями развития, широком космополитическом или спартанско-патриотическом этосе (образе мышления). Фукидид первым из древнегреческих историков рассматривал исторический процесс прагматически (а не эпически, как Геродот), как цепь политических, военно-политических событий и военных столкновений. Для него история — прежде всего внешняя политика, в том числе и военная. Именно в этом проявился его геополитический подход. Война показала возросшую роль армии — несмотря на неоспоримое преимущество афинян в культуре, искусстве, торговле и промышленности, победа оказалась на стороне Спарты. Фукидид подчеркнул и роль флота, особенно для укрепления мощи прибрежных и островных государств, таких как полис Коринф, остров Крит. Коринф, например, благодаря развитию флота и торговли стал одним из самых мощных в военном отношении и богатых государств Эллады. Критское островное государство, используя свое исключительно выгодное географическое положение (защищенность от врагов, удобное побережье для развития судоходства и контроля за другими государствами), сумело добиться в конце II тыс. до н. э. гегемонии в Средиземноморье. Фукидид отметил возросшее значение военно-морского флота в войне с преимущественно сухопутными державами. Именно благодаря мощному флоту и господству на море получили преимущество ионяне в их войне с персами.
Ксенофонт (ок. 430-370 ло н. э.) Ксенофонг родился в Афинах в богатой аристократической семье и получил прекрасное воспитание и образование, которое совершенствовал в общении с Сократом. К этому времени уже миновал золотой век расцвета Афин, век Перикла и афинской гегемонии в Элладе (450-430 до н. э.) и началась Пелопонесская война (431-404 до н. э.) между промышленными и торговыми культурно развитыми, демократическими Афинами и консервативно-традиционной, но мощной военной, олигархической Спартой. Хотя причины войны были значительно глубже, чем только противостояние Афин и Спарты (торговая конкуренция Афин и Коринфа, союзника Спарты, в первую. очередь в западной части Средиземного моря, торговой «вотчине» Коринфа; вмешательство Афин в ссору между Коринфом и Керкирой; противоречия между демократической и олигархической партиями, которые существовали во всех полисах Эллады; борьба за территориальные, людские, природные ресурсы). Несмотря на то что Ксенофонт был уроженцем Афин, он принадлежал к олигархической партии и считал Спарту не только образцом государственного устройства, но и центром, вокруг которого должна объединиться вся Эллада. Ксенофонт вырос в военной среде и военной обстановке, фактически в условиях гражданской войны. Следует отметить, что в Пелопонесскую войну резко изменился социальный состав греческих армий. Если раньше основу греческой фаланги составляли гоплиты — ополченцы, жители полисов, то теперь ведущая роль перешла к наемникам — профессиональным воинам, для которых победа не вела к миру, а была лишь возможностью заработать. Неизвестна роль Ксенофонта в политическом процессе в Афинах при правлении 30 тиранов, поставленных Спартой, но после поражения Пелопонесского союза (404 до н. э.) он вместе с наемниками-спартанцами отправляется в качестве командира одного из подразделений в Малую Азию на службу к Киру Младшему (401 до н. э.). Познакомившись с Киром, Ксенофонт принял его предложение стать его советником. В этом качестве он и следовал за Киром последующие десять лет. Кир ставил себе задачей сокрушить своего соперника в борьбе за трон — Артаксеркса, но это ему не удалось. В 394 г. до н. э. вместе с армией спартанцев под командованием Агесилая Ксенофонт возвращается в Элладу, но не в Афины, а в Спарту, и принимает участие в битве при Коронее, в которой Спарта разгромила войска антиспартанской коалиции, состоящие в основном из фиванцев и афинян. За участие в сражении против родного полиса Ксенофонт был приговорен к изгнанию из Афин. Оставив военную службу, он поселился в поместье близ Олимпии. В 370 г. до н. э. Олимпия и ее окрестности были заняты противниками спартанцев элейцами. Ксенофонт бежал в Коринф, где вскоре умер. В своих главных трудах: «Анабасис» (переводится как «Восхождение» — о походе Кира Младшего в глубь Азии) и «Греческая история» Ксенофонт кроме описания сражений и деяний правителей дает интересные этнографические сведения, старается связывать военно-политические события с географией. Богатый жизненный опыт, знания и навыки, приобретенные им в географии и военной стратегии, общая широта кругозора позволяют оценить его работы (особенно «Греческую историю») как представляющие несомненный интерес с точки зрения геополитики в плане геополитических идей о противостоянии Суши и Моря, о значении армии и флота для мощи государства, о гегемонии на море и ее предопределении природой. Аристотель (384-322 до н. э.) Аристотель родился в г. Стагире (Стагира, Стагиры), основанном как колония греческого острова Андрос на юге Македонии, которая в IV в. до н. э. рассматривалась как часть Эллады. Его отец Никомах был известным потомственным врачом и служил у македонского царя Аминты III, поэтому детство Аристотеля прошло в столице Македонии — Пелле — при дворе, а в числе его товарищей был сын царя, будущий царь Филипп П. Аристотель получил отличное по тем временам образование, а помогая отцу в его медицинской практике, овладел профессией врача. В пятнадцать лет он лишился родителей и вместе со своими братом и сестрой вернулся в Стагир, где их воспитанием занялся опекун Проксен. Через два года Проксен разрешил Аристотелю для совершенствования образования отправиться в Афины (367 до н. э.), где он поступил в Академию Платона. По окончании Академии он остался там преподавать, проведя таким образом в ее стенах двадцать лет. После кончины Платона Аристотель покинул академию и, проскитавшись пять лет, принял приглашение Филиппа II воспитывать его сына, которому тогда (343 до н. э.) было уже тринадцать лет. Так, Александр под руководством Аристотеля изучил «Илиаду» Гомера, найдя свой идеал в Ахилле, самом могучем, успешном и непобедимом воине Эллады. 339-336 гг. Аристотель провел в Стагире. В это время (338 г. до н. э.) Филипп II наносит решающее поражение грекам и становится властелином всей Эллады, следующим шагом предполагая поход в Малую Азию. Так что обстановка, в которой воспитывался Александр, способствовала формированию у него геополитического мышления. В дальнейшем, несмотря на предложение Аристотеля о колонизации завоеванных территорий, Александр принял иное решение; строить новое государство, смешав пришлое греческое и местное население и перенеся столицу в Вавилон. В 335 г. до н. э. Аристотель перебрался в Афины, где создал свою академию — Ликей. Смерть Александра Македонского (323 до н. э.) вызвала восстание в Афинах, после победы которого представители промакедонской партии были подвергнуты гонениям, в том числе и Аристотель. Ему пришлось бежать из Афин; в пути он умер от мучавшей его всю жизнь болезни желудка. С точки зрения геополитики в сочинениях Аристотеля вызывает интерес обнаруженная им связь между природной средой и государственным устройством, между количеством населения и его качествами, площадью территории и силой государства. По Аристотелю «наилучший государственный строй не может возникнуть без соответствующих внешних условий». При этом под внешними условиями греческий философ понимал как природные, так и социальные характеристики. Важнейшими социальными условиями безопасного существования (мощи государства. — Б. И.) является количество населения и его качественные характеристики, в первую очередь соотношение свободных людей, которые в случае необходимости могут стать гоплитами (тяжеловооруженными воинами), метеков и рабов. Среди свободного населения полиса также следует выдерживать пропорцию между количеством земледельцев, ремесленников, торговцев и т. д., ибо «то государство, в котором много ремесленников, но мало тяжеловооруженных (воинов. — Б. И.), нельзя считать государством большим (т. е. могучим. — Б. Я.)»2. Важнейшими природными условиями являются характеристики территории -полиса. «Она (территория. — Б. И.) должна быть труднодоступна для вторжения, но иметь удобные выходы». «Город (полис. — Б. И.)... надлежит устроить так, чтобы он был расположен одинаково хорошо и по отношению к морю, и по отношению к остальной части государства». У Аристотеля также встречается обоснование роли морской силы для усиления мощи государства. «Ведь гораздо лег
|